На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 368 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Шипилов
    Володин ты что забыл о погибших в теракте Москве.???? Депутаты не навидят русский народ в России.Узбекистан «наеха...
  • Александр Маркитанов
    Статья верная, и аналогия с цыганками - в десятку. По такому же принципу попы (пастухи) обрабатывают прихожан (стадо)...Как работает инфо...
  • Александр Маркитанов
    с Эрдоганом - не лохотрон, но политическая игра.Хотя политическая игра без лохотрона невозможна.Как работает инфо...

«Национальные доспехи» Эрика XIV

Будете в Стокгольме, увидите эту вывеску и заходите скорее. Жалеть не придётся!
Не получил король Эрик заказанных в Антверпене доспехов, не получил. Врагу достались! Но дело в том, что у него уже были доспехи своего, местного производства, которые были, конечно, похуже «доспехов Геракла», но тоже очень даже хороши!

«Царь Израиля ответил: – Скажите ему: «Воин, надевающий доспехи, не должен хвастать, как тот, кто их снимает после победы.»
(Третья книга Царств 20:11)

Музейные собрания рыцарских доспехов и оружия. А было так, что несколько ранее 1562 года король Швеции Эрик XIV заказал себе ещё один, более ранний по времени доспех, который был для него изготовлен в мастерских в Арбоге, куда привозили рабочую силу, например, из Германии. С другой стороны, вполне вероятно, что позолота была выполнена французом Якобом Паскье, который тогда находился в Стокгольме и выполнял другую работу для Эрика XIV, а вот уже декорировал его Элизеус Либартс по моделям французского художника Этьена Делона в Антверпене. Возможно, что и эти доспехи по моде того времени возили туда-сюда, лишь бы только угодить монарху. И… в итоге их успели доставить ему до коронации, на которой он в них и красовался. Вся их поверхность была богато украшена мифологическими фигурами, сценами сражений и изображениями «трофеев», а также гербом семьи Васа, трёх корон и гербом страны. Материал – сталь с протравленным на ней и одновременно прочеканенным узором, а также позолотой отдельных деталей.

Интересно, что к доспеху полагался большой круглый щит с выпуклой серединой, в общем-то, в то время уже и совсем не нужный. Дело в том, что качество доспехов в целом было уже таково, что какая бы то ни было надобность в щитах уже давно отпала. Но зато возникла мода на круглые щиты рондаши, исключительно парадного свойства, лишний раз рассказывающих о чём-то важном для их обладателя. Этот щит был оформлен высоким рельефом и наполнен фигурными сценами, изображавшими схватки воинов-мужчин с амазонками. Вероятно, это батальная сцена из Троянской войны. Согласно мифу, амазонки поддерживали царя Трои Приама в войне, но в итоге потеряли свою царицу Пентесилею, которая была убита Ахиллом.


Вот этот щит 1562 года! Королевская оружейная палата – Ливрусткаммарен, музей в Королевском дворце Стокгольма

Для создания рельефного декора щита были использованы следующие технологии: чеканка, тиснение, травление кислотой и золочение. Изнутри он был выложен красным бархатом. Удерживался он за две сшитые из бархата ленты шириной 3 см, с металлическими пряжками, чтобы регулировать их натяжение. 36 заклёпок с шестигранными шайбами удерживают ткань на месте по всему периметру. Весит этот щит 4,143 г. Диаметр щита 580 мм.


А это прорисовка изображений на щите 1562 г. Королевская оружейная палата – Ливрусткаммарен, музей в Королевском дворце Стокгольма

Сам доспех состоит из 18 деталей, причём мог служить и парадным, и боевым. Общий вес доспеха 25,6 кг. Известно, что король использовал его на одном из многих празднеств, в частности, на празднестве, устроенном после кампании против Дании в 1564 году. Тогда Эрик въехал в Стокгольм «с большим триумфом» и привёз трофеи и военнопленных, которые были живой иллюстрацией декора доспехов, на которых как раз были изображены фигуры, закованные в кандалы!


Вот так выглядел этот доспех для короля Эрика XIV вместе с круглым щитом. Королевская оружейная палата – Ливрусткаммарен, музей в Королевском дворце Стокгольма

Конская часть гарнитура была доставлена годом позже, в 1563 году, и имела другой декор. Видимо, её прислали в качестве образца, после чего Эрик заказал как минимум ещё один доспех в Антверпене.


Седло от этого гарнитура. Королевская оружейная палата – Ливрусткаммарен, музей в Королевском дворце Стокгольма

Кираса доспеха имела слегка заострённую нижнюю часть, плоский верх и была целиком декорирована выгравированными на ней узорами и фигурами людей, а также в отдельных местах выложена золотом. Три дырочки на правой груди служили для крепления копейного крюка, то есть доспехом можно было пользоваться в конном бою. Брюшная броня прикреплена снизу на заклёпках. Декор кирасы построен в целом симметрично, но фигуры в медальонах различаются. Причём, поскольку это фигуры женские, то можно предположить, что это царицы амазонок Лампеда и Марпесия. Вес нагрудника сравнительно невелик – всего 1,925 г.


Кираса, передняя часть, вместе с короткой юбкой. Королевская оружейная палата – Ливрусткаммарен, музей в Королевском дворце Стокгольма


Кираса. Крупный план. Качество работы просто изумительное! Королевская оружейная палата – Ливрусткаммарен, музей в Королевском дворце Стокгольма

Наспинная часть ещё легче – 1629 г. И украшена не столь богато, хотя поверхность её также покрыта узорами. Медальон на ней только один. И на нём мы тоже видим Геракла. Вообще, судя по количеству «гераклов» на этом доспехе, а также последующем их количестве на доспехе в Оружейной палате Дрездена, образ этого древнегреческого героя явно поразил воображение короля Эрика, ну а создатели доспеха знали об этом и постарались угодить королю.


Кираса, наспинная часть. В овальном картуше на пояснице лежит измученный Геракл, опирающийся на свою дубину и окружённый языками пламени. Геракл был одет в плащ, отравленный кровью кентавра Несса. Он прилип к его коже, вызывая ужасную боль. Из-за боли он развёл костер, на котором решил сжечь себя заживо. Огонь, однако, убил только его человеческую сущность, и он был принят в Царство Небесное уже как бог. Королевская оружейная палата – Ливрусткаммарен, музей в Королевском дворце Стокгольма

Шлем – типичный закрытый шлем с гребнем, шлем-армэ, с козырьком и воротником из двух пластин. Сзади имеется держатель для плюмажа из перьев. Шлем, как и другие части доспехов, прежде всего отличается очень богатым декором. Вся его поверхность покрыта рельефными фигурами, а также гравированным декором. Края деталей имеют позолоченное обрамление. Некоторые винты на шлеме более новые, то есть очевидно, что он подвергался реставрации. На забрале также изображён Геракл со своей знаменитой палицей (справа). Такие шлемы были традиционно тяжёлыми. Обычно их вес превышал три килограмма. Не был исключением и шлем армэ Эрика. Его вес – 3,195 г.

Вес наплечников несколько разнился, но вес левого был 1331 г. Как это хорошо видно на приведённой ниже фотографии, наплечники не были цельнокованными, а представляли собой конструкцию из трёх пластин, соединённых на заклёпках. При этом крепление было подвижным, то есть движение рук он, благодаря такой конструкции, не ограничивал.


Наплечник левый. Оба наплечника украшены изображениями львов, «трофеями» и букетами цветов. Королевская оружейная палата – Ливрусткаммарен, музей в Королевском дворце Стокгольма

Одна из наших постоянных читательниц и кто-то из читателей в прошлый раз в комментариях к материалу о доспехах Гринвичской мастерской задали вопросы относительно того, как такие детали доспехов, и в частности те же наплечники, крепились на человеческой фигуре. Посмотрите вот на этот портрет.


Портрет Уолтер Деверё, 1-го графа Эссекса (1539-1576). Неизвестный художник. Национальная портретная галерея, Великобритания

На нём гринвичские доспехи, и хорошо видно, что наплечники пристёгнуты к доспеху ремешками с пряжками. Но поскольку сверху надевался ещё и шлем с широкими полями в области шеи, то эти ремешки обычно видны не были. Другой ремень с пряжкой крепил наплечник на руке немного ниже подмышки и тоже, понятно, поэтому был невидим.

«Броня» для ноги включала в себя по английской терминологии «кюис» (набедренник), наколенник, наголенник («грив») и сабатон (латный башмак). Набедренник состоял из нескольких пластин, заходящих одна на другую и скреплённых кожаными ремнями при помощи заклёпок. Ногу эта деталь доспеха защищала лишь спереди, а крепилась она при помощи двух ремней с пряжками, застёгивавшихся сзади.

Наголенники – «гривы», защищали ноги целиком от колена до щиколоток и точно соответствовали форме голени. Обычно они состояли из двух деталей, на одной из которых были проушины с отверстиями, а на другой – отверстия под них и крючки, которыми эти проушины запиралась на ноге. Иногда соединение на внешней стороне выполнялось на петлях, но для тех же гринвичских доспехов было характерно соединение на крючках с обеих сторон. Внизу к «гривам» прилеплялись сабатоны и шпоры.


Налокотник был вдобавок ко всему ещё и очень красиво украшен! Королевская оружейная палата – Ливрусткаммарен, музей в Королевском дворце Стокгольма

Налокотник вместе с двумя «трубами» на руку – весил 1798 г., тассеты (продолжения «юбки») 619 г. каждый; латы для ног вместе с сабатонами – 1685 г.; набедренники по 1167 г., горжет 709 г.; ну а перчатки – каждая по 514 г.


Змееподобная фигура – на самом деле дельфин. Вмятина на наколеннике, изображающая пугающее лицо – это так называемый маскарон или маскарони (итал.). Они были популярным украшением в разные эпохи. Королевская оружейная палата – Ливрусткаммарен, музей в Королевском дворце Стокгольма

В этой великолепной броне король Швеции Эрик XIV выглядел весьма торжественно. В духе Высокого Возрождения мотивы доспехов были заимствованы из древних мифов, причём подобраны эти мифы были так, чтобы идеально соответствовать шведской истории и национальным символам того времени.


Забрало шлема. На нём опять-таки всё тот же Геракл в львиной шкуре и с дубиной! Королевская оружейная палата – Ливрусткаммарен, музей в Королевском дворце Стокгольма


А вот эта сцена, изображённая на левой стороне забрала, вызывает у историков споры. Есть разные интерпретации того, что именно здесь изображено. По одной версии, мы видим здесь богиню Геру, кормящую грудью Геракла. Но что тогда делает рядом с ними мужчина с витой раковиной? Трубит в неё, оповещая всех, что родился великий герой? Королевская оружейная палата – Ливрусткаммарен, музей в Королевском дворце Стокгольма


Доспешный гарнитур Эрика XIV. Как видите, и седло, и конский налобник шаффрон – все, абсолютно все детали выполнены в едином стиле. Конечно, это производило очень сильное впечатление и на простолюдинов, и даже на знать. Королевская оружейная палата – Ливрусткаммарен, музей в Королевском дворце Стокгольма

И вполне возможно, что именно в них 2 октября 1564 года Эрик после военной кампании в Блекинге на юге Сведана вернулся в Стокгольм и со всей армией, словно римский триумфатор, проследовал по улицам своей столицы. Так что потом, когда он уже потерял свою корону и стал узником, ему было о чём вспоминать и о чём сожалеть!

P.S. Автор и администрация сайта выражают свою признательность куратору Королевской оружейной палаты Ливрусткаммарен Андреасу Олссону, а также Катарине Ниммерволл за предоставленную информацию и фотографии.
Автор:
Вячеслав Шпаковский
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх