На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 365 подписчиков

Свежие комментарии

  • Нина СаковичКостенко
    Хоть один здравомыслящий! Вот именно, студенты есть !Мигранты создают ...
  • kayalex
    Жиглов за, Шарапов против.Смертная казнь в ...
  • Chilipeper
    С чего это вдруг им придётся вернуть взятки? Это форс-мажор😀Механизм противод...

"Вскрыли как консервы": Кто стоит за ограблением "воздушного бункера Путина"

Вскрыли как консервы: Кто стоит за ограблением воздушного бункера Путина

Фото: ИТАР-ТАСС/ Валерий Шарифулин

В Таганроге произошло ЧП государственного масштаба. Неизвестные, пробравшись на территорию авиабазы, скрутили несколько десятков радиостанционных блоков и ещё несколько электронных плат с воздушного командного пункта Воздушно-космических сил на базе Ил-80, называемого также "самолётом Судного дня".

Таких спецбортов в России всего четыре – это настоящие командные пункты, с каждого из которых возможно автономное, с воздуха, управление всеми Вооружёнными силами страны в случае любого конфликта, когда невозможно делать это наземным способом. В частности – полномасштабной ядерной войны, отчего, собственно, такой Ил-80ВзПУ (или изделие "65с", или Maxdome, по классификации НАТО) и получил название "самолёта Судного дня". Другое наименование – "воздушный бункер Путина".

Суть такого центра состоит в том, что при возникновении неотвратимой угрозы для жизни высшего руководства государства он эвакуирует их, и они ведут командование уже с воздуха.

Впрочем, в вероятности подобного сценария всегда есть сомнения – хотя бы потому, что до аэропорта базирования ВзПУ ещё надо добраться, потом – взлететь и так далее.

Тем не менее они существуют – с середины 1980-х, когда совершён первый пробный полёт такого Ил-80.

За несколько лет до этого ЦК поставил задачу конструкторам разработать "воздушный бункер" по примеру США, что и было сделано. Советский вариант "самолёта Судного дня" создан на базе Ил-86, но, конечно, кардинально от него отличается.

Во-первых, он сверхпрочный и обеспечивает максимальную защиту пассажиров от оружия массового поражения, включая радиоактивное. Во-вторых, напичкан (с течением времени, само собой, всё это добро обновляется) всевозможной аппаратурой – навигационной, спутниковой, позволяющей быть полностью автономным во время полёта; есть даже выпускная тросовая антенна для связи с подводными лодками, способная вытягиваться на 8 км. В-третьих, он способен дозаправляться в воздухе.

Ещё из особенностей: там нет иллюминаторов, а визуально от гражданского борта Ил-80 отличается огромным "наростом" на передней части фюзеляжа, где сосредоточено всё радиоэлектронное оборудование.

Словом, это сверхсекретный объект, и всё, что там есть, это гостайна, даже винтики. Все четыре "воздушных бункера" находятся под круглосуточной охраной и базируются, если верить открытым данным, на аэродроме в Чкаловском. Их полёты, обслуживание, тренировки не афишируются.

Неделю назад проверяли – всё было нормально. А потом – бах! – оказалось, люк вскрыли

Соответственно, и перелёт одного из этих "Илов" в Ростовскую область, на базу Таганрогского авиационного научно-технического комплекса (ТАНТК; выпускает знаменитые крылатые амфибии Бе-200 и самолёты дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50, а также производят ремонт некоторых судов), никак не должен был стать достоянием общественности.

Требовалось-то всего-навсего заменить смазку на амортизаторах шасси – работа, безусловно, важная и серьёзная (потому и пришлось лететь за тысячу вёрст из Подмосковья на Азовское море), но нельзя сказать, что сверхсложная.

ТАНТК выпускает не только знаменитые амфибии Бе-200, но производит и "младшего брата" Ил-80 – самолёт дальнего радиолокационного обнаружения. Так что охрана на аэродроме всегда должна быть на высочайшем уровне. Фото: ТАНТК им. Бериева/beriev.com.

Так вот, к концу ноября всё было готово: 26-го числа объект прошёл процедуру приёмки, были запечатаны основной и грузовой люки, везде поставили пломбы. Оставались чисто технические моменты.

4 декабря при осмотре оказалось, что один из люков – грузовой – вскрыт. Самым беспардонным образом. "Как консервную банку", – невесело пошутил в беседе с Царьградом источник в силовых структурах.

Естественно, грянула буря – ещё бы, взломан объект государственной важности!

Но реальность оказалась значительно хуже.

Неизвестные, проникшие в салон (причём полицейские позже обнаружили и "пальчики", и следы подошв), стащили – вырвали "с мясом" – 39 блоков радиостанционных приборов, а также пять демонтированных электронных плат с таких же устройств (почему их не убрали и они там лежали вроде как "сами по себе", тоже вопрос).

Начальник СБ ТАНТК им. Бериева (входит в Объединённую авиастроительную корпорацию) написал заявление в правоохранительные органы, возбуждено уголовное дело по статье "Кража", преступников ищут.

Но!

Есть важнейший момент: куда делись эти приборы? Отнесли их в пункт приёма цветмета? Или их уже переправили успешно за бугор, и теперь ими активно занимаются чужие специалисты?

Два экс-руководителя оказались под уголовкой. Что происходит на заводе?

Известный военный эксперт, главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко  назвал случившееся в беседе с Царьградом очень странной историей – и считает, что, учитывая важность ограбленного объекта, к расследованию должна подключиться военная контрразведка.

Это ключевой элемент в системе управления стратегическими ядерными силами,

– пояснил Коротченко.

И кстати, по нашей информации, это уже случилось: к делу действительно подключились органы госбезопасности.

Один из ключевых вопросов, на который им предстоит ответить, – как, собственно, вообще попали воры на территорию комплекса?

Из личного опыта скажу: мне несколько раз доводилось в разные годы бывать в ТАНТК им. Бериева, освещая мероприятия (в качестве журналиста) с участием различных руководителей, и каждый раз нам, представителям СМИ, надо было проходить весьма жёсткую проверку. А аэропорт "Таганрог-Южный" вплотную примыкает к территории комплекса и служит его базой. Вокруг – заборы, колючка, камеры наблюдения.

Так, впрочем, было лет, наверное, пять-семь назад, когда я бывал там в последний раз. Может, конечно, что-то поменялось.

С тех пор производитель Бе-200 несколько раз оказывался в скандальных новостях.

Одно из самых громких дел – странное массовое отравление таллием, которое, по версии следствия, устроил инженер ТАНТК Владислав Шульга, добавив в 19-литровые бутыли с питьевой водой ядовитое вещество – якобы, из-за неприязненных отношений с сослуживцами. Пострадали более 30 человек: у них выпадали волосы, оказались повреждены внутренние органы, один и вовсе лишился зрения.

Сначала Шульга признал вину, но позже отказался от показаний, объявив, что их выбили из него под давлением. Главное, пока никто нормально не смог ответить: каким образом таллий вообще оказался на территории научного комплекса?

Два подряд руководителя авиакомплекса оказались под следствием, один уже осуждён. Фото: ТАНТК им. Бериева/beriev.com.

Другая неприятная история – уголовные дела в отношении двух экс-гендиректоров предприятия. Одного, Юрия Гаривадского, уже осудили на два года за срыв госконтракта с Минобороны, в отношении второго бывшего руководителя – Юрия Грудинина (к тому времени он уже стал гендиректором ПАО "Ил") расследование продолжается, ему инкриминируется получение незаконных выплат (на 3,7 млн рублей) в качестве автора патента, хотя он таковым не являлся, а также начисление неоправданных премий приближённым.

Сейчас ТАНТК руководит экс-министр промышленности Ростовской области.

Это к тому, что действительно непонятно, что там – в Таганрогском авиакомплексе – происходит в принципе.

Не просто воровство, тут пахнет диверсией

Экс-замминистра гражданской авиации Советского Союза, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов в беседе с Царьградом тоже удивился именно тому, что воры вообще оказались на территории заводского аэродрома, который должен охраняться даже круче, чем гражданский. И уже тем более, если речь идёт о секретных аппаратах.

"Был вскрыт грузовой люк, а на это имеет право только экипаж, и никто другой. Если экипаж сдал под охрану этот самолёт, то она несёт ответственность головой за этот самолёт", – отметил он.

Смирнов, однако, не исключает версию обычного криминала, ведь сбыть такие устройства крайне сложно.

А вот заслуженный пилот России Юрий Сытник просто уверен, что произошедшее – явная диверсия: западные спецслужбы давно охотились именно за этим самолётом. И вопросы, по его мнению, сейчас должны возникнуть к тем, кто его туда поставил и не обеспечил должной безопасности.

Надо искать или у натовцев, или на Украине, или в Турции. Этим нашим "большим друзьям" очень интересно, чем занимаются российские генералы на борту самолёта, чем занимаются операторы. Здесь не просто воровство. Диверсия. Этих блоков, может статься, никогда не найдут. А если их расшифруют, нам придётся затратить очень большие деньги для того, чтобы восстановить новые коды,

– полагает Сытник.

То есть нам это грозит, проще говоря, потерей больших денег – чтобы поменять коды, восстановить аппаратуру самолёта, заказать эксклюзивные аппараты, которые необходимы.

Хуже всего, что сам факт кражи уронил, по выражению Сытника, престиж страны "до плинтуса".

Действовали либо конченые наркоманы, либо следы оставлены нарочно

Источник Царьграда в правоохранительных органах между тем сообщил, что сейчас оперативники угрозыска шерстят все точки приёма цветного металла, куда теоретически могли вынести украденные блоки.

"Одновременно идёт проверка на причастность к совершению преступления лиц из числа охранения аэродрома. Прежде всего кто они, эти умельцы, сумевшие проникнуть на особо охраняемый объект? Как им в принципе удалось туда попасть? Вот основные вопросы", – объясняет наш собеседник.

Странно, продолжает он, что были оставлены следы – так поступают либо конченые наркоманы, которым просто плевать на меры конспирации, либо это сделано нарочно, чтобы пустить сыщиков по ложному следу, заставить отрабатывать как раз бытовую версию.

Таганрог находится близко к границе с Украиной, откуда попасть на территорию России, несмотря на все моменты с отношениями двух стран, вовсе не сложно. У многих жителей из сопредельного государства здесь проживают родственники, друзья, знакомые. Значит, исключать вероятности хищения с целью получения именно секретной информации нельзя,

– считает в свою очередь бывший опер РУБОПа Александр Григорьев.

Не факт, делает он оговорку, что это нужно было именно, условно говоря, СБУ – существуют интересанты покруче, те, кто "курирует" украинские спецслужбы, из США и НАТО.

С этой версией согласен военный обозреватель "Комсомольской правды" Виктор Баранец.

"Я думаю, две варианта можно рассматривать, – говорит он. – Первый: жуликам, которые пробрались на борт, рассказали заранее – мол, в тех системах, что вы будете раскручивать, полно золота и платины, а они стоят, скажем, по 2400 рублей за грамм, мы их переплавим, и вы сразу станете богатыми людьми. Другой, хоть и не хочется думать: их направили туда именно те, кто реально давно пытается заполучить секреты из этого аппарата. Засунули воришкам по сто долларов в зубы, и вперёд. Юг России – там же кишат шпионы с сопредельного государства".

"Под арест всех, кто отвечал за охрану объекта!"

Репутационный ущерб нанесён, подчёркивает Баранец, чудовищный. Однако, по его мнению, не стоит всё же преувеличивать масштабы случившегося: да, машины важнейшего значения, но в случае угрозы они вряд ли будут задействованы.

"К этой затее ещё в советские времена наши стратеги относились с большим сомнением: да, это воздушный пункт управления. Только, как и каждая взлетевшая в воздух "корова" – а это гигантский самолёт, – такая цель рискует быть поражённой, – уточняет военный эксперт. – Потому мы держим их "на всякий случай", имея другие варианты управления войсками, в том числе и стратегическими ядерными силами, у нас уже всё это есть, отработано".

В случае ядерного конфликта, продолжает он, никто не будет мчаться из Кремля на Чкаловский, чтобы усесться в них и лететь для осуществления командования с воздуха: эти "Илы" и так находятся под круглосуточным наблюдением западных разведок, и ни о каком, соответственно, "самолёте Судного дня" как таковом не может идти речи.

Они – резерв, на всякий случай. Но странно другое! Этот самолёт, в любом случае, относится, на самом деле, к стратегическим объектам. Так какой там, ёлки-палки, часовой его охранял, если позволил разворовать?! Там, может быть, шифры, по которым ядерные коды можно передавать. А если пресловутый ядерный чемоданчик придётся, не дай Бог, задействовать с этими кодами?! Как такое можно представить! Это не аэродром, а просто какая-то артель "40 лет урожая!", если такое допустили! Вся охрана должна быть арестована – вплоть до начальника базы. Шойгу просто обязан разобраться с тем, что произошло,

– не сдерживает эмоций Виктор Баранец.

Добавим, что в настоящее время вся официальная информация по ходу расследования случившегося засекречена.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх