На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 279 подписчиков

Свежие комментарии

  • Людмила Семенова
    У нас те же проблемы - ежегодные наводнения и пожары ничему не учат на фоне обостряющейся ситуации с миллионами мигра...Рухнувший мост в ...
  • Мария
    Сколько лет живу на свете - столько слышу, что Пиндостан окончательно загнивает. Устала ждать.  Но надежда умирает по...Рухнувший мост в ...
  • Геннадий Лагутин
    Глупее придумать не удалось?Музыканты, которы...

Бог войны Русской Императорской армии Первой мировой. Некоторые особенности боевого применения русской артиллерии. Часть 2

В самом начале мировой войны своей артиллерии пехотные полки не имели. На дивизию же приходилось 48 полевых 76-мм пушек, а гаубицы - отсутствовали. Легкие полевые гаубицы имелись (в ограниченном количестве - 12 122-мм орудий) только в армейском корпусе. В начале войны тяжелой артиллерии русские дивизии и корпуса не имели.


Несмотря на это, русские артиллеристы сражались эффективно – причем даже ведя контрбатарейную борьбу с превосходящим неприятелем, защищая своих пехотинцев. Офицер-артиллерист вспоминал, как в ходе Варшавско-Ивангородской операции 1914 г. пушечная тяжелая 4-х орудийная батарея германцев вела огонь по русским окопам, и вдруг была внезапно накрыта русской полевой батареей. Немецкая батарея перестала существовать, и русский комбат, побывав на месте ее гибели, взял на память снятую с германской могилы офицерскую каску, содранный с головы вражеского артиллериста осколком скальп и несколько писем и открыток [Веверн Б. В. 6-я батарея. Т. 1. С. 57].


10. Обед на лафете


А в бою у Баламутовки-Ржавенцев 1915 г. 6-я и 7-я Донские казачьи батареи 26 апреля вступили в состязание с четырьмя австрийскими батареями (в том числе тяжелой) и заставили их замолчать. Артиллерия противника выдала свое расположение столбами пыли между д. д. Баламутовка и Дезус-Снуч - и донцы открыли огонь. Причем на тяжелой батарее противника наблюдалось огромное облако пыли и дыма – был взорван зарядный ящик и испорчен прожектор, и батарея во время боя больше не стреляла.

Пока артиллерия противника могла организовывать огневую завесу впереди обороны своей пехоты, атаки русской пехоты были малоуспешны. Соответственно, перед русской артиллерией встала задача не только уничтожать пулеметы противника, но и подавлять огонь вражеских батарей. Так, на заключительном этапе Галицийской битвы находившийся в авангарде русский 27-й пехотный Витебский полк 7-й пехотной дивизии атаковал австрийцев, хорошо укрепившихся за ночь на позициях, прикрывавших подступы к Томашову. Австрийцы за центром своей оборонительной позиции расположили артиллерийскую батарею, которая препятствовала продвижению русской пехоты. Тогда командир русского пехотного полка приказал поддерживающей его мортирной батарее подавить австрийскую артиллерию - что с успехом было выполнено. После этого 27-й пехотный полк выбил австрийцев с занимаемой ими позиции и, преследуя их, первым ворвался в Томашов.

Артиллеристы оказывали влияние и на исход целых боевых операций. Так, работа 2-го финляндского стрелкового артиллерийского дивизиона в бою 27 августа 1914 г. привела к тому, что наступавшая немецкая дивизия с более сильной артиллерией не только была остановлена метким огнем 3-х русских батарей (2 полевых и одна горная), но и заставила противника поверить в присутствие крупных русских сил. Немецкая полевая артиллерия даже не могла открыть огонь в течение целого дня - настолько блестяще тактически и технически действовали батареи дивизиона. Результатом этого были незначительные потери русских стрелков, отход немецкой дивизии от г. Лыка и возможность быстрого отрыва от противника нашей стрелковой бригады и следующих сзади нее остальных частей 22-го армейского корпуса. Этот бой ослабил давление немцев на левый фланг 1-й армии и дал возможность частям 22-го корпуса сосредоточиться для выполнения дальнейших боевых задач.

Отлично действовали русские артиллеристы и в тактически тяжелых условиях. Так, способность даже тяжелой полевой артиллерии к быстрым передвижениям в условиях горной местности была проверена в феврале и марте 1915 г. в Карпатах (Вышков перевал, Волосяны, Лихоборы) - когда тяжелая батарея 3-й сибирской стрелковой артиллерийской бригады, перевалив ночью через Вышков перевал, прошла по ужаснейшим горным дорогам (лишь местами наспех подправленным деревянным настилом) и вышла в долину р. Свики.



11.,12 Фронт в Галиции

Недостаток в количестве стволов русские артиллеристы старались возмещать качеством ведения огня, внедрением тактически прогрессивных методов использования орудий и скорострельностью. Так, батарея капитана Соколова из состава 1-й тяжелой (!) артиллерийской бригады в боях под Ангербургом давала - пушка до 9 выстрелов, а гаубица – до 4 выстрелов в минуту.


13. Артиллерийский наблюдательный пункт батареи

В русской армии ранее чем в какой-либо другой армии-участнице Первой мировой дивизионную артиллерию (по 1- 2 батареи) стали подчинять пехотным полкам, что позволило поддерживать наступление каждого батальона огнем 2 – 4-х 76-мм пушек. Улучшилось взаимодействие пехоты с артиллерией. Артиллерия стала проводником пехоты. Артподготовка пехотной атаки стала осуществляться систематически, став важным залогом успешного наступления.

Русские артиллеристы внесли много нового в вопрос методологии использования артиллерии. Были разработаны различные схемы артиллерийского огня (огневой налет, огневая завеса, огневой прорыв), виды артиллерийской подготовки и формы огневого сопровождения пехоты (огневого вала). Для огневого вала артиллерия должна была создать линию огня, перемещающуюся перед пехотой короткими скачками, применяясь к скорости ее движения. Пехота должна прижиматься к огневому валу как можно ближе - чтобы неприятельские пулеметы, ускользнувшие от огня артиллерии или уцелевшие в своих убежищах, не могли использовать промежутка между огневым валом и пехотой для возобновления своего огня. Но в условиях малого количества стволов и ограниченного объема боеприпасов следовало использовать имеющиеся средства как можно экономнее. Русская артиллерия распределялась по группам, каждая из которых решала свои задачи. Большое значение имела централизация артиллерии – формирование огневого кулака.

Так, в период артиллерийской подготовки в ходе Наступления Юго-Западного фронта 1916 г. артиллерия использовалась централизованно в трех группах: 1) группа по пробитию проходов в проволочных заграждениях, 2) группа по разрушению укреплений и подавлению огневой системы обороны и 3) группа по борьбе с артиллерией противника. Артиллерийская атака делилась на 2 этапа. На первом из них задачей артиллерии было уничтожение проволочных заграждений противника. Затем артиллерия, в т. ч. тяжелая, должна была разрушить укрепления 1-й и 2-й линий обороны противника; главное внимание обращалось на ликвидацию пулеметных гнезд. Причем вместо ранее практиковавшегося 1-2-часового ураганного огня при побатарейной пристрелке приказывалось вести 15-20-минутный огонь по данным поорудийной пристрелки. Такой огонь давал гораздо лучшие результаты, чем при ураганном огне. Как только пехота двинулась на штурм вражеских позиций, гаубичная и тяжелая артиллерия должны были переносить огонь на резервы, фланговые укрепления (по отношению к атакуемому участку) и 3-ю линию обороны противника. Тяжелые (прежде всего 107-мм) пушки должны были начать контрбатарейную борьбу - в случае недосягаемости неприятельских орудий для легкой артиллерии. Тяжелую артиллерию размещали не далее 3 - 4 км от вражеских передовых позиций.

Легкая артиллерия должна была стрелять по атакуемым позициям до предельной дистанции. Когда же атакующая пехота ворвется на вражеские позиции, часть легких орудий создает (с флангов и фронта) огневую завесу – чтобы помочь пехотинцам закрепиться на захваченной позиции и отразить контратаку противника, а другая часть ведет контрбатарейную борьбу. Как только пехота захватит первую и вторую линии вражеских позиций, часть гаубичной и тяжелой артиллерии должна была передвинуться вперед – для того чтобы начать подготовку к захвату более глубоких линий обороны противника.

Фактически впервые в истории артиллерии был разработан метод прикрытия атакующей пехоты подвижным артиллерийским огневым валом.

Кроме того, после завершения артподготовки часть легких батарей переподчинялась командирам пехотных полков и следовала за пехотой, чтобы поддержать ее в глубине вражеской обороны. Это было новое слово в использовании артиллерии при прорыве позиционной обороны противника и обеспечило русской пехоте более высокие темпы наступления, чем в иностранных армиях. Эти батареи должны были находиться не далее 2 км от позиций противника, а артиллерийские наблюдатели - присутствовать при командирах передовых пехотных батальонов. Речь шла о поддержке артиллерией своей пехоты при ведении боя в глубине тактической обороны противника. На Французском фронте этот вопрос не был разрешен и привел к порочному методу «методического прогрызания» небольших по глубине участков обороны противника.

Самым трудным вопросом при подготовке прорыва Юго-Западного фронта в 1916 г. стала проблема массирования артиллерии на ударных участках – из-за количественного недостатка артиллерии. Хотя русскому командованию удалось добиться на ударных участках полуторного превосходства в артиллерии над противником, все же артиллерийские плотности были исключительно низкими и в среднем не превышали 20 - 23 орудий (в т. ч. 6 тяжелых) на 1 км фронта. В то же время на Французском фронте, где артиллерия перед наступлением должна была полностью разрушить все оборонительные сооружения противника, на узкий участок фронта стягивалось огромное количество артиллерии (до 100 орудий на 1 км фронта). Эта артиллерия в течение многих дней вела артиллерийскую подготовку по намеченному участку прорыва - и таким образом раскрывала его противнику. При подготовке же прорыва Юго-Западного фронта русские артиллеристы разработали свой, более эффективный и экономный метод. Они отказались от сплошного уничтожения оборонительных сооружений противника, что вызывало огромный расход снарядов и требовало длительного времени. Вместо этого точечно поражались объекты, от которых зависела устойчивость обороны противника: огневые точки, наблюдательные пункты, артиллерия и искусственные препятствия. С этой целью и создавались специальные артиллерийские группы, в каждой из которых между батареями распределялись цели.

Новые методы в использовании артиллерии для подготовки прорыва позволили резко сократить длительность артиллерийской подготовки - с нескольких дней до нескольких часов.


14. Замаскированная батарея

Для организации прорыва глубокой и прочной обороны врага в период позиционной войны потребовались новые технические средства борьбы и новые организационные формы их применения. Вооружение русской артиллерии на дивизионном и корпусном уровне (легкие полевые 76-мм скорострельные пушки, легкие полевые 122-мм гаубицы и 107-мм тяжелые пушки) в этот период уже было недостаточным для подавления огневого сопротивления возросшей по мощности обороны противника. Возникла потребность в резком увеличении количества гаубичной и тяжелой артиллерии и в создании более легких артиллерийских средств, способных быстро маневрировать на поле боя вместе с боевыми порядками наступающей пехоты.

Именно в этот период траншейная артиллерия получила дальнейшее развитие. Она состояла из минометов, бомбометов и орудий «сопровождения» и ближайшей поддержки пехоты в бою (37-мм, 47-мм и 55-мм пушки). Орудия «сопровождения» отличались сравнительно небольшим весом, и поэтому могли продвигаться с пехотой и поддерживать ее на всех этапах боя. Минометы и бомбометы обладали большой огневой мощью, навесной траекторией и способностью разрушать укрепления противника. Пехотным батальонам начали придавать команды из шести минометов или бомбометов.

Усиленный рост гаубичной артиллерии с навесной траекторией стрельбы был вызван главным образом тем, что в обороне стали применять все более и более прочные сооружения с крепким верхним деревоземляным или бетонным перекрытием, против которого огонь пушечной артиллерии с настильной траекторией был малоэффективен. Не менее важное значение имело увеличение количества и дальнобойности тяжелой артиллерии. Русская армия первой осуществила организационное оформление артиллерии прорыва в качестве отдельного соединения - начав формирование тяжелой артиллерии особого назначения (ТАОН). Корпус ТАОН был создан в 1916 г. и включал в состав 6 артбригад, отряд аэростатов и ряд др. частей. К весне следующего года в корпусе имелось 338 орудий - от 120- до 305-мм калибра. ТАОН блестяще проявил себя в Летнем наступлении 1917 г.

Т. о., в вопросе создания артиллерии прорыва, как и по ряду других важнейших вопросов применения артиллерии, Россия занимала ведущее место среди прочих участников мировой войны. Русская артиллерия первая освоила метод стрельбы по исчисленным данным и уже 16 декабря 1916 г. блестяще его применила - на Северном фронте у г. Двинск. Скрытно выдвинувшись на огневые позиции, тяжелые батареи 19-го армейского корпуса внезапно для противника (т. е. без пристрелки, корректирования и наблюдения) нанесли мощный огневой удар по группе объектов в районе ст. Еловка. Объекты, разбросанные по фронту и в глубину на удалении 11 - 13 км от передовых русских позиций, были разгромлены. Оказались сильно повреждены или уничтожены: склад боеприпасов, аэродром, электростанция, железнодорожная станция, железнодорожные пути и мост.

Новый метод стрельбы имел большое практическое значение. Стрельба по исчисленным данным обеспечивала внезапность действий артиллерии и сберегала ее от вражеского огня. Артиллеристы других стран начали осваивать этот метод только с конца 1917 г.

Русская артиллерия развилась как в качественном, так и в количественном отношении. Появились зенитные орудия, траншейная артиллерия, возросло количество гаубиц и тяжелой артиллерии, дальнобойность основных видов орудий повысилась в среднем на 15 - 30 %. К концу войны, как отмечалось, был создан корпус ТАОН - мощный огневой ресурс в руках Ставки. Была усовершенствована артиллерийская тактика.

Роль артиллерии в наступательном и оборонительном бою значительно возросла, и это вызвало повышение удельного веса артиллерии в составе вооруженных сил более чем в 1,5 раза.
Автор: Олейников Алексей

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх