На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 278 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ливень
    вот НАХРЕНА??? нахрена эти презентации?чтоб вражины ознакомились и разработали противодействие?РОССИЙСКИЕ ДРОНЫ ...
  • zhanna simonova
    Да-а-а,мужики Закавказья теперь только подстилками у своих обкуренных баб служат.Кадыровцы,помогите обкуренной бабеМама, вырвавшая в...
  • Ирина
    Вот зачем нужны эти республики России? Они все хитры как степные лисы и коварны как шакалы! НИКОГДА не не любили русс...Парламент Киргизи...

Мифические булгары

"...Татарски песни из - под спуду,

как луч, потомству сообщу..."
(Г. Р. Державин)


Истоки движения «булгаризма»

После прихода к власти Захарьиных-Романовых под руководством западных спецов -католиков – иезуитов, многократно усилился «натиск на Восток». Татарские феодалы начали терять свои звания и титулы, земли и дома. Началась насильственная христианизация татарского народа. Вот один из документов 1735 года, упомянутый Гатауллиным З.Ф. в «Истории государства и права Башкортостана (в нормативных актах, документах и материалах официального делопроизводства) – Уфа: Китап, 1996.: «Нынешний настоящий способ умаления сих магометан: 1. В службы башкирцы и мещеряки и ясашные к назначенному городу Оренбургу, хотя по малу назначены будут, однако же которое время там пробудут, то жены без плода останутся, а кого и убьют. Так исстари сию политику во всем государстве над татарами во время Швецкой, Польской и Турецкой войн делали, везде их перед войска в первых рядах на пропажу посылали…». 

Гнет был невыносим и, начиная с XVII века, постепенно начал нарастать вал татаро-башкирских восстаний, которые жестоко подавлялись. В это кризисное для татарского общества время, когда почти полностью была истреблена политическая знать, был деклассирован слой военно-служилой аристократии, на первые роли начали выходить религиозные деятели и духовенство. Возникло ложное течение общественной и религиозно-политической мысли, главный тезис которой был в возрождении независимого мусульманского «Святого города Болгар» внутри России, в котором будет царить справедливость и благоденствие для правоверных мусульман. 

В рамках борьбы по «изведению» татар и чингизизма в их среде, что было выгодно романовскому правительству, в XVIII веке, кроме своих штатных историков-западников, государственной машины привлекли к борьбе некоторых мулл-булгаристов из Духовного управления мусульман. Так, постепенно начало внедряться в сознание татар мифическое булгарское прошлое народа. Был введен термин «тахаллус ал-Булгари» (апелляция к булгарским корням). Причем, весь этот «булгаризм» имел книжное происхождение, опираясь на реалии «мусульманской» нации середины XVIII – XIX веков.

Исследователь Аллен Франк в своей работе «Исламская историография и «булгарская» идентичность татар и башкир в России» утверждает, что эта историография, подпитываясь древними преданиями и не имея прямой писаной традиции, восходящей к историописаниям средневековой Булгарии, служила целям объединения волго-уральской мусульманской общины, на основе значимых для нее коннотаций, являясь особой формой социального и политического протеста. С чем я, абсолютно согласен. Так же и немецкий исламовед и историк М. Кемпер говорит, что это «литературное булгарское пространство», и оно не несет никакой этнической нагрузки и не заменяет ее. Авторы XVIII – XIX веков, подчеркивая свое «булгарство», имели в виду не этнокультурную принадлежность и даже не сословную, а свою духовную связь с «чистым» исламом, который, якобы, существовал в далеком прошлом. 

Вот насчет «чистого» ислама в далеком прошлом, я согласен. Тот ислам, который исповедовали раннесредневековые татары, наряду с христианством, почти ничего общего с современным исламом не имеет. В XIV веке в Татарии не было ни одного человека, знающего распорядок совершения намазов. (История Татарии. Документы и материалы. - М., 1937, с. 70-71). Так же адепты «булгаризма» и сегодня продолжают развивать идею о том, что тогда татарская аристократия, погрязшая в грехах, привела страну (только вот какую?) к гибели, а вот духовенство, исповедовавшее «чистую веру» и подчеркивающее «святость древнего Болгара», пыталось и пытается спасти ситуацию.

Мифические булгары

Белая мечеть в Болгаре

Взять, например труд «Болгар тарихы». Для меня однозначно и ясно, что сторонники «булгаризма» в то время - это сектанты – традиционалисты, которые в религиозном плане представляли местный вариант ваххабизма. Хотя и сегодня, если иметь голову на плечах, можно многое увидеть в лозунгах «булгаристов». «Булгарами» в смысле этническом, как видим, нельзя считать членов своеобразного общественного движения, которые называют себя «булгарами» – в большинстве эти люди, что общеизвестно, в смысле этническом, именно татары. А говоря прямо, это продукт искажения истории татарского народа «историками» от политики различных времен. Предки этих представителей татарского этноса, видимо, не передавали свою историческую память из поколения в поколение, как у большинства татар, сохранивших ее, несмотря на всестороннее идеологическое давление в течение нескольких веков. Ну, а если все же покопаться в архивах, ни один татарин не найдет среди своих предков булгарина.

Вернемся немного обратно и разберемся с помощью независимого историка Гали Рашитовича мурзы Еникеева, кто же проживал на территории древней Булгарии:«…К тому же, «как полагают археологи, удельный вес небулгарских тюркских племен в Булгарии был более значителен, чем это казалось прежде» (42, с. 39). Притом, «по языку и культуре эти племена, видимо, резко не отличались от своих сородичей из южных степей X–XII и XIII–XIV веков» (79, с. 25). То есть, получается, что значительная часть жителей Булгарского ханства по языку и культуре мало чем отличались от татарина Кадыр-хана, кимакского правителя, и от его соплеменников – татар.

Еще учтем, что в романовское и в советское время ни в коем случае нельзя было писать напрямую, что «небулгарские тюркские племена в Булгарии» и их сородичи, проживавшие южнее и восточнее – на самом деле и были татары. За это при Романовых просто не пропустили бы написанное через цензуру, и не позволили бы «расти в науке». А в советское время за такое инакомыслие могли почти всю жизнь «продержать в лагерях и под запретом печататься» (Л.Н. Гумилев).

Теперь с названиями «булгары» и «кимаки» разберемся. А.-З. Валиди в своей книге «История тюрок и татар» прояснил: «Булгар – это название сообщества (племен, народов), говоривших на разных языках и исповедовавших различные религии. Булгар – это также название государства, образованного тюркскими племенами, обитавшими в районе среднего течения Волги и устья Камы. Столицей этого государства и центром торговли был город Булгар. Предки нынешних черемисов, мокшы, мордвы – племена финских народностей, и предки нынешних казанцев, чувашей, мишарей, башкир – племена тюркские, все они являлись подданными Булгарского ханства и носили собирательное название «булгары» (18).

Мифические булгары

Татары - кимаки

Название «кимаки» тоже было собирательным и означало сообщество подданных Кимакского каганата. Среди них также были представители самых различных народностей (32).

А татары, повторим, согласно данным древних восточных источников, были «частью сообщества кимаков». Образовано название «кимак» от татарского выражения «кумәк» («множество, большое сообщество»). Вообще-то, «кимак» – это просто общепринятое у современных историков написание этого названия. Например, среднеазиатский ученый Ахмед аль-Бируни (X век) писал это название примерно так: «кумак». Другое название этого сообщества – «Йемеки» (Махмут Кашгари, XI век). И это название тоже от татарского слова: «җыймак» («скопление, сообщество»). Иная форма произношения на татарском – «йыймак». Столицей Кимакского каганата был город Кимакия (другое название Йемекия). Тоже от татарского выражения: Күмәк өйе или Йыймак өйе – «Дом (обиталище) большого сообщества».

