На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 280 подписчиков

Свежие комментарии

  • Вячеслав Денисов
    Разгонять надо сидящую в Кремле крышу всех этих диаспор!Мариупольцы: "Луч...
  • LiapaNNZ Фамилия
    Слава тебе Господи!УКРАИНА: МОБИЛИЗА...
  • Нина Генонова
    Мариупальцы,не молчите,иначе будет большой аул,грязь,преступленияМариупольцы: "Луч...

Проект «ЗЗ». Россия прирастёт умом, а не Сибирью

Российский финансовый министр поведал о завершении зависимости страны от вывоза сырья. «Шоковый период» позади. Тем временем иностранные эксперты возвестили: инвестиции снова пошли в Россию, более того, Москва становится «центром притяжения денег». Проблемы рубля, говорят другие эксперты, у Путина тоже позади: нацвалюта уже не так зависит от цены на нефть, как прежде.


Проект «ЗЗ». Россия прирастёт умом, а не Сибирью

Они смогут это сделать. Кадр из видеоролика «Die Welt»


Эдуард Штайнер во влиятельной немецкой газете «Die Welt» рассказал о снижении зависимости России от экспорта нефти и газа.

Богатство в виде нефти и газа было для России скорее проклятием, нежели благословением, отмечает Штайнер. Теперь Москва ослабила свою зависимость от экспорта. Однако русских ждёт другая экономическая проблема.

Антон Силуанов — не из тех российских политиков, которые говорят страстно. «Министр финансов огромной страны» — тип человека-калькулятора: у него высоко развито «чувство рационального». На днях Силуанов выступил с речью на Гайдаровском форуме и объявил завершение односторонней зависимости России от экспорта нефти и газа.

Доля нефтегазового сектора в ВВП РФ снизилась в период с 2014 по 2016 гг. с 9,6% до 5,8%, отметил министр финансов. Основной период «шока» позади; Россия излечилась от «голландской болезни».

Что означает такое заявление? По сути, Силуанов сравнил недавнюю ситуацию в России с событиями начала 60-х годов в Нидерландах. В то время голландцы открыли большие запасы газа, что само по себе стало причиной «глубоких структурных изменений». При экспорте этого товара обменный курс голландской валюты резко вырос, что значительно подорвало конкурентоспособность большей части других отраслей экономики.

Именно это и имеет в виду министр Силуанов. По его словам, все кризисы в России были связаны с тем, что «экономика не диверсифицирована», а «бюджет сильно зависел от цены экспортных товаров». Однако ныне с этим покончено.

Проект «ЗЗ». Россия прирастёт умом, а не Сибирью

Силуанов и Медведев. 2012 год. Источник фото


Между тем преодоление голландской болезни не есть заслуга правительства, по крайней мере, не в первую очередь его заслуга. Ведь стоимость рубля с 2014 года упала более чем в два раза, что связано как раз с падением цен на нефть.

Благодаря западным санкциям, а не действиям правительства, «беспрецедентный импульс» для развития получило сельское хозяйство России. Ещё одним фактором, обусловившим его подъём, была низкая цена рабочей силы на селе. Дешевизна труда рабочих дополнительно объясняется падением реальной заработной платы.

Поэтому наблюдатели не верят, что Россия «сорвалась с сырьевого крючка».

Интересно, что сам Силуанов, знающий об укреплении нацвалюты, произнёс «мантру» об опасности сильного рубля. Министр финансов, отмечает немецкая газета, здесь находится «в затруднительном положении». Это и неудивительно: бюджету нужны доходы от высоких цен на нефть. Стратегия министра компромиссна: растущие доходы от экспорта не могут равняться расходам, часть их следует использовать для пополнения резервного фонда.

Какие же общие решения должны принять ответственные лица? Да об этом в России твердят уж давно: привлечение инвестиций, повышение производительности, увеличение пенсионного возраста, выделять побольше денег на образование и здравоохранение, а вовсе не на военные и социальные нужды. Ну, а ещё — реформа государственного управления и судебной системы.

Словом, ничего нового.

Господин Кудрин, к примеру, считает, что отсутствие доверия к государственным институтам есть самый сильный экономический тормоз. По его словам, люди много доверяют президенту, однако правительству, парламенту, полиции или отдельным министерствам доверяют куда меньше — иным ведомствам доверяет лишь 15% граждан. «При таком отсутствии доверия к институтам власти трудно проводить реформы», — заметил он.

Сергей Петров, миллиардер из автомобильного сектора и до недавнего времени член парламента, полагает, что Путин «стал заложником своей собственной системы».

Эдуард Штайнер подытоживает: Россия, может, и оправилась от «голландской болезни», но болезнь «русскую» ей придётся лечить ещё долго.

Кеннет Рапоза в статье «Russia Becomes One Big Money Magnet», написанной для журнала «Форбс», пишет о России как о «большом центре притяжения денег».

Пусть иные злопыхатели ненавидят люто Россию, однако их чувства «непродуктивны» с точки зрения вложения капиталов. Пусть эти ненавистники вспомнят, что уже в прошлом году индекс капитализации малых и средних предприятий в РФ вырос более чем на 95%.

Также следует помнить, что сегодня Россия занимает 1-е место в мире по добыче углеводородов (Саудовская Аравия позади).

Наконец, нельзя забывать и о намерениях Д. Трампа: его администрация «сигнализирует» о вероятном конце враждебности по отношению к Москве.

Итог: инвесторы опять устремились в Россию.

В России зафиксирован самый большой приток иностранных портфельных инвестиций среди ряда крупных стран. Россия стоит впереди Китая, Индии, Бразилии, Мексики. (Для примера автор взял так называемые формирующиеся рынки.) В результате в плане притока зарубежных инвестиций Россия сумела стать наиболее популярным формирующимся рынком.

Почему закончился в России спад? Автор отвечает: благодаря росту нефтяных цен, а также низким процентным ставкам.

«В условиях мировой неопределённости, сложившейся из-за Brexit, Трампа, выборов в Италии, Франции и Германии [имеются в виду выборы будущие], нам видно, что Россия занимает уверенное положение среди формирующихся рынков», — сказал Дэниел Солтер, руководитель стратегии глобальных ценных бумаг «Ренессанса» (Лондон). Правда, Россия будет выглядеть на рынках хорошо лишь в том случае, если нефтяные цены удержатся и не пойдут вниз.

Анна Андрианова (Anna Andrianova) в «Bloomberg» отмечает, что для решения проблемы страхования рисков от внешнеэкономической конъюнктуры Банк России готовится снова выйти на валютный рынок после 18-месячного отсутствия и «впитать» иностранные доходы, полученные сверх цены на нефть в $40, заложенной в бюджет. Первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов уже заявил в интервью, что закупки валюты возможны уже при текущих ценах на нефть. Обменный курс должен стать более «предсказуемым», вторит ему министр финансов Антон Силуанов.

На данном этапе восстановления экономика Россия выиграет от стабильного рубля, полагает П. Матис, валютный стратег из Лондона. Однако чрезмерное укрепление нацвалюты «может подорвать конкурентоспособность российских экспортёров», тем более в той ситуации, когда «пирог» мировой экономики на глазах съёживается.

При средней цене на нефть в $50 за баррель, указывает далее издание, Россия дополнительно получит 1 триллион рублей (16,8 млрд. долларов) в 2017 году (оценка Министерства финансов РФ).

Отмечается, что рубль стал менее зависимым от колебаний цен на нефть, но более чувствительным к изменениям в потоках капитала и настроениям инвесторов.

2016 год стал «лучшим годом» после того, как нацвалюта России потеряла половину стоимости по отношению к доллару в 2014-2015 годах.

«После финансового стресса 2014 года общество нуждается в стабильности и предсказуемости больше, чем в сильном рубле», — полагает Дмитрий Постоленко, финансовый менеджер «Kapital Asset Management» в Москве. Стабильный обменный курс как раз позволит «экономическим агентам и правительству строить планы с большей уверенностью».

* * *


Иностранные эксперты делают, в сущности, парадоксальные выводы: спад в России закончился, рубль уменьшил зависимость от цен на нефть, в ВВП страны всё меньше нефти, но воспрянет Россия благодаря росту цен на нефть и недопущению стабильно высокого курса национальной валюты.

Что до российских правителей, то они, как и прежде, «калькулируют» нефтяные доходы бюджета и прикидывают, насколько доходов станет больше из-за роста цен на минеральное сырьё. И точно так же, как прежде, предлагается наполнение нефтерублями резервного фонда.

Чем-то новым является внимание западных инвесторов к России. Вероятно, многие ждут, что мистер Трамп вот-вот начнёт проводить политику политического сближения с Москвой.
Автор: Олег Чувакин
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх