На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Светлана Зуева
    Даешь мороз - 40!!!Британия на порог...
  • Traveller
    Смотрел вчера стихийный опрос туземцев. НИ ОДИН не высказался против! Только за бесплатное "переселениеи в США! 🤣 Ну...Датскую Арктику п...
  • tatyanadavydkina
    Да заморятся янки захватывать наши базы. Бодливой корове Бог рог не далСША уже готовятся...

Турельные истребители на «домашнем фронте» - 3 часть

Колёсные «Роки», учебные и вспомогательные

К моменту постройки первых экземпляров «Рока» его бесперспективность как истребителя стала уже очевидной для всех, поэтому основным назначением типа с самого начала считались тренировочные и разного рода вспомогательные полёты в составе частей второй линии.

«Роки» 759-й учебной истребительной эскадрильи, август 1940 года

Будущие лётчики-истребители с августа 1939 по июнь 1941 гг. тренировались на «Роках» в 759-й, 760-й, 767-й и 769-й эскадрильях, а будущие воздушные стрелки, штурманы-наблюдатели и стрелки-радисты — с ноября 1939 по июль 1941 гг. в 754-й, 755-й, 758-й и 774-й эскадрильях.

Кроме того, осенью-зимой 1940 года самолёты так называемого Флайта Роков в Одихеме использовались для тренировки экипажей 110-й эскадрильи канадских ВВС, но формально на баланс этой части не поступали.

Параллельно с учебными эскадрильями «Роки» с октября 1939 года в разное время состояли на вооружении дюжины эскадрилий обеспечения действий флота (Fleet Requirement Unit) (№№725, с 770 по 772, 776, с 791 по 793, 773, 775, 777 и 789) и одной AACU (№ 2), относившейся к RAF, но действовавшей в интересах флота. Сначала там были обычные боевые машины, а потом их стали дополнять и заменять буксировщики мишеней.

Тренировочный «Рок» с фотопулемётом снаружи турели

Такую модификацию конструкторы «Болтон-Пол» начали проектировать в апреле 1938 года и закончили эту работу ещё до полёта первого экземпляра. В серию её, однако, передавать не стали, подготовив только инструкцию по конверсии из линейного истребителя для ремонтных мастерских.

Первую подобную переделку выполнили летом 1940 года, но ещё около года «Роки»-буксировщики оставались крайне редкими птицами. Потом, когда самолёт окончательно лишился боевой ценности, число конверсий начало расти и к 1942 году они стали уже основным вариантом использования самолётов данного типа.

Последний, 136-й «Рок» вышел с завода в августе 1940 года, на этом производственный контракт фирма «Болтон-Пол» выполнила, а новых заказов уже не предполагалось. В строю машины продолжали использовать пока хватало ресурсов и вывели из состава частей в метрополии только в апреле-мае 1944 года, а в «заморских» эскадрильях последние «Роки» задержались до августа того же года.

«Рок» с серийным номером L3100 — буксировщик мишеней из 773-й эскадрильи, Бермудские острова, 1943 год

Участия самолётов вспомогательных частей в боевых действиях не предполагалось, но при базировании в зоне досягаемости вражеской авиации полностью избежать боёв было сложно. Летом-осенью 1940 года экипажи «Роков» несколько раз подвергались атакам немецких истребителей, но каждый раз им удавалось благополучно выйти из боя с минимальными повреждениями.

Также можно отметить превращение нескольких «Роков» 2-й AACU в стационарные зенитные огневые точки после немецкого налёта на Госпорт 16 августа. Судя по имеющейся фотографии, по крайней мере часть из этих зенитных установок представляли собой безмоторный планер с фюзеляжем, прикрытым стеной из мешков с песком.

«Рок» с серийным номером L3086 из состава 775-й эскадрильи, Египет, 1942 год. Судя по демонтированной штанге «ветряка», лебёдку на этом самолёте заменили на Mk.IIE

Ещё в 1938 году осознание недостатков недавно вступившего в строй «Скьюи» и пока не взлетевшего «Рока» заставило адмиралов оформить требования к их замене в спецификациях N.5/38 (обычный двухместный истребитель) и N.6/38 (турельный). В июне 1939 года требования скорректировали в спецификациях N.8/39 (обычный) и N.9/39 (турельный), а в августе открыли тендер с участием 7 компаний.

Проекты палубного турельного истребителя представили пять из них, фаворитом стала работа конструкторов «Глостер», но в декабре того же года от идеи самолёта такого класса решили вообще отказаться. А идущий параллельно конкурс на истребитель с вооружением в крыльях в итоге привёл к созданию «Файрфлая» (второго самолёта с этим названием).

Скрестить ежа с ужом

К началу 1941 года идея турельного истребителя уже была изрядно скомпроментирована, но подвижная установка вооружения всё ещё давала преимущество большей свободы манёвра во время атаки, которое хотелось бы сохранить. Работы по перспективным перехватчикам по спецификации F.18/40 едва начались, поэтому появилась идея установить турель от «Дефианта» на «Бофайтер», совсем недавно вступивший в бой, но уже успевший отлично себя зарекомендовать.

С января по март соответствующую конверсию провели на двух находившихся в процессе постройки истребителях модификации Mk.II (R2274 и R2306), переделав их в прототипы варианта Mk.V: турель разместили сразу позади пилотской кабины, штатный блистер кабины наблюдателя заменили крышкой, вписанной в контуры фюзеляжа, а от прежнего комплекта неподвижного вооружения оставили только две пушки.

Первый прототип «Бофайтера» Mk.V с серийным номером R2274

В том же марте первый экземпляр прошёл испытания на устойчивость и управляемость при разных скоростях полёта и углах поворота турели, не выявившие никаких «подводных камней». Даже в пикировании на скорости 390 миль/час оружейная система работала как часы и не оказывала заметного влияния на поведение машины.

Следующим шагом стали войсковые испытания. С апреля по сентябрь 1941 года оба самолёта опробовали в нескольких боевых частях: опытно-боевой FIU (Fighter Interception Unit — Часть истребительного перехвата), 25-й, 29-й, 406-й и 600-й эскадрильях. Отзывы строевых пилотов на новинку получились двойственные. С одной стороны, «башенная» установка вооружения действительно упростила заход в атаку, а кроме того позволяла без проблем расстреливать низкоскоростные цели, которые обычные «Бофайтеры» слишком быстро проскакивали. С другой, максимальная скорость упала с 323 до 302 миль/час, огневая мощь тоже уменьшилась, к тому же пушки и пулемёты невозможно было использовать в одной атаке, потому что минимальный угол возвышения турели ограничивался 21 градусом, а ещё она заблокировала эвакуационный люк, позволявший пилоту легко и безопасно покидать терпящий бедствие самолёт. Общее заключение получилось скорее отрицательным, чем положительным и на этом тему закрыли.

Наследники «Дефианта»

В 1935 году во Франции разработали новую 20-мм авиапушку «Испано» HS.404, и в том же году британское руководство приняло решение о её принятии на вооружение собственной авиации и подготовило первую спецификацию на пушечный истребитель с этим оружием.

Деревянный макет турели «Болтон-Пол» тип L

Поначалу предполагалось делать только классические истребители с неподвижным вооружением, но в марте 1936 года вышла спецификация F.18/36, предусматривающая наличие 4-пушечной верхней турели. В мае следующего года уточнённые и дополненные требования к такому самолёту вошли в спецификацию F.11/37. Министерство авиации желало получить двухмоторный двух-трёхместный аппарат с максимальной скоростью не менее 370 миль/час, крейсерской не менее 320 и потолком в 35 тысяч футов (15 тысяч при полёте на одном двигателе). От истребителя также требовалась высокая манёвренность, устойчивость при стрельбе и хорошая управляемость на малых скоростях.

На запрос откликнулись 7 фирм, а победила в конкурсе «Болтон-Пол» с проектом P.92, главной изюминкой которого стала специально спроектированная под него турель «Болтон-Пол» тип L — эдакая 4-метровая перевёрнутая тарелка с немного выступающим остеклённым куполом метрового диаметра, чуть смещённым от центра «башни», разместить которую можно было бы только в центроплане.

Летающая лаборатория P.92/2, получившая серийный номер V3142, начало испытаний, 1941 год

В марте 1938 года стороны подписали соглашение о постройке двух прототипов: одного с двигателями «Роллс-Ройс Валчер II» 1760 л.с., второго с «Нэпир Сейбр I» 2055 л.с., а в ноябре дополнили заказ третьим экземпляром (с «Валчерами»).

Первоначально машину проектировали как двухместную, но позже добавили третьего члена экипажа, в зависимости от назначения и комплектации самолёта игравшего роль штурмана или оператора радара. Вооружение состояло из 4 пушек и, опционально, 4 пулемётов на общей турели.

Последнюю проектировали с особым тщанием, постаравшись минимизировать сопротивление обтекаемой формой самой «тарелки» и размещением оружия глубоко внутри, чтобы на углах возвышения до 30° стволы пушек не выходили за контур «башни». Однако продувки моделей в аэродинамической трубе показали, что на больших углах, когда стволы всё же попадают в поток, сопротивление резко возрастает и угол поворота турели начинает серьёзно влиять на управляемость машины. Для уточнения ситуации решили строить пилотируемую модель в масштабе 1:2, обозначив её как P.92/2 и отдав постройку на субподряд фирме «Хестон Эйркрафт».

Летающая лаборатория P.92/2, получившая серийный номер V3142, начало испытаний, 1942–1943 гг.

Разработка самой турели тоже оказалась делом проблемным: на первых практических стрельбах в июне 1939 года вибрация от работы четырёх пушек оказалась настолько сильной, что лопались заклёпки, а силовые элементы начинали гнуться. Случись это в реальном бою, башню неизбежно заклинило бы, поэтому пришлось повышать прочность и жёсткость её конструкции ценой увеличения веса.

В момент заказа предполагалось, что первый прототип выйдет на испытания в январе 1940 года, но с каждым отчётом дату готовности самолёта сдвигали всё дальше по времени, и к весне 1940 года стало ясно, что это случится ещё не скоро, а начала поступления в части не стоит ожидать ранее 1942 года.

Когда немцы на Западном фронте перешли от Странной войны к Блицкригу, министр авиационной промышленности лорд Бивербрук решил оптимизировать усилия подотчётных ему фирм и отменил целый ряд проектов со слишком отдалённым сроком готовности серийных экземпляров. Среди прочих «под нож» попал и P.92, работы над которым остановили 26 мая, когда первый прототип находился в 5% готовности.

Макет турели «Бристоль» B.11 на W4050, первом прототипе семейства «Москито»

Тем не менее, летающую лабораторию всё же решили достроить. «Болтон-Пол» P.92/2, иначе «Хестон» J.A.8 — одноместный самолёт цельнодеревянной конструкции с двигателями «Джипси Мейджор II» 130 л.с. и неубирающимися шасси вышел на испытания весной 1941 года. Он оказался приятен в управлении и более устойчив в полёте, чем предполагалось по результатам продувок моделей, но и сопротивление от турели тоже оказалось больше ожидаемого.

После успешного завершения первого этапа испытаний конструкторы задумали взамен простого фанерного купола сделать действующую модель турели, чтобы исследовать поведение машины в зависимости от углов подъёма стволов и поворота башни. Однако после проведения детальной калькуляции они отказались от этой идеи как слишком затратной для чисто академического интереса.

Поражение Франции и начало воздушного наступления на Британию потребовало усиления системы ПВО, и в августе 1940 года Министерство авиации подготовило спецификацию F.18/40 на двухместный ночной истребитель с высокой скоростью и мощным вооружением. Число двигателей жёстко не задавалось, а конкретные детали спецификации (в первую очередь по вооружению) за следующие несколько месяцев несколько раз корректировали, выдав итоговый результат лишь в декабре 1940 года, через месяц после официального открытия тендера.

Модель одного из вариантов P.96

Всего в нём приняли участие шесть фирм, подготовивших дюжину проектов, ровно половина из которых предусматривала наличие 4-пулемётной турели в дополнение к курсовым пушкам. В апреле 1941 года конкурс завершился победой «безбашенного» двухмоторного истребителя фирмы «Глостер», получившего неофициальное название «Рипер», а все остальные предложения отвергли. Впрочем, победителя тоже строить не стали, посчитав необходимым сосредоточить все усилия фирмы на разработке реактивных самолётов. Поэтому в мае 1941 года в качестве замены для «Дефиантов» и «Бофайтеров» официально приняли уже запущенный в серию «Москито».

Решение это состоялось даже несколько раньше, потому как ещё в апреле текущий заказ на 28 истребителей «Москито» Mk.II дополнили требованием в порядке эксперимента оснастить две машины пулемётной турелью, чтобы они больше соответствовали спецификации F.18/40.

Модель одного из вариантов P.97

В июле макет турели «Бристоль» тип B.11 Mk.IA смонтировали на W4050 — первом прототипе всего семейства «Москито». По результатам испытаний выяснилось, что на всех режимах турельный вариант ведёт себя удовлетворительно, но скорость уменьшилась на 20-30 миль/час в зависимости от угла поворота стволов.

«Живую» турель установили на W4053 — втором истребительном прототипе (он же четвёртый экземпляр). Из прочего вооружения на нём присутствовали четыре пушки, а курсовые пулемёты ради экономии веса ставить не стали. На испытания самолёт вышел в сентябре, а в декабре взлетел и борт W4073, для которого комплектной турели не нашлось, так что пришлось довольствоваться макетом. Однако из-за ухудшения лётных данных турельного варианта и хороших результатов, продемонстрированных обычными истребителями Mk.II сначала во время испытаний, а потом и в реальных воздушных боях, идея продолжения не имела. В 1942 году оба пробных экземпляра переоборудовали в учебные «Москито» Mk.III.

Несмотря на провальное завершение конкурса, конструкторы «Болтон-Пол» продолжали работать над представленными на нём проектами одномоторного истребителя P.96 и двухмоторного двухбалочного P.97, похожего на разрабатывавшийся тогда же американский P-61. Окончательно оба проекта закрыли лишь в феврале 1942 года, а на совещании 24 апреля фирма представила сразу три новых предложения по турельным истребителям: уже упоминавшийся выше «Дефиант» с более мощным двигателем и два новых проекта, одномоторный и двухмоторный, по которым, к сожалению, не сохранилось подробностей.

Ни один из предложенных вариантов интереса у заказчиков не вызвал по причине недостаточно высоких расчётных характеристик — на этом история разработки английских «летающих башен» окончательно завершилась. Зато у заокеанских союзников Великобритании истребитель такой схемы появился, но это уже отдельная история…

https://warspot.ru/5407-tureln...

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх