ЗРК «Тор-М1» на шасси ГМ-5955 в зоне проведения Спецоперации. Фото Минобороны РФ
Зенитный ракетный комплекс малой дальности 9К330 «Тор» был разработан более 40 лет назад. За это время он неоднократно проходил модернизацию, направленную на повышение тактико-технических, боевых и эксплуатационных характеристик. В частности, целый ряд проектов обновления предусматривал перенос аппаратуры и вооружения на новые платформы и шасси.
На гусеничной базе
Первый вариант ЗРК 9К330 «Тор», созданный Научно-исследовательским электромеханическим институтом и другими смежными организациями, был принят на вооружение войсковой ПВО советской армии в середине восьмидесятых годов. Основным средством этого комплекса стала самоходная боевая машина 9А330. Она имела все необходимые системы для отслеживания воздушной обстановки, обнаружения и поражения целей.
Боевая машина первой версии «Тора» была построена на специальном шасси ГМ-355. «Гусеничная машина» модели «355» была разработана специально для перспективного ЗРК на основе предыдущих шасси из этой линейки. Серийное производство таких платформ было освоено Минским автомобильным заводом.
«Тор-М2» на боевом дежурстве. Фото Минобороны РФ
Шасси ГМ-355 имело несущий бронекорпус, который защищал экипаж и агрегаты от пуль и осколков. В носовой и центральной частях корпуса располагались отделение управления и рабочие места операторов. За ними находился боевой модуль, а в корме — моторно-трансмиссионное отделение.
Машина оснащалась дизельным двигателем В-84ДТ мощностью 840 л.с. и гидромеханической трансмиссией, которая передавала крутящий момент на задние ведущие колеса. Ходовая часть включала шесть пар опорных катков на торсионной подвеске. На таком шасси ЗРК «Тор» мог двигаться по шоссе со скоростью до 65 км/ч или по бездорожью, но вдвое медленнее. Высокие ходовые характеристики позволяли комплексу сопровождать бронетанковые подразделения и защищать их от нападения с воздуха.
В конце восьмидесятых годов ЗРК «Тор» прошел модернизацию. Обновленный комплекс 9К331 «Тор-М1» получил ряд новой аппаратуры и улучшенную ракету. Кроме того, все оборудование было перенесено на новое шасси — более современную машину ГМ-5955.
«Арктические» комплексы «Тор-М2ДТ». Фото АП РФ
Гусеничное шасси ГМ-5955 выпускалось Мытищинским машиностроительным заводом. По сути, это была модернизированная версия ГМ-355 с незначительными отличиями. Броневой корпус для ГМ-5955 в основном повторял существующую конструкцию, но его доработали с учетом новых требований проекта «Тор-М1». Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть остались прежними и обеспечивали высокую грузоподъемность и ходовые качества.
Все последующие модификации «Тора» тоже строились на улучшенном шасси ГМ-5955. В последние годы на его базе строятся современные боевые машины 9А331М2 из состава ЗРК 9К332 «Тор-М2». Несмотря на все изменения, это шасси остается актуальным и соответствует требованиям армии. Более того, сокращение размеров и массы целевого оборудования позволило оптимизировать нагрузку на шасси и улучшить его характеристики.
В середине десятых годов «Тор» перенесли на необычное гусеничное шасси. В проекте «Тор-М2ДТ» носителем оборудования и оружия стал сочлененный вездеход ДТ-30. Этот вариант ЗРК отличается повышенной проходимостью и предназначен для работы в Арктике.
Боевой модуль комплекса «Тор-М1Т». Фото ВК / «Военный обозреватель»
Шасси ДТ-30 имеет особую конструкцию: оно состоит из двух корпусов с собственными ходовыми частями, соединенных особым узлом сочленения с гидравлическими приводами. Такая конструкция значительно повышает проходимость на сложных ландшафтах. ДТ-30 оснащается дизелем мощностью 710 л.с. и может двигаться по суше, в т.ч. через препятствия, а также по воде.
Комплекс на колёсах
В рамках проекта «Тор-М1» прорабатывались альтернативные варианты обеспечения подвижности комплекса. Результатом этих работ стал ЗРК «Тор-М1Т» в нескольких версиях на колёсной базе. Его планировалось использовать для защиты стационарных объектов, где не требовалась высокая подвижность и проходимость гусеничного шасси.
Проект «М1Т» предполагал несколько вариантов исполнения ЗРК. Так, в состав ЗРК «Тор-М1ТА» включили аппаратную кабину на базе серийного автомобиля и боевой модуль с пусковой установкой на прицепе. В другом варианте, «Тор-М1ТБ», все средства комплекса располагались на колёсных прицепах.
В середине двухтысячных годов российская промышленность совместно с Минским заводом колёсных тягачей разработала и представила ЗРК «Тор-М2К». Его боевая машина типа 9А331МК была построена на базе белорусского трёхосного шасси.
Белорусские ЗРК «Тор-М2Э». Фото Минобороны РБ
Этот вариант ЗРК имел боевую массу не более 32,5 тонн и отличался повышенной мобильностью. Колёсное шасси от МЗКТ позволяло развивать скорость до 80 км/ч по шоссе или 40 км/ч на местности. Такое шасси по части параметров уступало гусеничным машинам серии «ГМ» в проходимости, но позволяло получить иные преимущества.
В стационарном исполнении
В некоторых случаях зенитно-ракетный комплекс «Тор» не нуждается в шасси и может работать на постоянной позиции. С этой целью ещё в начале девяностых годов начались разработки стационарных вариантов этого комплекса. Они должны были обладать всеми необходимыми радиоэлектронными приборами и вооружением, но при этом не использовать шасси.
Первым подобным проектом стал ЗРК «Тор-М1ТС». Как и другие комплексы серии «М1Т», он был разделён на кабину операторов и боевой модуль. Эти элементы предлагалось размещать на позиции с помощью простейших опор, позволяющих осуществлять горизонтирование. Для перемещения комплекса между позициями требовались автокран и грузовые автомобили.
Контейнерный ЗРК «Тор-М2КМ». Фото Vitalykuzmin.su
В середине двухтысячных аналогичные идеи были реализованы в проекте 9К331МКМ «Тор-М2КМ». Его итогом стал автономный боевой модуль 9А331МК-1 — контейнер, который содержит все необходимое оборудование и пусковую установку. Это изделие может быть установлено на различных шасси, размещено на стационарной позиции и т.д. Проводились эксперименты с развёртыванием на палубе корабля для усиления его ПВО.
Принцип универсальности
Все ЗРК семейства «Тор», независимо от их модификации и комплектации, имеют схожую архитектуру. Они включают в себя набор радиоэлектронных средств, включая две радиолокационные станции различного назначения, рабочие места операторов, пусковую установку и ракеты. В зависимости от конкретной версии ЗРК, все эти элементы могут быть смонтированы на базовой машине или в контейнере.
Опыт развития линейки «Тор» показывает, что такая архитектура даёт значительные преимущества. Она позволяет относительно быстро и просто создавать различные варианты зенитного комплекса. Такие модификации могут отличаться друг от друга с точки зрения эксплуатации и технических характеристик, но обладать практически одинаковыми боевыми возможностями.
«Тор-М2КМ» на палубе корабля. Фото ИЭМЗ «Купол»
Такой потенциал ЗРК «Тор» активно используется в интересах заказчиков. Например, российская армия эксплуатирует комплексы на гусеничных шасси ГМ-5955 и на сочлененных транспортерах ДТ-30. Кроме того, вооружённые силы проявляли большой интерес к стационарному комплексу «Тор-М2КМ». В то же время, наша армия не стала заказывать ЗРК на буксируемых шасси или иные модификации.
Возможность выбора базового шасси привлекает иностранных заказчиков. Хотя большинство зарубежных армий покупают комплексы на гусеничной базе, другие модификации всегда вызывают их интерес на выставках. Кроме того, имеют место и заказы. Например, Республика Беларусь приобрела и поставила на вооружение ЗРК «Тор-М2К» на шасси собственного производства.
С большим потенциалом
При создании первого ЗРК «Тор» отечественная промышленность предложила и внедрила ряд важных идей и решений. Эти идеи позволили создать комплекс с высокими боевыми характеристиками и большим потенциалом для модернизации.
Одним из путей развития исходного «Тора» стала замена базовых шасси или применение альтернативных средств развёртывания и размещения на позициях. Каждый из этих проектов имел свои преимущества, и некоторые из них вызвали интерес у реальных заказчиков. Всё это подтвердило высокий потенциал «Тора» с технической и эксплуатационной точек зрения.
Свежие комментарии