На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 366 подписчиков

Свежие комментарии

  • Амара Карпова
    Молодцы👍❤️ЧВК "Вагнер" возв...
  • Леонид
    Та и пёс с ними! Вы про наших напишите. Как у наших исчезли миллионы. Или неудобно?В Пентагоне исчез...
  • Evgenija Palette
    Да ты никакая не КОРОЛЕВА... ( дух она украинский поддерживает)...  ТЫ - ПОРЫВАЙ, ПИДОПРИГОРА, БРЕХЕНЬКА, да коротень...Этот цирк пора за...

Транзит газа: Украина будет резать свою «трубу», лишь бы России хуже стало

Киев шлет сигнал Европе — готовьте нам компенсации за то, что мы Москву «отрежем»

Транзит газа: Украина будет резать свою "трубу", лишь бы России хуже стало
Фото: Максим Никитин/ТАСС

Киев не собирается продлевать договор о транзите российского газа, который истекает в конце 2024 года, заявил глава «Нафтогаза Украины» Алексей Чернышов.

«Это соглашение завершится до конца 2024 года… Мы не будем инициировать продолжение этого транзита.

Контракт завершится — транзит остановится», — сказал он. Чернышов объяснил, что Украина не будет сейчас отказываться от российского газа из-за «необходимости снабжать им Европу» в преддверии зимы.

Неужели? Наконец-то! Подписание контракта с Украиной в 2019-м году в России всегда воспринималось как вынужденное из-за невозможности вовремя запустить «Северный поток-2». Сегодня, когда Европа почти отказалась от нашего газа, и терять нам, по сути нечего, можно только вздохнуть с облегчением.

Кому Киев думает сделать хуже? Что они вообще хотят сказать этим заявлением?

— Это далеко не первое заявление такого рода в текущем году, — отмечает замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.

— С февраля 2022 года я не слышал, чтобы «Нафтогаз» настаивал на продлении транзитного контракта. В данном случае заявления о прекращении транзита газа надо воспринимать как словесные интервенции. И направлены они в первую очередь в адрес Европы.

«СП»: По словам главы «Нафтогаза», просьбы из ЕС продлить соглашение не поступало. Так ли это? Европе транзит больше не нужен?

— Всё же это был ответ на вопрос о готовности продлевать контракт, если об этом попросят в Евросоюзе, а не самоценная реплика. Впрочем, руководство ЕС всячески подчёркивает своё желание избавиться от газовой зависимости от России где-то в районе 2027 года. В тот момент, кстати, можно ожидать кризиса перепроизводства на рынке СПГ. Возможно, Брюссель на него рассчитывает.

Для продления контракта (да, я знаю, как такого рода разговоры звучат в контексте текущих взаимоотношений между Россией, Украиной и ЕС) в принципе не нужно желание Евросоюза.

Но если «Нафтогаз» хочет, чтобы его поуговаривали, хватит и просьб со стороны Венгрии или Словакии, получающих голубое топливо через украинскую территорию.

«СП»: А что ждет украинскую ГТС в случае прекращения транзита? Даже если вывести за скобки боевые действия? Долго ли она протянет без заполненности газом?

— Эксплуатировать её станет сложнее. И в техническом, и в финансовом плане. Но это не беда «Нафтогаза». Он уже года четыре не эксплуатирует газотранспортную систему Украины. Это задача компании «Оператор ГТС Украины».

«СП»: Сообщается, что Венгрия готова рассмотреть транзит по «Турецкому потоку» после 2024 года. А это технически легко осуществить?

— Соответствующий контракт уже действует между «Газпромом» и одним из его венгерских респондентов. Примерно половину российского газа Венгрия уже получает через «Турецкий поток». Это около 4,5 млрд куб. м. Если отбросить вопрос загрузки этой магистрали, то можно увеличить поставки в Венгрию до необходимых ей 9 млрд куб. м.

«СП»: Кто еще из европейцев получает газ через Украину, и насколько они готовы переключиться на «Турецкий поток»?
— К примеру, Словакия. Также газ через Украину технически могут получать Польша, Австрия, Чехия, Италия, страны Балкан и пр. Украинское направление ещё 20 лет назад обеспечивало 95% прокачки российского газа, который поставлялся в страны дальнего зарубежья.

«СП»: А Россия что-то теряет от прекращения украинского транзита? Сейчас ситуация сильно отличается 2019 года…

— Только деньги. Но прекращение действия контракта не означает автоматически прекращения транзита. Можно перейти на аукционную систему взаимоотношений. Кстати, Киев в 2019 году рассчитывал на такой переход.

И ещё раз замечу, что контракт можно подписать без участия «Нафтогаза» — только с «Оператором ГТС Украины».

«СП»: Время еще есть, по-вашему, к моменту истечения контракта что-то еще может измениться? Или вопрос чисто из области политики?

— Ответить невозможно. Кто его знает, что будет в конце 2024 года. И как будет выглядеть политическая карта Европы.

— Я думаю, что это с одной стороны политический трёп, а с другой — приглашение заинтересованных в поставках российского газа европейцев (а такие имеются, иначе бы транзит уже прекратился) к торгу, — говорит заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

— Ну и, кроме того, кто может сейчас сказать с уверенностью, что будет из себя представлять Украина и власть в Киеве через год? Поэтому особой ценности эти слова не имеют. Очевидно, что без транзита российского газа украинская ГТС превратится в груду металлолома.

«СП»: Нам до прекращения украинского транзита сейчас вообще есть дело?

— Мы сейчас не рассматриваем европейский рынок как стратегическое направление экспорта, учитывая санкционную политику и западную риторику. Хотя продолжаем выполнять те контракты, где это физически возможно, зарабатывая на этом.

«СП»: Сможем ли мы переключить на «Турецкий поток» тех, кто пока получает газ через украинскую ГТС?

— Венгрия уже сейчас может получать весь необходимый газ через «Турецкий поток» и далее через Болагрию и Сербию.

Другое дело, что болгары там создают дополнительные риски, вводя незаконные грабительские поборы за транзит российского газа. Это представляет угрозу для Венгрии, да и в целом для рынка уже предстоящей зимой.

— О том, нужен ли европейцам российский газ через украинскую «трубу», надо спрашивать даже не у европейцев, — уверен руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог Игорь Шатров.

— США сказали: дешевый трубопроводный газ из России Европе не нужен, Европу устраивает дорогой сжиженный газ из США, и Европа, как преданный вассал, подчинилась. Брюссель не самостоятелен в принятии подобных решений. Однако то, как держатся за отношения с Россией страны, которые имеют альтернативные маршруты транзита — в обход Украины и Польши, например, Венгрия, в первую очередь говорит об экономической выгоде. Однако отношения Европы и России сейчас донельзя идеологизированы, прагматичностью они не отличаются.

«СП»: То есть Киев продлевал транзит только ради ЕС? Он же деньги на этом зарабатывал… Они ему больше не нужны?

— Вот к этому, видимо, и готовит европейцев глава «Нафтогаза». К тому, чтобы они запасались деньгами для последующей компенсации выпадающих доходов, которые Украина получает сейчас от транзита. После 2024 года содержание Украины Европе будет обходиться ещё дороже.

«СП»: Долгие годы на Западе существовало убеждение, что транзит — едва ли не единственное, что удерживает Россию от того, чтобы решить вопрос с Украиной раз и навсегда. И держались за него не столько из-за газа, сколько по политическим мотивам. Означает ли объявленное прекращение транзита, что нас на Украине больше ничего не будет сдерживать?

— Думаю, нас по-прежнему будут сдерживать наши принципы. Трагедия Газы невозможна в исполнении российской армии. Мы не будем неизбирательно применять оружие, не обращая внимание на мирное население.

Не будем сносить города, архитектурные ансамбли которых являются памятниками мировой культуры. Мы не будем так поступать еще и потому, что всё это наша земля, общая с теми, кто называет сейчас себя украинцами. Украина — такая же часть русского мира, русской цивилизации, как и Россия, и Белоруссия. Это наш общий дом. А в своем доме надо быть хозяином и проводить его ремонт не в ущерб несущим конструкциям, чтобы он не развалился после ремонта, а стал ещё краше.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх