24 мая авианосец ВМС США USS Gerald R. Ford зашёл в порт Осло, где пробыл несколько дней перед отправкой на учения «Вызов Арктики».
Предполагается, что он проведёт учения с норвежскими вооруженными силами вдоль арктического побережья страны. «Этот визит является важным сигналом о тесных двусторонних отношениях между США и Норвегией и сигналом доверия к коллективной обороне и сдерживанию», – заявил Reuters представитель Объединенного штаба Норвегии Джонни Карлсен.
Посольство России в Осло осудило визит авианосца и отметило, что такая демонстрация силы кажется «нелогичной и вредной». «На севере нет проблем, требующих военного решения, а также проблем, требующих вмешательства извне», – говорится в сообщении дипведомства в соцсетях. «Подобный визит свидетельствует о резком усилении интереса Вашингтона к северному флангу НАТО. Норвегия сейчас вообще один из ключевых партнёров США. Оружейные заводы Королевства треть своей продукции отправляют в Штаты, и те стараются отвечать взаимностью. Об этом свидетельствуют поставки в скандинавскую страну новейших морских патрульных самолётов P-8A и многоцелевых истребителей F-35», – отмечает телеграм-канал Readovka.
Учения «Вызов Арктики» (Arctic Challenge), организуемые с 2013 года, пройдут в акватории Норвежского моря с 29 мая по 9 июня. В них принимают участие около трёх тысяч солдат и 150 самолетов из вооружённых сил 14 западных стран, включая США, Норвегию, Финляндию и Швецию. Можно предположить, что подлинная цель манёвров – отработка потенциальных боевых действий против России в ледовых широтах. К этому следует добавить визит командующего корпусом морской пехоты США Дэвида Бергера в Хельсинки для встреч с командующим оборонительными силами Финляндии генералом Тимо Кивиненом. Темы переговоров «двустороннее сотрудничество и ситуация с безопасностью в регионе Балтийского моря».
Интерес США к Арктике возник достаточно давно. Впервые о претензиях США на военное доминирование в Арктике было заявлено в президентской директиве № 66, подписанной Джорджем Бушем-младшим в январе 2009 года. В ней говорилось: «У США имеются широкие и фундаментальные интересы национальной безопасности в Арктическом регионе, и они готовы отстаивать эти интересы как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими государствами. Среди этих интересов есть такие вопросы, как противоракетная оборона и дальнее обнаружение; развертывание морских и авиационных систем в интересах стратегических морских перевозок; стратегическое сдерживание; морское присутствие; морские операции по обеспечению безопасности; обеспечение свободы судоходства и полётов авиации».
С появлением президентской директивы № 66 США начали активно разрабатывать программы изменения баланса сил в Арктике. В 2012 году американский Национальный совет по разведке (National Intelligence Council) опубликовал доклад Global Trends 2030: Alternative Worlds с прогнозом возникновения дефицита энергоресурсов к 2030 году. Арктика в этом документе рассматривается как альтернативный источник углеводородов для США. После публикации доклада были пересмотрены стратегические планы в отношении Арктики не только США, но и всего Североатлантического альянса. В качестве потенциальных противников в регионе фигурируют Россия и Китай, который позиционирует себя как «почти арктическую державу».
Директива № 66 заявляла, что свобода морей – главный приоритет США, и это напрямую относится к Северному морскому пути, который «включает проливы, используемые для международного судоходства; режим транзитного прохода применяется к проходу через эти проливы».
Ещё до появления на свет директивы № 66, 25 апреля 2002 года, Джордж Буш-младший создал Северное командование (USNORTHCOM), в зону ответственности которого вошли континентальная часть США, Канада, Мексика и окружающий их океан на расстоянии примерно в 500 морских миль (930 км). С 2014 года в зону ответственности USNORTHCOM включена Аляска. Северное командование было усилено командой спецопераций «Север» (в 2012 году) и командой «Аляска» (в 2014 году). В состав USNORTHCOM вошли также 5-я армия США и силы резерва морской пехоты.
Для полноценного проецирования военной силы США в Арктике нужны крупные военно-морские базы, способные обеспечить круглогодичное базирование флота. У США на данный момент есть две авиабазы на Аляске, куда переброшены истребители F-35A Lighting II, чтобы дополнить уже имеющийся здесь парк истребителей F-22и F-16. Там же строятся новые военные объекты и предполагается разместить до 10 тысяч военнослужащих. У США имеются также две зарубежные арктические военные базы. Это авиабаза Thule на севере Гренландии и авиабаза в норвежском Ставангере.
В июне 2018 года Конгресс США поставил перед Пентагоном задачу подыскать зоны для создания ещё нескольких военно-морских баз и портов в Арктике. Однако, вступлении е Финляндии, а в недалеком будущем и Швеции, облегчает эту задачу, так как в этих странах будут созданы американские военные базы. Скорее всего, военная база США будет создана и в Норвегии.
Кроме того, в последнее время власти этой скандинавской страны создают трудности с доставкой грузов в российские поселения на архипелаге Шпицберген и тихой сапой наращивает свое военное присутствие на архипелаге.
Напомним, в июне 2019 года Пентагон представил Конгрессу США новую Арктическую стратегию. В ней отмечается, что стратегическая ситуация в регионе становится все более неопределённой в силу изменения физической среды: уменьшается площадь морского льда и снежного покрова, тают ледники и вечная мерзлота. Температура в арктическом регионе растёт более чем в два раза быстрее, чем в среднем в мире.
«Уменьшение арктического морского льда открывает новые морские пути и расширяет доступ к природным ресурсам в летние месяцы. Если тенденции потепления продолжатся в нынешних темпах, то уменьшение площади арктического морского льда может привести к почти свободной ото льда в летние месяцы Арктике к 2040-м годам», – отмечается в документе. С точки зрения американских военных, в Арктике началась «эра стратегической конкуренции».
Российские вооружённые силы в последние годы активно наращивали своё присутствие в арктических регионах РФ. Некоторое время назад Северный флот был выделен в отдельное стратегическое объединение, он усилился новыми кораблями и подводными лодками. Усилены также гарнизоны на острове Котельном и Земле Франца-Иосифа, появились новые арктические бригады в Восточной Сибири, совершенствуется система ПВО и ПРО.
Несколько лет назад на арктических островах и материковой заполярной части России были развернуты и обустроены шесть военных баз: на островах Котельный (Новосибирские острова), Земля Александры (входит в архипелаг Земля Франца-Иосифа), Средний (Северная Земля), в посёлке Рогачёво (Новая Земля), на мысе Шмидта и острове Врангеля (входят в Чукотский автономный округ).
В Арктике также построены не имеющие мировых аналогов военные объекты системы ПВО «Арктический трилистник» и «Арктический клевер», на каждом из которых круглогодично несут службу до 150 военнослужащих. Готовы к боевому применению десять военных аэродромов в арктических районах России.
Тем не менее, вступление Финляндии и ожидаемое присоединение Швеции в НАТО серьёзно меняет соотношение сил в арктическом регионе. Главным образом, это относится к радикальному повышению угроз для нашего Северного флота.
Имеет значение и опыт специальной военной операции, которая показала ведущую роль в войне высокой интенсивности беспилотных дронов, летающих и плавающих, а также крылатых ракет большой дальности.
Со всей очевидностью, российская военная стратегия и оперативное планирование на случай прямого военного конфликта с НАТО будут откорректированы, как можно предположить, в сторону превентивного применения тактического ядерного оружия.
Владимир Прохватилов, старший научный сотрудник Академии военных наук
Свежие комментарии