Как видим, «отсутствие татар в Поволжье, на Урале и в Южной Сибири до монголо-татарского нашествия» романовские историки «доказали» просто. Название города и государства «Булгар», по которому назывались и его подданные, было объявлено «этническим названием народа булгар», якобы «завоеванного и почти полностью уничтоженного татарами». Ну и собирательное название подданных Кимакского каганата, тоже произошедшее от названия города и государства, также объявили «этническим названием». И это несмотря на то, что «никому не известны ни предки кимаков, ни их потомки» (Л.Н. Гумилев).

Но вот потомки татар, как мы уже знаем, нам известны. И, как мы выше видели, имеется много примеров того, что татары всегда, испокон веков помнили свое самоназвание – татар, – свой язык и свою историческую родину. И ныне многие и многие помнят.

Да, вот еще что: в рассматриваемые времена, в VII–XIII веках, существовал и такой народ – болгары (пишут также и «булгары»). Только жили эти болгары и тогда, и много ранее, да и поныне живут за Дунаем, на территории современной Болгарии. И до сих пор помнят свое самоназвание «болгар», и свой болгарский язык – один из славянских языков. И не считают болгары своей исторической родиной территории, на которых, как мы установили, издревле жили именно татары. Так что, в своей теории только и заменили официальные историки народ татар в древнем Поволжье народом (этносом) «булгар».

Как видим, название Булгарского ханства, произошедшее от названия города Булгар, распространялось и на его подданных, в качестве собирательного названия «булгары». То, что оно созвучно с названием далекого славянского народа «болгары», еще не говорит о том, что «здесь вместо татар жили древние болгары, и было их государство». А ведь других доказательств этого, кроме созвучия в названии, не имеется. Есть только лишь вымышленная теория, которую когда-то было «положено» считать «научно подтвержденной». То, что татары, проживавшие в Булгаре, называли себя иногда «булгарами» (татарское «булгарлар», «булгарлы»), вовсе не значило и не значит, что они «отдельный от татар народ». Также, например, и татары Сибири называют себя «себерле», или «себерләр» («сибиряки») – и считают себя татарами. И другие татары их частенько так называли и называют, но при этом, естественно, не отделяя их от своего татарского народа.

Утверждение о том, что, мол, жители Булгара и Булгарского ханства – «булгары» – были другим, отличным от татар народом, поскольку так назывались, похоже вот на такую «гипотезу»: мол, вот не было русских никогда в Рязанской области, до завоевания ее русскими в таком-то веке. Жил, мол, там народ такой – «рязанцы». И язык у них был не русский, а «рязанский». Похожий, мол, сильно на русский язык – но совсем другой. Ведь и они сами, и многие другие их «рязанцами» называли и называют, а не «русскими». А что, подобные «теории» уже возникают. Вернее, возникали совсем недавно, когда кое-кто с вожделением ждал распада России…

А вот название города «Булгар» (Болгар) – также из татарского языка. Много созвучных и подходящих слов в татарском, например «Балкар», что значит «Сияющий». Произносится на татарском очень похоже на «Болгар» или «Булгар». Кстати, по некоторым сведениям, юго-западные границы Булгарского ханства после разгрома Хазарии доходили до Кавказа. Вполне возможно – поскольку там и поныне живут балкарцы, с которыми можно разговаривать на татарском языке без переводчика. Балкарцы, как и остальные современные тюркские народы Кавказа, как было выше сказано, лет сто назад назывались кавказскими татарами. Да и все татары-мусульмане Российской империи, как мы помним, считали себя тогда единым народом (см. выше, глава 3). («Наследие татар, что и зачем скрыли от нас из истории Отечества», Гали Еникеев, Шихаб Китабчы, Алгоритм, Москва, 2015.)

Так что, татары никогда не называли себя «булгарами» в этническом смысле слова. Как выразился Л.Н. Гумилев, историки зачастую подменяли этническое наименование определенного народа, «собирательным наименованием» определенной группы, сообщества людей.

«Ваисизм», как продолжение «булгаристского» движения

Я всегда удивляюсь, когда говорят «Волжская Булгария» в связи с упоминанием десятки раз переписанной и пересказанной «летописи» о путешествии Ибн – Фадлана на реку Идель. Разве в 922 году было название у великой реки - «Волга»? Вот название книги Ковалевского А.П.: «Посольство багдадского халифа к царю Волжских Булгар в 921 – 922 годах», Харьков, 1956. Нет, тогда она называлась Идель. Да и поныне татары ее так называют. А на счет упомянутой выше летописи, написана она на самом деле не в X веке, как трактует это официальная антитатарская "научная история", а не ранее XIII века, изготовили ее персы - враги татар-ордынцев, особенно татар Золотой Орды. Именно в Персии была "обнаружена" "копия" этих "Записок Фадлана", изготовленная в XIII веке – ну, а подлинника, как водится в подобных случаях, "не сохранилось".

Но засим, «лирическое» отступление закончим. Итак, впервые с «ваисизмом» широкая общественность столкнулась в середине 80-х годов XIX века, когда в Казанской судебной палате прошел процесс над Багаутдином Хамзиным, крестьянином из деревни Молвино, Свияжского уезда, Казанской губернии. И хотя процесс был закрытым, власти хотели придать делу случайный характер, без политической подоплеки, но оно просочилось в периодическую печать. Власти и полиция давно следили за деятельностью этого человека, известного под именем дервиша Ваиси. Дело в том, что в результате реформы 1861 года часть татарского крестьянства, которую до этого насильно крестили, стала возвращаться в ислам. У таких людей было прозвище – «отпавший» или «мэкрух». Но при этом, крестьяне столкнулись с дискриминацией реакционного мусульманского духовенства и репрессиями царского правительства. 

Вот такой «отпавший» был и Багаутдин Хамзин, который не захотел связывать себя с официальным мусульманством, глядя на все унижения бывших своих единоверцев. В поисках своей мировоззренческой основы он обратился к «легендарным предкам» - булгарам. Таким образом, он решил создать «общество истинных магометан – староверов, последователей чистого ислама времен Великой Булгарии». Да, вы правильно прочитали, и среди мусульман – татар были староверы. Хотя почему были, они и сейчас есть. Объявив себя «газием», т.е. по-русски божьим воином, борцом за чистоту религии, Б. Хамзин стал именовать себя «Ваиси аль-Булгари». Дела шли «в гору», появились последователи, и он открыл свою собственную мечеть в Казани. Основу его прихожан и единомышленников составляли «отпавшие». Среди них даже были крупные предприниматели – Акчурины, Сайдашевы, Кильдишевы. Хотя, как и все истинные предприниматели, держащие «нос по ветру», вовремя почуяв опасность для себя и своих капиталов, они не преминули быстренько выйти из секты ваисовцев. В июле 1882 года вице-губернатор Казанской губернии Н.И. Хитрово сообщал в Петербург графу И.Т. Лорис-Меликову: «…крестьянин д. Молвиной Хамзин, он же Ваисов, – мусульманин –старовер. Последний, как известно Министерству, приобрел себе сторонников между татарами, распространяет разные нелепые слухи, - вообще крайне вреден для общественной безопасности и спокойствия. Проповедуя между мусульманами какую-то старую веру, он фанатизирует их против всего нового» (Аграрный вопрос в Татарии. Документы и материалы. – М. – Л., 1936, с. 98 – 99). Протестуя против существующих порядков, ваисовцы верили в милость и великодушие царя, когда писали обращение с требованием к императору: «100 тысяч рублей на устройство общины и признания права переселения на наследственную землю и в город Болгары». 

Интересно, что у современных «булгаристов», для которых ваисовцы, несомненно, герои, тоже есть подобные пункты: передать Болгары в распоряжение булгарского народа, образовать в Болгаре булгарский национальный очаг в виде общины – с булгарским самоуправлением. Как мы сегодня видим, они почти добились своего. Экс - президент Татарстана - Минтимер Шаймиев, «хитрый старый лис» (уважительно – прим. автора), сделал «ход конем», убив при этом «трех зайцев». Под его патронажем восстановили Булгар, недавно открыли там Булгарскую духовную академию мусульман. «Первый заяц» – мусульмане довольны, «булгаристы» задыхаются от счастья». «Второй заяц» – восстановил остров - град Свияжск, как памятник православной архитектуры, где в давние времена было немало спущено шкур с татарских спин при обращении их в православие и пролито море слез. 

Мифические булгары

Остров - град Свияжск

РПЦ – довольна вместе со всякими Мединскими и компанией. «Третий заяц» - российское правительство довольно, в Татарстане живут не татары, а булгары и опасаться очередного монголо – татарского ига нет оснований. Думаете это все? Нет, тут оказывается и «четвертый заяц» зарыт – внук Минтимера Шариповича раскопал в родословной семьи, что их род происходит от Чынгыз хана. Стало быть, он чингизид, а это радость и надежда для самих татар («булгаристы» плачут). Недаром в п. Рыбная Слобода, что на р. Кама в ста километрах от Казани, появился ТЦ под названием «Чингисхан».

Мифические булгары

Торговый центр "Чингизхан" в Рыбной Слободе

Но вернемся к теме. В конце концов «главарь староверческой секты, совращавший своих единоверцев в раскол» был признан душевнобольным или, говоря простым языком – психом, и помещен в Казанскую психиатрическую лечебницу, где и скончался с миром в 1893 году. «Булгаристы» понесли большую потерю и, казалось бы, что они не оправятся от понесенной утраты. Но не тут-то было, знамя «ваисовцев – булгаристов» подхватил из бессильных рук отца его сын – Гайнан Ваисов. 

Движение вышло на новый качественный уровень. Ваисовцы начали печатать и выдавать «булгарские» паспорта, дело шло с размахом, и уже более 15 тысяч «булгаристов» стали обладателями новеньких корочек. А по другим данным их было и того больше – 60 тысяч человек («Комсомолец Татарии», 1989, 9 июня), хотя и тут современные «булгаристы» «впереди планеты всей», сегодня они называют другую цифру – 1 млн. 300 тыс. паспортов с их обладателями. Вот так то, уже ближе к их заветной мечте, прямо государство в государстве. В конце концов, Ваисов младший в 1895 году был сослан на о. Сахалин и при объявлении манифеста вернулся в 1906 году в Казань. Интересно то, что на склоне лет Л.Н. Толстой, заинтересовавшийся религиозными течениями того времени не обошел вниманием и ваисизм. Так он лично познакомился с Гайнаном Ваисовым. 

В ходе революционных событий 1917 года Г. Ваисов примазывается к трудящимся массам, в его выступлениях булгаристская направленность сочеталась с лозунгом: «Вся власть Советам!», он призывает «булгарских сородичей, без различия классов, сплотится под священным общебулгарским знаменем». Вскоре «шуристы» при вспыхнувшем мятеже в Казани убили предводителя «Ваисовского божьего полка» и разгромили его штаб. Так, 28 февраля 1918 года закончил свои дни ярый «булгарист» Гайнан Ваисов. Ну а дальше что? Дальше известное Постановление ЦК ВКП (б) от августа 1944 года, официально запрещающее связывать историю татар с Золотой Ордой.

Подведем итог этой статьи словами замечательного человека, беззаветно любившего свой народ, журналиста и историка Максима Глухова – Ногайбека: «Булгарская» идея, как мы теперь знаем, в умах «новых мусульман» превратилась в форму самоутверждения; им необходимо было доказать свою чистоту перед исламом в противовес «татарскому» духовенству, которое сговорилось с русским правительством. Зарождению этой идеи, видимо, способствовала и длительная антитатарская пропаганда официальных властей того времени.

Вот тебе, дорогой читатель, и вся правда, откуда появились «булгаристы», которые сегодня культивируются в Татарии на фоне арабской исламизации татарского общества и, на мой взгляд, несут серьезную угрозу для будущего татарской нации, да и для всего нашего Отечества. Мы, ТАТАРЫ, живущие испокон веков вместе с русскими и другими нациями на просторах нашей общей Родины, мы не булгары!

 
Автор Мэнгел Олыс

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх