Летательный аппарат будущего
Уже несколько лет продолжаются работы по программе Future Long Range Assault Aircraft (FLRAA), целью которой является создание нового многоцелевого вертолета для замены устаревших машин. Программа уже подходит к своему финалу, и компании-участники готовятся представить свои разработки в окончательной конфигурации.
В конце прошлого года Пентагон выпустил проект окончательной версии запроса предложений по FLRAA. Финальную версию запроса планируют подготовить в течение 2021 ф.г. В декабре было объявлено, что в качестве участников нового этапа программы рассматриваются только объединение Sikorsky-Boeing и компания Bell. Впрочем, участие других организаций не исключалось – но на прием заявок от них отводилось всего две недели. Ожидаемо, такие заявки не поступили.
25 января «Боинг» и «Сикорский» раскрыли информацию о своем новом проекте. Для участия в новом этапе FLRAA они разработали многоцелевой вертолет под названием Defiant X. Он основывается на опыте проектирования и испытаний предыдущих экспериментальных машин, но более полно соответствует требованиям заказчика по техническим, боевым и эксплуатационным характеристикам.
В своем официальном пресс-релизе две компании утверждают, что Defiant X будет самым быстрым, маневренным и живучим «штурмовым вертолетом» в истории. В 2035 г. и позже, когда такая техника получит широкое распространение в армии, прогнозируют настоящую революцию в области боевых возможностей. Defiant X сможет быстро преодолевать самые сложные маршруты, доставлять людей и грузы в указанную точку и покидать опасную зону с минимальными рисками.
Также компании-разработчики опубликовали несколько изображений вертолета и анимационный ролик, показывающий основные особенности и возможности такой машины. При этом тактико-технические характеристики не раскрываются.
Сходства и различия
Представленный вертолет Defiant X является результатом многолетних работ, в ходе которых было создано и испытано несколько опытных образцов. Вследствие этого нынешняя машина сохраняет массу черт предшественников, хотя и имеет заметные внешние и внутренние отличия. Кроме того, можно предполагать наличие самых серьезных нововведений, прямо связанных с требованиями заказчика.
Как и предыдущие опытные образцы, Defiant X представляет собой вертолет необычной схемы с двухвинтовой сосной несущей системой и толкающим винтом в хвосте. Комбинация несущих винтов и толкающего построена по технологии Sikorsky X2 Technology, считающейся главным результатом предыдущих проектов.
Сохранена общая архитектура планера с обтекаемыми внешними обводами и хвостовым оперением большой площади. При этом планер существенно изменился. Доработана форма носового обтекателя, изменены кожухи двигателей и т.д. Разработчики указывают на улучшение аэродинамики и снижение заметности в инфракрасном диапазоне
Вертолет Defiant X, в отличие от предшественников, предназначается не только для испытаний, что сказывается на составе бортового оборудования. Он должен получить полный прицельно-навигационный комплекс, необходимый для пилотирования и выполнения боевых задач. Впрочем, точный список предлагаемой аппаратуры не раскрывается.
В рамках дальнейшего развития вертолет Defiant X может получить усовершенствованную электродистанционную систему управления с новыми функциями. В частности, ожидается максимальная автоматизация процессов пилотирования, а также возможно появление полноценного беспилотного режима. Это приведет, как минимум, к сокращению нагрузки на пилотов без потерь в основных характеристиках и возможностях.
Как и предыдущий опытный вертолет SB>1 Defiant, новый Defiant X предназначается для перевозки людей и грузов. Для них предусматривается крупная кабина в носовой и центральной части фюзеляжа. Габариты этого отсека и грузоподъемность пока не уточнялись. Также обеспечивается перевозка груза на внешней подвеске. В рекламных материалах изображается перевозка контейнеров и буксируемых орудий.
Летно-технические характеристики Defiant X пока не оглашались. По всей видимости, эта машина повторит или улучшит успехи предыдущей SB>1. Так, опытный вертолет в октябре прошлого года в горизонтальном полете развил скорость 211 узлов (390 км/ч). Для получения конкурентных преимуществ в конкурсе FLRAA может понадобиться дополнительный рост скоростных характеристик.
Конкурсные перспективы
Компании «Сикорский» и «Боинг» уже представили общий облик своего вертолета, которому в ближайшем будущем предстоит побороться за контракты. При этом окончательный вариант технического задания по программе FLRAA еще не выработан, он ожидается только к концу текущего финансового года. Возможно, уточнение тех или иных требований приведет к необходимости доработки проекта Defiant X, однако кардинальная переделка уже не потребуется.
Сообщается, что сейчас новый вертолет Defiant X проходит испытания в виртуальной среде. Компьютерная модель изделия проверяется на разных режимах и в различных ситуациях. За этим этапом последует доводка, после чего ожидается строительство опытного образца. Такую машину могут выкатить уже в следующем 2022 ф.г.
Так же в ближайшем будущем Пентагон должен будет сравнить вертолет Sikorsky-Boeing Defiant X с конкурирующей разработкой от Bell и выбрать наиболее удачный образец. До конца десятилетия планируется завершить разработку проекта-победителя, наладить производство и начать перевооружение армейских частей.
Следует отметить, что конкурент проекта Defiant X пока не известен. На предыдущих этапах программы FLRAA разработкам Boeing и Sikorsky противостоял конвертоплан Bell V-280 Valor. Возможно, его доработают и вновь выдвинут на конкурс, либо на его базе создадут новую машину с рядом серьезных отличий. Компания Bell пока не раскрывала свои планы, но это произойдет в ближайшее время.
Борьба обостряется
До недавнего времени программа Пентагона FLRAA находилась на стадии научно-исследовательских работ, поиска необходимых решений и демонстрации технологий. Ожидаемый выпуск окончательной версии технического задания переведет ее на новый этап. Компаниям-участницам предстоит завершить проектирование, построить опытную технику и показать ее превосходство над конкурирующей разработкой.
За этим последуют выгодные заказы от американских вооруженных сил. Кроме того, сообщается об интересе к FLRAA со стороны третьих стран. Некоторые государства НАТО, сейчас эксплуатирующие вертолеты UH-60, в будущем могут заменить их перспективными скоростными машинами. Таким образом, победа в текущей программе быстро окупит все затраты и принесет новые прибыли.
Первый участник последнего этапа программы уже известен – это вертолет Defiant X от Sikorsky и Boeing. В самое ближайшее время свои планы по FLRAA раскроет и компания Bell. Победителя конкурса выберут немного позже. Пока же следует ожидать продолжение проектных работ, строительство и выкатку опытной техники, а также усиление конкуренции во всех ее проявлениях.
- Автор:
- Рябов Кирилл
- Использованы фотографии:
- Sikorsky / Boeing
Уже зарегистрированы? Войти
-
- 0Красивая машинка.
Но наверняка очень дорогая как в производстве так и в эксплуатации.
Не думаю что их будет много, скорее так же как и конвертопланов. Сделают их как демонстратор технологий и решения спец задач, а основную работу так и будут проводить дешевые и более простые рабочие лошадки. - 0нам тоже пора задумываться и начинать действовать. старички не вечно смогут летать, нужна адекватная замена ми-8 и его модификациям
- 0Тысячный по счету концепт, довеленный до прототипа. ..Сколько их уже было, таких проектов, которые так и не пошли в серию, и сколько еще будет. .
© 2010-2021 «ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ»
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-76970, выдано 11.10.2019 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Правила использования и копирования информации с сайта
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в политике по защите персональных данных.
Свежие комментарии