На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 368 подписчиков

Свежие комментарии

  • Наталия Шумакова
    👍👍👏👏👏👏👏Напряжение нараст...
  • Владимир Самборский
    Да, все не просто и однозначно! "Плюс" для Урала хотя бы в том, что перестали с\х управлять из города. В Пермском кра...Пишут, что когда ...
  • Андрей
    Надо понимать, что Путин это не один человек! Это различные институты и учреждения в составе которых не одна тысяча ч...Узбекистан «наеха...

Альбом «Альмайн» – одно из величайших сокровищ елизаветинской эпохи

Здание, в котором расположено «Благочестивое общество оружейников и пивоваров». Основной зал построен ещё в XIV веке, хотя потом, конечно, сам дом перестраивался, и не раз. В Великом пожаре не сгорел, в 1940 году бомбы разрушили окрестные здания, а его не тронули… Ну явно он покровительствует оружейникам и пивоварам!

«...а я чернилами писал их в этот свиток...»
(Иеремия 36:18)

История и документы. Как часто перед историками встают поистине неразрешимые задачи? Например, найдены чьи-то доспехи либо интересная эффигия. Но датировок на них нет. Кто делал доспехи, для кого, в каком году. Да, конечно, их форма может о многом рассказать. Металлографический анализ позволит определить металл, и по сходству анализов можно будет узнать, из какой мастерской они вышли. Но… прямых доказательств нет. Все косвенные. Вот почему альбом «Альмайн», созданный в Королевской оружейной палате в Гринвиче, Лондон, между 1557 и 1587 годами, представляет такую огромную историческую ценность. Ведь на его страницах запечатлено множество впечатляющих доспехов, созданных её мастерами.

Содержание, которое радует


Альбом содержит 29 эскизов доспехов на 56 листах, и всякий раз мы видим фигуру, облачённую в полный доспех, большую часть которого можно хорошо рассмотреть, а напротив неё изображение дополнительных его деталей. То есть перед нами рисунки не просто доспехов, а гарнитуров, которые можно было легко превратить в доспехи для лёгкой кавалерии, пехоты и в сугубо рыцарские доспехи для турниров.

Альбом «Альмайн» – одно из величайших сокровищ елизаветинской эпохи
Обложка «Немецкого альбома» (именно так переводится то старинное его название на современный язык)

Несколько утерянных рисунков оставили дразнящие воображение отпечатки на обороте других листов, и они свидетельствуют, что когда-то альбом этот был больше. Некоторые доспехи, изготовленные по его эскизам, сохранились до наших дней, причём некоторые из них имеют незначительные изменения по сравнению с первоначальным эскизом. Кроме того, это были именно доспехи, в которых люди сражались, причём сражались не на турнире, а на кровавой арене поля битвы.


Доспехи «графа Вустера» для Уильяма Сомерсета, 3-го графа Вустера, около 1570 года. Альбом «Альмайн». © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Кто есть кто из елизаветинского двора


Альбом появился в эпоху, когда придворные королевы Елизаветы боролись за её благосклонность с помощью любых проявлений преданности, храбрости и театральности. Елизавета поощряла соперничество между придворными. А они платили до 500 фунтов стерлингов за украшенный гарнитур доспехов, для заказа которых им требовалась ещё и королевская лицензия.

Сэр Роберт Дадли


Роберт Дадли, граф Лестер и, по слухам, любовник Елизаветы I, заказал в Гринвиче несколько доспехов. Дадли был известен своим соперникам как «фаворит», состоявший в связи с королевой. Сама Елизавета называла его своими «глазами». Два рисунка в альбоме снабжены аннотациями, прямо на него указывающими, в том числе один рисунок с его эмблемой и узлами влюблённых – явный намёк на его «преданность» королеве. Дадли принимал Елизавету I в своём замке Кенилворт в 1575 году в рамках одного из самых известных событий её правления – дорогостоящего трёхнедельного фестиваля театра, танцев, рыцарских турниров, охоты, катания на лодках и фейерверков. Умела развлекаться королева-девственница, что и говорить!


«Граф Лестер», доспехи Роберта Дадли, графа Лестерского (фрагмент), около 1565 года. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Сэр Генри Ли


Сэр Генри Ли был мастером Оружейной палаты с 1580 года. В качестве организатора рыцарских турниров в День присоединения – дорогостоящих рыцарских турниров, фестивалей поэзии, музыки и пиршеств, нацеленных на прославление королевы, Ли было совершенно необходимо «себя показать». Что он и сделал, ведь его доспехи – одни из самых ярких в этом альбоме. Так, доспех Ли, примерно 1585 года, обильно украшен четырёхлистниками (симметричная форма, состоящая из четырёх лепестков, обычно полукруглых, расположенных как лепестки цветка или четырёхлистного клевера) и имитирует моду на одежду с разрезами, которые были нужны, чтобы показать ещё более богатые ткани под ними. Под доспехами Ли носил зелёные чулки и шоссы, цвета которых также использовались для ножен его меча. Зелёную стёганую подкладку, вероятно, из шёлка, можно также увидеть внутри правой щеки бургонета – его открытого лёгкого кавалерийского шлема.


«Сэр Генри Ли, господин Фармори», доспехи для сэра Генри Ли, мастера оружейной палаты, около 1585 года. Как видите, гарнитур включал в себя даже стремена и бронированное седло с конской маской. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Сэр Кристофер Хаттон


Самым щедрым заказчиком был сэр Кристофер Хаттон. У Хаттона было по крайней мере три, а возможно, и четыре доспеха в альбоме, части которых сохранились от всех. Ходили слухи, что, как и Дадли, Хаттон был любовником Элизабет. Их переписка была страстной и романтичной. Хаттон свободно тратил деньги на искусство, а его заказы на доспехи были весьма дорогостоящими, к тому же он также строил Холденби-хаус и частично финансировал путешествия сэра Фрэнсиса Дрейка. После смерти его наследники остались с недостроенным величественным домом и долгом в 42 000 фунтов стерлингов. Выгравированные на них узлы влюблённых, привязанные к тюдоровской розе, практически превратили его доспехи в любовное письмо на стали.


«Сэр Кристофер Хаттон», доспехи для сэра Кристофера Хаттона (фрагмент), 1578-1587 гг. Конская маска – шаффрон – украшена гербами владельца. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Герцог Финляндии


Мастерская в Гринвиче иногда обслуживала клиентов со всего мира. «Герцог Иоанн Финляндский, принц Швеции» был сыном шведского короля Густава Васа и герцогом Финляндии с 1556 по 1568 год. Он несколько раз появлялся при дворе Елизаветы в начале её правления, отчасти в попытке заключить брак между королевой и его отцом. Жизнь дворян в Англии ему понравилась. Было записано, что

«герцог Финляндский всё ещё отдыхает здесь и с каждым днём переходит от хорошего к лучшему, прилагая все усилия чтобы иметь модную одежду и преуспеть в игре с «тунами» (теннис).»

Возможно, что и доспехи в английском стиле им были заказаны для самоутверждения.

Художник и оружейник


Рисунки, которые, вероятно, использовались в качестве рабочих шаблонов, были созданы Якобом Гальдером, который был родом из Ландсхута, на юге Германии, и впервые внесён в список «альмайнов» (то есть немцев), работавших в Оружейной палате в 1558 году. Гальдер был мастером-оружейником в Гринвиче с 1576 по 1607 год и умер в 1608 году. Мы знаем, что Гальдер создавал рисунки, потому что об этом написано сразу в двух случаях: «Эти рисунки были сделаны мной, Якобом». Считается, что под его руководством произошёл расцвет гринвичских доспехов.


«Эти детали были сделаны мной, Якобом», примечание мастера-оружейника Якоба Гальдера к эскизу доспехов для Уильяма Сомерсета, 3-го графа Вустера, около 1570 года. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Офорт, золочение и воронение


Многие из доспехов показаны в альбоме с высокой степенью цветности и декора. Большинство этих узоров характерны для доспехов 1570-1580-х годов, когда мода елизаветинской эпохи стала наиболее экстравагантной. Оформление доспехов было самым разным. Использовались арабески, узоры из цветов и мифологических фигур. Причём эскизы нередко покупали у ювелиров и вышивальщиц.

К декоративным техникам, которые позволяли мастерам идти в ногу с современной модой, относились кислотное травление, золочение и воронение.

Офорт на доспехах был подобен вышивке на ткани. Кислотное травление создавало характерный декор поверхности, контрастирующий с более ровными участками полированного металла. Он использовался, в частности, также для украшения предметов, от которых требуется прочность, таких как шкатулки для хранения драгоценностей и документов, замки и ключи. После обработки кислотой процарапанного рисунка на воске, его удаляли, а затем получившиеся углубления можно было золотить или чернить. Такая техника позволяла украшать доспехи и предметы богатым декором, не нарушая при этом структурную целостность металла.


Что тут примечательного? Да, ноги, конечно! Женщины скрывали их под пышными юбками, зато мужчины свои мускулистые, стройные, красивые, элегантные ноги выставляли всем на показ. Да ещё и обтягивали их шёлковыми чулками! Молодой человек среди роз, портретная миниатюра, Николас Хиллиард, Англия, около 1590 года. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Многие рисунки в альбоме окрашены в самые разные цвета. Доспехи, предназначенные для изготовления из простой стали, показаны белым цветом с голубыми бликами. Многие из них имеют глубокий красновато-коричневый оттенок. Глядя на сохранившиеся доспехи, кажется, что они переливаются различными оттенками чёрного и синего, что является следствием их термической обработки. А вот рентгеновский анализ конструкции доспехов лорда Бакхерста показал, что красновато-коричневый цвет представляет собой плёнку из оксидов железа со следами цинка и свинца. Области голубого цвета были изучены на стременах и доспехах сэра Генри Ли 1587 года, и выявили их источником краску на основе индиго.

Лидеры моды


Дворяне, заказавшие доспехи в Гринвичской мастерской, были без сомнения лидерами моды своего времени. Они были главными бенефициарами законов о роскоши, которые регулировали крой, формы, материалы и украшение одежды в соответствии со статусом человека. Ну а их доспехи были всего лишь разновидностью их одежды.


Доспехи Джорджа Клиффорда, 3-го графа Камберленда, Гринвич, около 1587 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Ранние эскизы доспехов демонстрируют склонность к более простому оформлению с вертикальными полосами орнамента, контрастирующими с участками белого полированного металла. В 1570-х годах раздутый и преувеличенный живот, известный как «стручок», был характерен как для дуплетов, так и для кирас. Чулки в обтяжку старались обнажать сколь можно высоко, чтобы подчеркнуть длинные стройные ноги, что соответствовало, кстати, и форме доспехов для защиты ног, которые повторяли естественный профиль всей ноги.


Доспехи Джорджа Клиффорда (кираса и наплечник) крупным планом. Отлично просматриваются золочёные розы Тюдоров и «флер-де-лиз», соединённые шнуром с петлями. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Самые яркие доспехи 1580-х годов это, безусловно, доспехи Джорджа Клиффорда, 3-го графа Камберленда, поверхность которых была сплошь украшена тюдоровскими розами, геральдическими лилиями и узлами влюблённых. Клиффорд был командующим военно-морским флотом, сделавшим себе имя и состояние на каперских операциях на просторах Вест-Индии. Доспехи его находятся в коллекции Метрополитен-музея в Нью-Йорке и являются наиболее впечатляющими среди сохранившихся гринвичских доспехов эпохи.


Латная перчатка от доспеха Джорджа Клиффорда. Метрополитен-музей, Нью-Йорк


А вот так выглядела её ладонь! Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Последний рисунок в альбоме, идентифицированный совсем недавно, помечен как «Sur Bale Desena» и относится к сэру Горацио Палавичино (Бальдезина), богатому итальянскому купцу и дипломату, который был посвящён в рыцари Елизаветой I в 1587 году. Палавичино являлся агентом королевы Елизаветы и к тому же был достаточно богат, чтобы ссужать её деньгами. Готовясь к защите Британии от испанской армады, он построил и вооружил корабль за свой счёт.

Доспехи, в которых Генри Ли приказал сражаться с испанцами, сохранились в одном из залов Благочестивого общества оружейников и пивоваров в Лондоне. В его конструкции нет лишних деталей для турнира. Все предметы предназначены для использования в бою. Вот только к большому раздражению Ли, он был отправлен охранять север Англии, в дикие места. Доспехи у него довольно строгие – ранний намёк на более позднюю эстетику мужской моды XVII века.


«Сэр Бэйл Десена», доспехи для сэра Горацио Палавичино (Вальдезина), около 1587 года. Доспехи ниже колен уже не предусматривались! © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Тем не менее они всё равно были украшены цветами хмеля и плодами граната. К тому же рисунок говорит нам, что они также должны были быть с красными и зелёными деталями, вероятно, с отделкой при помощи эмали, что является удивительной экстравагантностью для доспехов, предназначенных для боя.


Доспехи для сэра Гарри (Генри) Ли, магистра Оружейной палаты. Гринвич, 1587 г. © Благочестивое общество оружейников и пивоваров, Лондон

Настоящие произведения высокого искусства


Альбом свидетельствует не только об огромном мастерстве оружейников Гринвича, но также и о затратах, которые вкладывались заказчиками качественной брони. Эти ансамбли были своего рода частными яхтами нашей эпохи, ибо стоили владельцу в современных ценах что-то около 2 миллионов фунтов стерлингов. Каждый из этих доспехов был сделан строго по индивидуальному заказу, отражая осанку и фигуру только своего хозяина. Ожидалось, что рыцари будут двигаться в доспехах плавно и бесшумно, ведь все сочленения подгонялись самым тщательным образом. По словам испанского писателя Луиса Сапаты,

«для рыцарей было неприлично двигаться в доспехах, гремящих, словно котелки.»

Сохранившиеся в музеях доспехи в значительной степени потеряли большую часть своего цветового декора. Альбом «Альмайн» позволяет наглядно представить, как выглядели доспехи елизаветинской эпохи в действительности. И это были в самом деле совершенно необычные доспехи, украшенные гравированными, воронёными и позолоченными лентами, сочетающимися с богато окрашенным шёлком и бархатом, с крашеными страусовыми перьями на шлеме, в которых их владелец, сидя на лошади, убранной соответствующим образом, становился уже не всадником, а превращался в монументальное произведение искусства.
Автор:
Вячеслав Шпаковский
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх