
«Царь Соломон также сделал корабль в Ецион-Гавере, что при Елафе, на берегу Чермного моря, в земле Идумейской.»
Третья книга Царств, 9:26
Третья книга Царств, 9:26
История своими руками. А было так, что ещё пару месяцев назад один из активных читателей и комментаторов нашего сайта предложил мне обратить внимание на печать английского города Малдона, 1600 года, на которой был весьма тщательным образом изображён некий корабль. Он предложил мне подумать над его реставрацией в качестве модели – наглядного пособия, тем более что источник был прямо-таки налицо. Я подумал и решил, что это будет интересно, но прежде постарался узнать побольше о самом этом изображении и городе, на печати которого он появился. Оказалось, что это очень древний город, который всегда, однако, был небольшим. В переводе со староанглийского его название означает «место собраний на холме». Кроме того, в эпоху Раннего Средневековья этот город был важным англосаксонским портом и центром ремесла в Эссексе. А ещё здесь добывали соль.
Забавно, что в «Книге Страшного Суда» про Малдон написано, что в 1086 году в Малдоне числилось всего 180 полноправных горожан, но, тем не менее, город получил от короля право на самоуправление… в обмен на одного боевого коня и один военный корабль! Сегодня там живёт около 15 тысяч жителей, так что, по нашим меркам, это скорее большая деревня, хотя и с древней историей. Несмотря на то, что в то время город был невелик по размерам, в нём насчитывались целых три торгово-ремесленные гильдии, причём члены их, как оказалось, были заядлыми театралами и регулярно устраивали в городе сценические представления и мистерии на различные религиозные темы. Но в 1574 году пришедшими к власти в городе пуританами эти представления были запрещены. Торгово-ремесленные гильдии не сдались и нашли выход: стали приглашать профессиональных актёров, раз самим им это было запрещено. Однако в 1630 году эти мистерии были запрещены окончательно и бесповоротно, как развращающие граждан города. В любом случае, раз это был средневековый город, то у него был и свой собственный герб, и он тоже подчёркивал его отношение к мореплаванию.
Известно, что в 1569 году герб города представлял собой норманнский щит, на котором были изображены три золотых идущих льва в червлёном поле. В других версиях на нём изображались «львы-защитники», а на одном они даже пронзены копьём. Сегодняшний герб Малдона был утверждён в 1974 году и выглядит так:
«В рассеченном надвое щите в левом лазурном поле три золотых идущих льва, а на правой половине на волнах моря корабль черного цвета (типичный когг – прим. автора) с одной мачтой, увенчанной золотой геральдической лилией и вымпелом алого цвета. Серебряный парус свернут, а на башне на корме на флагштоке с геральдической лилией развевается полотнище знамени с тремя идущими золотыми львами».
То есть в гербе присутствует намёк на его славное средневековое прошлое и указание на то, что это морской порт.

В 1600 году город обзавёлся и собственной «адмиралтейской печатью», причём изображение на ней вновь поменяли в 1682 году

Печать 1682 года
Нельзя не заметить, что корабль 1682 года относится к судам более ранней конструкции, нежели 1600-го, что, скорее всего, связано с желанием (характерном, кстати, для многих – прим. автора) удревнить свою историю. Хотя и корабль, изображённый на печати 1600 года, ну никак к этому времени отнести нельзя. Судя по его архитектуре, это корабль конца XV в., но никак не 1600 года. То есть и тут мы видим желание художника, создававшего печать, показать более старый корабль по сравнению с теми, что в то время могли стоять у причалов Малдона. Налицо явная стилизация, хотя архитектура корабля примерно 1450-1490 гг. показана на печати прекрасно, не говоря уже о расписном парусе, характерном именно для средневековой эпохи.
В любом случае модель такого корабля должна была очень наглядно показать, как выглядели европейские корабли накануне плавания Христофора Колумба.
Корпус модели изготовлен в типичной «демонстрационной технологии», о которой здесь уже рассказывалось. Это две половинки профиля судна из бумаги, на которые внакрой наклеиваются рейки шириной 3 мм, при этом друг на друга они заходят на 1 мм. В области киля наклеивается полоса ткани, после чего корпус сначала просушивается, а затем поливается кипятком и обрабатывается горячим утюгом так, чтобы его борта выгнулись в обе стороны. В области носа и кормы оконечности корпуса склеиваются суперклеем и фиксируются зажимами. Затем вклеивается палуба из картона с наклеенным на неё набором из реек. Она дополнительно распирает борта и придаёт корпусу исключительную прочность.

Герб 1974 г.

Печать 1600 года из музея города Малдона
Передняя и задняя надстройки склеиваются из реек и устанавливаются на места. На печати мы видим крупные головки заклёпок, которыми обшивка явно прикреплена к шпангоутам. Их следует сделать из мелких обойных гвоздей с полукруглыми шляпками. Иллюминаторы с поперечинами по бортам – из пистонов для ботиночных шнурков: вклеены по месту и окрашены под позолоту.
Мачты были сделаны из пришедших в негодность кисточек – оказалось, что для мачт это очень удобный исходный материал. Ну а в итоге, без установки снастей, будущая «модель с печати» стала выглядеть вот так, как на этой фотографии:

Готовая модель без оснастки. Фото автора
Щитов по бортам с крестами Св. Георга и французскими королевскими лилиями установлено ровно столько, сколько их изображено на печати. Вымпелы из ткани, а изображения на них – это термодекали из местной типографии, и переведены на них давлением горячего утюга. Потом ткань была пропитана суперклеем, а сами вымпелы высушены так, как если бы их трепал морской бриз.

Носовая часть

Корма
На борта для красоты наклеены бархоуты (рейки соответствующей толщины), выкрашенные акрилом в чёрный цвет. Корпус и надстройки окрашены не красками (основной фон), а специальным маслом «под орех» с добавлением воска. После высыхания такого покрытия, деревянные части нужно натирать тканью, и тогда они приобретают вид самой настоящей «старой древесины». А это, безусловно, украшает модель!

«Корзина» для стрелков
Деталь очень трудоёмкая, тем более что требуется для этой модели таких «корзинок» три – одна большая и две поменьше. Но сделать их не очень трудно, если знать как. Две полоски шпона толщиной 0,5 мм склеиваются так, чтобы древесные слои при этом перекрещивались. Из такой вот миллиметровой фанеры можно вырезать самые тонкие детали, в данном случае кольца, и не опасаться, что они треснут у вас в руках. Потом по периметру сверлом диаметром 1 мм сверлятся отверстия в основании корзины и её верхнем ободе, через которые пропускаются деревянные рейки толщиной 1 мм, приобретённые через Интернет. Всё это склеивается, потом из бумаги вырезается тонкая полукруглая полоска, идущая вокруг корзины, также приклеивается на место, после чего все три «вороньих гнезда» красятся акрилом в красный цвет.

Парус главный – термопечать. Парус на фок-мачту – просто скатывается из подходящей ткани. Крепления верхних шкаторин парусов к реям осуществлялось при помощи тросов-ревантов. В данном случае они приклеиваются к парусам вот таким образом…

А вот на этом фото показаны паруса, уже прикреплённые к реям, правда, на нижнем парусе процесс крепления ещё не закончен. Нитки просто обёртываются вокруг рея и прихватываются ПВА или суперклеем

Ну а это уже фотография полностью готовой модели, практически такой же, как и на печати 1600 года
Обратите внимание на ванты. Проще всего их сделать, сначала натянув пропитанные ПВА вертикальные нити, а затем наклеить на них поперечные нити, опять-таки пропитанные ПВА и высушенные в натянутом положении. После этого их легко резать. Они совершенно прямые, поэтому никаких узелков вязать не надо, а места крепления обозначаются капельками суперклея (или ПВА), что придаст вашим вантам дополнительную прочность. Нитки готовыми лучше не брать – они на вид всегда «мохнатые», что портит вид такелажа. Их окрашивают акрилом в чёрный цвет (стоячий такелаж) и в жёлто-серый (бегучий), пропуская через пальцы. Вся мохнатость на них таким образом будет убрана!
Стойки подставки сделаны из… «пирамидок», вырезанных из упаковок для куриных яиц. Для прочности в них залит эпоксидный клей ЭДП, после чего они также были покрыты ореховым маслом. Сама подставка их куска фанеры, оклеенного полосками орехового шпона и покрытого янтарным лаком.
Обратите внимание на герб города Малдона, на бортах судна. Что он из себя представлял и как на борта крепился? Оказывается, в Англии была традиции вешать куски вышитых тканей так, чтобы они свисали за борт. Изображения таких декорировок удалось найти среди иллюстраций в манускриптах Фруассара!

«Хроники Фруассара». Королева Изабелла возвращается в Англию вместе с лордом Мортимером. Борт судна задрапирован полотнищем из ткани

«Хроники Фруассара». Корабль английского короля, украшенный свешивающимися с бортов гербовыми полотнищами из ткани

Очевидно, что и гербы со львами города Малдона представляли собой нечто похожее…
Судя по печати, в корзине грот-мачты имелся порядочный запас копий для метания. Их древки в этом случае были сделаны из самых тонких прутиков, надёрганных из домашнего веника и покрашенных в красный цвет. Наконечники из бумаги и выкрашены в цвет металла.
Свежие комментарии