Женщина с ребенком на руках останавливает бульдозер, а депутат встает под ковш
Хищный оскал стальных резцов гусеничного мульчера на женщину с ребенком, заслонивших собой обреченную на снос дубраву — такова реальная картина происходящего в Волго-Ахтубинской пойме.
Здесь воплощается в жизнь сюжет фантастического фильма «Аватар». Там колонисты с Земли, ради доступа к ценным минералам, сносили с поверхности планеты Пандора все живое — вместе с деревьями, животными и туземным племенем.Здесь техника, прорубающая просеку под скоростную автостраду через заповедник (биосферный резерват ЮНЕСКО), пока останавливается, когда на ее пути встают защитники поймы. Но долго ли так до первой крови? А если по случайности, по неосторожности не заметят бульдозеристы мальчишку, обнявшего дубовый ствол? Тем более, что в последнее время ломать заповедную дубраву стали преимущественно в темное время суток — так вроде бы меньше вероятности встретить на пути пикет защитников поймы.
«Это они не столько от нас, сколько от закона прячутся, — считает депутат Волгоградской областной думы Александр Осипов. — Бульдозеристы убегают, когда мы их останавливаем и вызываем полицию — вырубка в пойменном заповеднике незаконна», — уверен парламентарий, откликнувшийся на призыв президента Владимира Путина беречь природу, и жестоко за это поплатившийся — изгнан со всех постов, лишен зарплаты. Это вроде как в «Аватаре» бывший морпех пренебрег посулами получить деньги на лечение парализованных ног и примкнул к туземцам.
Впечатляет также фото женщины с ребенком на руках перед ковшом бульдозера. Хотя теперь сама она вынуждена оправдываться и уточнять, чтобы не вызывать ложной тревоги у органов опеки: она одна останавливала бульдозер — когда это случилось, ребенок находился в автомобиле. И только потом, когда работы были прекращены, когда началось разбирательство, мать взяла ребенка на руки — тогда и было сделано это фото.
К сожалению, природоохранное законодательство не срабатывает и защитникам поймы приходится становиться перед работающей техникой.
Например, депутат Александр Осипов и другие экоактивисты, защищая пойму делали это неоднократно.
Свою точку зрения на происходящее в Волго-Ахтубинской пойме «СП» высказала председатель Комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты РФ Елена Шаройкина:
— В Общественной палате на федеральном уровне вопрос по проблеме строительства скоростной автострады через Волго-Ахтубинскую пойму обсуждался дважды. Сначала с активистами, защищающими природный парк, которые считают, что вместо того, чтобы строить новую трассу, достаточно расширить существующую. А потом с местными жителями, которые настаивали на немедленном строительстве через природный парк, не трогая существующую дорогу, проходящую через населенный пункт. С тех пор я постоянно занимаюсь этой темой.
«СП»: — Простой вопрос: строительные работы в пойме идут сейчас в соответствии с законодательством?
— К сожалению, закон нарушается. Так, Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой вынесены предостережения компании-застройщику и Комитету природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области.
А депутату законодательного собрания Волгоградской области Александру Осипову отказываются предоставить материалы экологической экспертизы, хотя он, как депутат, имеет полное право получить этот документ. И граждане имеют право знать, что в этом документе. Это нарушение закона и депутат Осипов обратился в Генеральную прокуратуру, пойдет с этим в суд.
Причем, надо отметить, что Осипов — не оппозиционер. Он являлся членом фракции «Единая Россия» и возглавлял комиссию по вопросам регламента и парламентского контроля в Волгоградской областной Думе, пока не был изгнан с этого поста из-за того, что стал выступать в защиту природного парка.
Его просили замолчать, предупреждали — не остановишься — все потеряешь. Но он не остановился. Его исключили из региональной фракции «Единая Россия», отстранили от должности, лишив автомобиля и зарплаты.
«СП»: — Какая позиция у учёных?
— Есть позиция Русского географического общества, в частности, вице-президента РГО, специалиста в области ландшафтной экологии и заповедного дела, академика РАН Александра Александровича Чибилёва, который считает, что строительство дороги через Волго-Ахтубинскую пойму нанесёт ей серьёзный ущерб. Эту позицию разделяет целый ряд учёных как в регионе, так и в федеральном центре.
Речь идет о склонной к опустыниванию территории. Мы живём в условиях меняющегося климата и лесные массивы играют ключевую роль, сдерживая последствия. А в Волгоградской области леса занимают лишь 4% площади, и значительная часть этого зеленого фонда принадлежит Волго-Ахтубинской пойме, которая является особо охраняемой природной территорией (ООПТ) и входит в сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО. Это место обитания краснокнижных растений и животных.
Общеизвестна и позиция президента, который очень много делает для сохранения природы, защиты редких видов животных и год за годом говорит о необходимости развития системы ООПТ особо охраняемых природных территорий. В 2021 году Владимир Путин говорил об этом, выступая на пленарном заседании Питерского международного экономического форума. В этом контексте совершенно непонятна логика волгоградских чиновников, есть здесь некоторое противоречие.
«СП»: — Региональные власти обещают провести лесовосстановительные работы — даже с избытком…
— В этой климатической зоне восстановление дубрав практически невозможно. По оценкам учёных, в Волгоградской области почти 1,4 млн га земли подвержены опустыниванию. В этом году в регионе даже был открыт специальный Центр по борьбе с опустыниванием территорий, созданный совместно Минприроды и Российской Академией Наук.
К тому же не совсем понятно на каких землях пройдет это лесовосстановление. Региональные эксперты говорят, что так и не увидели проектную документацию по планируемой высадке. Таким образом, специалисты считают, что возможность восстановления 30 тысяч деревьев, которые будут вырублены, — это иллюзия.
«СП»: — Вам известны мнения людей, живущих в этом месте?
— Да, и здесь жители разделились на две условные половины: тех, кто не хочет дорогу через свой населённый пункт, и тех, кто считает, что нельзя проводить дорогу через особо охраняемую природную территорию. Но когда говорят, что последние против дороги, — это не так. Напротив, защитники поймы двумя руками за дорогу. Это принципиально важный проект для социально-экономического развития региона.
Но защитники поймы убеждены, что дорога может пройти по более щадящему для заповедной природы маршруту. Для этого нужно просто расширить существующую трассу. Кстати, губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров говорил ровно об этом ещё в 2017 году и обещал расширить ее до 3 или 4 полос.
Да, возможно, для этого придется перенести в другое место детский садик, а тому, кто живет в непосредственной близости, построить новый дом. Вспомните, как корректно, профессионально и с душой был построен Крымский мост. Там также дорога к мосту шла через населенные пункты, при её строительстве учитывали мнения ученых, экологов, населения. И не было ни одного скандала. При строительстве дороги в Волгоградской области нужен такой же подход — строить без ущерба для природы и с учётом интересов людей.
К сожалению, в Волгограде, мы не видим полноценного диалога. Наша Комиссия старается этот диалог устроить и, я надеюсь, у нас это получится.
Но выбирая вариант трассировки, надо не забывать и о последующих за нами поколениях и обязательно слушать учёных. Когда на Байкале начинали строить ЦБК, наука предупреждала, что не надо этого делать. Предостерегали, что всё это закончится экологической катастрофой. И сейчас мы ищем новейшие технологии чтобы убрать накопленный ущерб на Байкале. И это лично курирует Президент.
«СП»: — И, похоже, в Волго-Ахтубинской пойме также не обойтись без вмешательства главы государства?
— Возможно, но я просто не понимаю, почему всем должен заниматься лично Президент? Почему в случае с природным парком «Волго-Ахтубинская пойма», мы не можем сами нормально разобраться — на уровне региона? Ведь в ситуации в Куштау, и на Байкальском ЦБК — лично вмешивался президент. И заметьте, он всегда принимает решение в защиту природы. На мой взгляд президент у нас — самый большой эколог в стране. Только вот почему-то губернаторы не могут следовать этой логике.
Понятно, что зачастую это непросто. Как в той же Волгоградской области, которая находится в крайне тяжелом экономическом положении — дотационный регион. Сейчас выделили средства на строительство дороги. Это деньги и в экономику региона — на рабочие места, налоговые поступления, а когда закончится строительство дороги, то через регион пойдет дополнительный транспортный поток — местная экономика должна оживиться.
Действительно ли нет другого пути? Если это так, то экологам, учёным, жителям региона нужно это обосновать. А сейчас экологический конфликт в Волго-Ахтубинской пойме выходит за пределы региона. И я призываю власти Волгоградской области обеспечить открытый диалог. Общественная палата РФ готова стать независимой площадкой для этого.
«СП»: — Диалог — это время, а в пойме уже вовсю уничтожается заповедная территория. Почему там продолжаются работы, если это противоречит закону?
— У Общественной палаты нет полномочий это взять и остановить. Тем более в другой Комиссии Общественной палаты Российской Федерации есть иная точка зрения относительно дороги через пойму. Почему незаконные работы продолжаются — это вопрос к Генеральной прокуратуре. На страже закона должны быть они и суд, а не защитники поймы под ковшом экскаватора.
Свежие комментарии