На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 277 подписчиков

Свежие комментарии

  • Андрей Зарубкин
    Показали толпу армян, которые размахивали армянскими флагами и орали, что российское побережье Кавказа и Абхазия вход...Зачем Россия выво...
  • Eduard
    Пгтому что это не территория России!Конечно это плохо,но причину я еаписал!Зачем Россия выво...
  • Максим Ширяев
    Антикоммунист "естественно" перерождается в предателя и русофоба. Обыватель, тебе опротивел социализм? Получишь импер...Страсти по ГДР, п...

Аристократ из Политбюро

По страницам новой книги «Николай Булганин. Рядом со Сталиным и Хрущевым»

Личность формируется эпохой, историческими обстоятельствами и множеством других составляющих. Однако среди этих составляющих есть фактор определяющий, природный, или иначе сказать – родовой, семейный. «Чьих будешь?» – эта фраза вовсе не комедийная. В ней сокрыта история рода, генетические связи, даже характер того или иного героя.
«Порода» сказалась и на обличии, и на характере, и на поведении, и даже на одежде Николая Александровича Булганина. 
В своей биографии Н.А. Булганин указывал, что он то «из служащих», то «из рабочих», родился в Нижнем Новгороде. Глядя на него, всегда безупречно одетого, с элегантными манерами, с модной бородкой-эспаньолкой, некоторые товарищи по партии и просто обыватели шептали у него за спиной: «он из бывших», – намекая, что он дворянских кровей, но усиленно это скрывает, выдавая себя за выходца из простолюдинов.

Булганин Николай Александрович (1895–1975), маршал с 03.11.1947 г.

Известный в советскую пору писатель Юрий Маркович Нагибин запечатлел Н. А. Булганина в «аристократическом» качестве, в период расцвета его политической карьеры; он пишет: «…Помните кинохронику: посещение Н.С. Хрущевым и Н.А. Булганиным английской королевы? Незабываемые кадры! Они были во фраках, при пластронах и в цилиндрах. Кошмар всей жизни Булганина – его дворянское происхождение. Статный по природе и воспитанию, он сутулился, гнулся в каких то любезных до приниженности полупоклонах, ничего не помогало: порода брала свое. Не помогало и то, что по мере его возвышения социальное происхождение угодного Сталину аристократа неуклонно понижалось. Это можно проследить по энциклопедиям и справочникам: сын железнодорожного инженера (на самом деле его отец принадлежал к начальствующему составу) превратился в выходца из рабочей семьи, с намеком, что он увидел свет в депо. Но все равно он оставался слишком отличным от окружающих его лапотных людей и тосковал. Его благообразное лицо было исполнено вечной грусти. И вот пришлось надеть фрак и цилиндр, и порода, неведомо для него самого, поперла наружу. Как шел цилиндр к его седым волосам и остроконечной бородке, как дивно обтягивал фрак аристократический костяк, как веяло благородством от каждого движения, жеста, поворота. И до чего же неправдоподобно смешон был рядом с ним Никита Сергеевич!.. Видимо, ощущая свою неполноценность, Хрущев в беседе с английской королевой был поначалу непривычно суетлив и не уверен в себе. Это видно с экрана. А вот что рассказывали очевидцы высокой встречи. Поддавшись, по обыкновению, бесу словоблудия, Никита Сергеевич все время искал поддержки у своего элегантного и столь уместного во дворце спутника.
– Ваше величество, – говорил Никита Сергеевич, прижимая руки к пластрону, – вот Николай Александрович не даст мне соврать.
“Почему он все время ссылался на этого красивого и молчаливого человека? – удивлялась после аудиенции королева. – Они что там у себя, врут на каждом шагу?”» (1) 

Н.С. Хрущев и Н.А. Булганин в Оксфордском университете. 1956 г.

Этот столь пространный фрагмент из дневников Ю.М. Нагибина говорит сразу о многом. И по-своему, не отвечает на многие вопросы, а задает вопросы. Кто, откуда родом этот загадочно-элегантный человек в английском вояже в роли фактически первого лица в государстве? Кто его предки? Кто родители?
«Сын железнодорожного инженера (на самом деле его отец принадлежал к начальствующему составу)»? – из каких источников почерпнул такую информацию писатель Нагибин? Ведь он сам же и утверждает: «…можно проследить по энциклопедиям и справочникам…», что Булганин писал прежде, что выходец из служащих, а позднее, во втором издании Большой Советской Энциклопедии о нем написано, что он родился «в семье рабочего»… 
Корни, родовые, вековые, Николая Александровича Булганина находятся в глухих керженских лесах, там, где основался уездный город Семенов Нижегородской губернии. Возник он в начале XVII века как поселение старообрядцев – селишко Семеновское. В 1717 году – село Семёново. С 1779 года – уездный город Семеновского уезда Нижегородского наместничества (с 1796 года – Нижегородская губерния).
Род Булганиных весьма плодовитый и ветвистый. Но сколько бы ни было ветвей на родовом древе, корень у него один. Корень булганинского древа глубоко уходит в старообрядческую общину, которая играла огромное влияние на духовную жизнь и уклад обитателей уездного города Семенова. 
По округе от города и по реке Керженец располагались старообрядческие скиты. Появились они здесь, в заволжских лесах, после церковного раскола в результате реформ патриарха Никона, еще одного знаменитого нижегородца. По церковным реформам двуперстное крестное знамение было заменено на трехперстное, имя «Исус» на «Иисус», отменены земные поклоны. Тех, кто не признавал нововведений, стали называть раскольниками, старообрядцами.
Среди старообрядцев также прошло разделение: беспоповцы, которые отказались признавать церковную иерархию, и беглопоповцы, которые сохраняли обряды и таинства, совершаемые священниками. 
Булганины относились к беглопоповской общине старообрядцев.
Сама фамилия «Булганин» древнерусская, но имеет вместе с тем тюркское начало. Смысл несет – «беспокойный». «При этом относится к так называемым охранительным фамилиям, т.е. человеку дали такую фамилию с прямо противоположным значением, дабы отвести от него ту или иную напасть, зло, черту характера. В данном случае – придать человеку большего спокойствия». (2) 
Насколько фамилия повлияла на судьбу Николая Булганина – одному богу известно. И вместе с тем под этой охранительной фамилией Николай Александрович Булганин порой проявлял удивительное спокойствие, рассудительность и невозмутимость. Выходит, хранила его от горьких напастей даже родовая фамилия.
Род Булганиных был очень деятельным, фамилия, весьма распространенная по уезду. Многочисленные семьи Булганиных в XIX веке занимались разнообразным ремеслом, широко торговали, производили свои товары, были признаны и уважаемы. 
Близкие родственники Н.А. Булганина занимались трактирным промыслом. В Семенове на рубеже XIX – XX веков насчитывалось более десятка трактиров. Среди Булганиных были даже владельцы ренсковых погребов. (Ренсковый погреб в Российской империи – магазин, торгующий алкогольными напитками на вынос.) 
Ренсковые погреба появились в Семенове в середине XIX века. В них продавались на вынос и на разлив заграничные и российские виноградные фруктовые вина, крепкие напитки и пиво. 
Вот на этой булганинской ветви, где расцветала торговля в ренсковых погребах, берет родительское начало Николай Александрович Булганин, который, к месту сказать, уже в веке XX был большим любителем заграничных и российских вин и крепких напитков.
…Таким образом, среди кержаков, семеновцев Булганиных были купцы и мещане. Дворянских кровей, «голубых кровей» не обнаружилось. Большинство из них были истинными староверами беглопоповского толка.
Отец Александр Павлович Булганин – писарь запаса старшего разряда. По сословному делению его причисляли к мещанам, – низший разряд городских обывателей. Он был обучен грамоте, так как числился писарем запаса старшего разряда, то есть служил вольнонаемным среди нестроевых нижних чинов унтер-офицерского звания, – туда, как правило, относились писаря, музыканты и другие вольнонаемные царской армии. Возможно, что некоторое время Александр Павлович служил и на железной дороге. Но то, что он был инженером из начальствующего состава на железной дороге, как пишет Юрий Нагибин, не обнаружено, таковых данных нет. 
Первый раз Александр Павлович женился в 1891 году на Евдокии Алексеевне Тарелкиной (Гриневой) из села Кононово. Ей было всего семнадцать лет. Судя по всему, брак был по взаимной любви. Но счастья семье не выпало. При родах Евдокия Алексеевна умирает. Однако всю последующую жизнь между семействами Булганиных и Гриневых сохранялись и поддерживались добрые тесные отношения.
Вторым браком Александр Павлович скрепил узы с Агриппиной (Аграфеной) Ивановной Никифоровой (1875 г.р.) из села Бор Нижегородской губернии. Имя матери Николая Булганина иной раз пишется как Аграфена. По всей видимости, ее и в быту называли по-разному. Имя Агриппина, в том числе в транскрипции Аграфена, было популярно в России в XIX веке вплоть до революции. 
Через некоторое время после свадьбы семья переезжает на станцию Сейма, по названию реки Сеймы. Там развивается мукомольное дело «хлебного короля» Н.А. Бугрова, туда все больше требуется рабочих и служащих, там для них строятся дома для проживания, школа для детей.
Миллионщик Н.А. Бугров, владелец лесов, речного флота, а главное – мукомольного производства, был фактическим предводителем нижегородских старообрядцев. Щедрый филантроп, он 45 % чистой прибыли жертвовал на благотворительность. Человек неуемный и в труде, и в личной жизни, и в благодеяниях, Бугров играл заметную роль в крае. А.М. Горький называл его «удельным князем Нижегородским».
Н.А. Бугров сыграет важную роль в жизни семьи Булганиных.

Портреты из книги «Жизнь купецкая»

По мнению некоторых нижегородских краеведов, будто бы Николай Булганин является внебрачным сыном купца Николая Александровича Бугрова. 
Вот фото из роскошного издания (выпущено уже два издания) «Жизнь купецкая: забытые страницы истории российского предпринимательства XIX - начала XX века; [авт.-сост. И.А. Макаров и др.]. – Нижний Новгород: НОВО, 2008. Под фото информация:

Увидев такое парное фото с припиской, и впрямь изумишься столь неординарным утверждениям об отцовстве – со ссылкой на «очевидцев». Теперь и на разных интернет-площадках «гуляет» информация: «Тайна рождения Н.А. Булганина». Поэтому невозможно было пройти мимо таких фактов, к тому же некоторые «создатели этой тайны» мне известны. 
Сомнения о родителе Николая Булганина окольно породил еще один знаменитый на весь мир уроженец Нижнего Новгорода Алексей Максимович Горький. Вернее – он дал исследователям некий повод слепить два этих фото. К тому же всем было известно, что у купца-старовера Бугрова внебрачные дети были.
Вот Горький пишет в своем очерке «Н.А. Бугров» (сразу замечу очерк был опубликован через 12 лет после смерти Н.А. Бугрова, таким образом, герой очерка автору возразить уже не мог):
«…человек этот брал у бедняков родителей дочь, жил с нею, пока она не надоедала ему, а потом выдавал её замуж за одного из сотен своих служащих или рабочих, снабжая приданым в три, пять тысяч рублей, и обязательно строил молодожёнам маленький, в три окна, домик, ярко окрашенный, крытый железом. В Сейме, где у Бугрова была огромная паровая мельница, такие домики торчали на всех улицах. Новенькие, уютные, с цветами и кисейными занавесками на окнах, с зелёными или голубыми ставнями, они нахально дразнили людей яркостью своих красок и как бы нарочито подчёркнутым однообразием форм. Вероятно, эти домики, возбуждая воображение и жадность, очень способствовали развитию торговли девичьим телом.
Забава миллионера была широко известна, – на окраинах города и в деревнях девицы и парни распевали унылую песню:

Наверно, ты Бугрова любишь,
Бугрову сердце отдала;
Бугрову ты верна не будешь,
А мне – по гроб страдать дала!

На одной из таких “испробованных девиц” женился мой знакомый машинист, тридцатилетний вдовец, охотник по птице и птицелов, автор очень хорошего рассказа о жизни пернатых хищников, напечатанного, кажется, в журнале “Природа и охота”.
Хороший, честный человек, он так объяснял мотивы женитьбы:
– Жалко девушку, обижена, а – хорошая девушка! Не скрою: за ней четыре тысячи приданого и домик. Это – меня подкупает. Буду жить тихо, учиться начну, писать...» (3)

Любопытный момент в биографии Н.А. Булганина. Будучи на вершине власти, Председателем Совета министров СССР, Николай Александрович уже в солидных годах будет не только ухлестывать за балеринами и певицами Большого академического театра, но и дарить им квартиры… Надо думать не просто за красивые фуэте и голос сопрано на знаменитой сцене. Уж не от бугровских ли замашек унаследовал это наш премьер-министр?!
…Ближе к концу очерка Горький приводит диалог с Бугровым. Купец сам, якобы, поднял эту тему:
«– …А слышали вы – про меня сказывают, будто я к разврату склонил многих девиц?
– Слышал.
– Верите?
– Вероятно, это так...
– Не потаю греха, бывали такие случаи. В этом деле человек бестолковее скота. И – жаднее. Вы как думаете?
Я сказал, что, на мой взгляд, у нас смотрят на отношения полов уродливо». (4)

Почти все, кто писал о Бугрове, упоминали о его властном характере и несчастной семейной жизни. Бугров был трижды женат, но к сорокалетнему возрасту похоронил всех своих жен. Трое его детей тоже умерли в младенчестве. Больше сочетаться законным браком вдовец не стал: он хотел бы еще завести семью, но староверческая религия этого не позволяла. 
«Блуд не грех, а испытание Божие», – это утверждение из догм старообрядцев, должно быть, грело душу купцу, когда он брал к себе в дом для услужения понравившихся наложниц. 
Богатство и разврат всегда рядом. История – та, что дореволюционная с разгулами богачей на нижегородских ярмарках, – и та, что «новая», полна сведений о частной жизни богатеев. Вокруг них вертятся и просто проститутки, и обслуга, и приживалки, и те самые дорогие медиа-дамы, для коих они являются спонсорами… Так что вольности Бугрова во времена, когда в России проституция была узаконена, вполне вероятны.

Правда, есть разные мнения, в том числе исследовательницы предпринимателей старообрядцев И.В. Поздеевой. «В личной жизни для него была характерна почти аскетически непостижимая скромность, определенная закрытость и даже замкнутость, которая сочеталась в нем с широкой общественной деятельностью, как светской, так и старообрядческой, охватывающей не только нижегородские места… Н.А. Бугров – типичный представитель семейного старообрядческого капитала». (5)
Женщинам всегда кажется, что мужчины более благочестивы, чем на самом деле. А Горькому доверять на все сто процентов не стоит: герои очерка «Н.А. Бугров» говорят словами героев горьковских произведений, да и очерк написан через много лет после встреч с Бугровым.
Да, у купца Н.А. Бугрова были внебрачные дети. Сын Дмитрий и дочка Стеша. Они жили и воспитывались в его доме, никто их не скрывал. Бугров всегда мечтал о наследнике, это естественно и законно, ведь не одно поколение Бугровых наживало богатство. Но был вынужден все свои богатства завещать сестрам. С сыном Дмитрием не задалось: он был болен и к тому же алкоголик, и появление здравого, полноценного наследника пришлось бы Бугрову по нраву. Однако никаких свидетельств о том, что Бугров проявил внимание к Николаю Булганину не имеется.

Сомнительным выглядит и парное фото. Все заволжские кержачи имели некую схожесть, покрой лица, стиль, породу старообрядцев. Общины жили достаточно закрыто и чужаков в род не пускали, а стало быть, и особенный тип, типаж у них выработался поколениями. Впрочем, вот другое парное фото, где герои под одним углом, примерно одного возраста. Не видать в них ничего кровного. Ни лоб, ни нос, ни брови, ни уши… – совсем не схожи.
А вот какой портрет Бугрова рисует все тот же Горький. При этом он почему-то причисляет Бугрова к мордве: 
«На его красноватых скулах бессильно разрослась серенькая бородка мордвина, прямые, редкие волосы её, не скрывая маленьких ушей, с приросшими мочками, и морщин на шее, на щеках, вытягивали тупой подбородок, смешно удлиняя его. Лицо – неясное, незаконченное, в нём нет ни одной черты, которая, резко бросаясь в глаза, навсегда оставалась бы в памяти. Такие неуловимые, как бы нарочито стёртые, безглазые лица часто встречаются у людей верхнего и среднего Поволжья, – под скучной, неопределённой маской эти люди ловко скрывают свой хитрый ум, здравый смысл и странную, ничем необъяснимую жестокость…» (6)
А каким красавцем описан Н.А. Булганин у писателя Юрия Нагибина!

 

Н.А. Бугров

Н.А. Булганин

Внешность обманчива, а вот «свидетельства очевидцев» весомы. Что же это за свидетельства?
Тут сразу возникает недоумение. Где эта книга регистрации? Кто, когда и в чьем присутствии ее заполняет? Со слов кого определялось и записывалось отцовство? Кто эти безымянные очевидцы? Почему о них узнали только в XXI веке?
Часть этих вопросов мне довелось переадресовать автору-составителю издания «Жизнь купецкая» И.А. Макарову, врачу по образованию, нижегородскому краеведу, благо мне случалось с ним встречаться и прежде, и знать его лично. На мой вопрос, откуда взялась эта версия «по свидетельству очевидцев»? – он весьма размыто ответил, что в сороковые годы какая-то санитарка нашла на вышке роддома книгу регистрации, где, якобы, по поводу рождения Булганина было написано в графе «отец» «Бугров». Эту книгу она, якобы, принесла показать врачу, которая и рассказала ему, И.А. Макарову, об этом. Полного имени врача-женщины он не раскрыл, годы работы врача тоже не назвал, но главная, определяющая фраза у него была одна: «Ей можно верить…» 
После этого вопросов стало еще больше. 
Первое. На момент рождения Николая Булганина купцу Бугрову было уже пятьдесят восемь лет. Правда, некоторые нижегородские краеведы считают, что это еще пятьдесят восемь. И, мол, купец, даже страдая долгие годы хроническими заболеваниями, вполне мог стать отцом. 
Второе. Наложниц «для услужения» Бугров выбирал из подопечных семеновских скитов, по сути дела из бедняков, а Агриппина Ивановна Никифорова была не из бедной семьи. Какой смысл девятнадцатилетней девушке путаться со стариком, которому почти на сорок лет больше, и пятнать себя внебрачной связью? У нее есть молодой законный супруг, не бедняк, и нет никакого меркантильного расчета. Может быть, любовь? Как там в частушке: «Наверно, ты Бугрова любишь, Бугрову сердце отдала…» Право, не верится! 
Третье. Книга регистрации. Почему она оказалась на вышке? И только после полувека ее нашла какая-то санитарка? Крыша все полвека была в порядке, не протекала? Книга сохранилась в хорошем состоянии? А главное, куда потом исчезла эта книга, ведь запись там была уникальная? И где книги регистрации других лет? Как, по каким графам там разносятся сведения о других роженицах?
Четвертое. Кто и с чьих слов делает запись в книге регистрации? Муж А.П. Булганин или родственники жены привозят Агриппину Ивановну в родовспомогательное учреждение при Александровской богадельне на улице Варварской (позднее – роддом №1), она рожает, а потом в графе об отцовстве пишется фамилия «Бугров»? Это со слов роженицы записано? Неимоверный, невозможный факт. Разве такую «тайную» информацию о «другом» отце, а не о законном супруге поместят в книгу? Скорее всего, если там где-то появилась фамилия купца Бугрова, то вполне возможно, таким образом помечалось место работы или место жительство роженицы или ее мужа (у Бугрова было немало домов в Нижнем Новгороде и торговых лавок).
Вопросов всплыло огромное количество, но наш телефонный разговор с И.А. Макаровым пришлось свернуть: человек в солидном возрасте, жалуется на болезни. В конце нашего разговора он даже сказал: «Я не краевед, я нумизмат…»
Но так или иначе, версия с парным портретом и голословной припиской запущена, и кто-то ее смакует. Молва, поветрие подчас долговечнее, чем факты и истина. 

Купечество из старообрядцев, конечно, сохраняло свои особенные черты. Суровый нрав, закаленный характер, воспитанный гонениями властей, трудолюбие, традиции общинной жизни. 
Среди старообрядцев в свое время из уст в уста передавалась притча оптинских старцев под названием «Рецепт от греха». Там были такие наставления: «Не упивайся вином, прелюбодеянием. Всё это иссуши постом…» Однако время неумолимо подтачивало устои, общество становилось более просвещенным, или более расхристанным…
Николай Александрович Булганин, выходец из старообрядческой общины, крещенный в церкви, захватил уже угасающие традиции старообрядчества. Наверняка, сию притчу с наставлениями он слышал, не мог не слышать, ибо часто был в кругу верующих родственников, но по жизни мало ей следовал. Точнее – вовсе не следовал. 
Н.А. Булганин являл собой уже новое племя, которое крепло в теориях большевизма и было насквозь атеистами. 
Как уже упоминалось, старообрядцы были в России гонимы и властью, и официальной церковью. Обычные налоги с них взимали в двойном размере, многие годы их унижали специальными налогами, например на ношение бороды… Злились старообрядцы, но налог на бороду платили, ибо по канонам старой веры «образ Божий в бороде, а подобие – в усах». Не мог старообрядец осрамить себя «скобленым рылом».
Сие порядки, разумеется, знал и Николай Булганин, и хотя нет, разумеется, ни малейших оснований думать, что свою замечательную бороду он носил под влиянием староверческих канонов, все же борода, а точнее, булганинская бородка-эспаньолка придавала ему оригинальность, некую особость и черточку аристократизма, которому и поклонялся писатель Юрий Нагибин. Лоск в образе, в одежде Булганина был не случаен. Не бедняцкого покроя он был человек.
И все же существует ли «тайна рождения Николая Булганина»? Уверенно отвечаю: существует!
Почти во всех справочниках, энциклопедиях год рождения Н. А. Булганина стоит неизменный: 30 мая (по старому стилю) 1895 года. Но «вопрос года рождения Булганина» тоже оброс версиями и теперь трактуется неоднозначно. 
В конце концов мне удалось найти в архиве метрическую запись и даже ее копию. Вот эти неопровержимые документы.

Запись в Метрической книге. ЦАНО. Ф.570. Оп.3. Д.1375. Л.708 об-709.(7) 

А вот копия этого документа 12.06.1918 г. 

В этих документах отлично прочитывается, что в метрической книге Николаевской церкви села Павлово, Горбатовского уезда за 1899 год есть запись под №25: Николай сын мещанина города Семенова Нижегородской губернии Александра Павловича Булганина и его законной жены Агриппины Ивановны, православных, рожден 1899 года 30 мая, а крещен 4 июня. Таинство крещения совершал священник Иоанн Заполнский, крестным и крестной были: М.П. Зашивалов, крестьянин села Бор и девица Вера Афанасьевна (фамилия читается не точно).

Сразу возникает несколько вопросов. Где же был рожден Николай Булганин? Если предположить, что в Нижнем Новгороде 30 мая 1895 года, – это пишется везде и всюду, с подачи самого Булганина,  – то сложно поверить, что уже 4 июня, на пятый день, он крещен вдали от Нижнего Новгорода, но не так далеко от станции Сейма, в селе Павлово. 
Можно предполагать, что родился Николай Булганин на станции Сейма, именно 30 июня 1899 года, крещен через пять дней после родов поблизости – в селе Павлово Горбатовского уезда в Николаевской церкви.
За тот факт, что он родился на ст. Сейма, говорит и еще одно воспоминание: «Когда мы вышли на перрон, то за забором я увидел русские лица. Подошел и спросил, откуда они, чувствуя, что русские. Они ответили: «Тверские». Затем ко мне подошли Хрущёв, Микоян и Булганин.
Начался разговор с русскими, и вдруг одна женщина говорит: «А который из вас Булганин то?» Булганин смутился и говорит: «Я». Тогда женщина, обрадовавшись, говорит: «Милой, так мы с тобой ведь земляки, ты из деревни… (не помню название)». Булганин уже совсем покраснел. Хрущев его всю дорогу разыгрывал в том, что у него нашлись эмигранты родственники в Китае». (8)
И наконец, такие строчки из книги об истории города Бор: «…Вскоре их семья переезжает на Сейму, где ширилось мукомольное дело Н.А. Бугрова. Именно там родились их дети: Мария, Клавдия, Елизавета, Серафима, Галина и единственный сын Николай». (9)
Согласно документам, на каком-то этапе своей жизни Николай Александрович Булганин приписал себе ни много ни мало четыре года возраста. Зачем, по каким причинам, с каким умыслом? – точных ответов на этот вопрос пока не найдено. Есть версия, но весьма сомнительная: мол, Булганин, чтобы поступить на службу в ВЧК в 1918 году  прибавил себе эти четыре года. Но ему тогда уже было 19 лет, вполне годился служить новой власти…
Итак, еще одна тайна Николая Булганина остается тайной.

 

Примечания

1. Нагибин Ю.М. Любовь вождей. М., 2005. С.124.
2. Унбегаун Б.-О. Русские фамилии. М., 1989 г. С.165.
3. Горький А.М. «Н.А. Бугров». М. 2004.  С.10.
4. Там же. С. 50.
5. Седов А.В. Кержаки. 2005. С.6.
6. А.М. Горький «Н.А. Бугров». С.9.
7. Центральный архив Нижегородской области. Ф.570. Оп.3. Д.1375. Л.708 об-709.
8. Серов И.А. «Записки из чемодана. Тайные дневники первого председателя КГБ, найденные через 25 лет после его смерти». М., 2017. С.323.
9. Борское Заволжье в фотографиях. Нижний Новгород. 2007 г. С.171.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх