В конце декабря 2020 года ЕС и другие страны Запада продлили санкции против России. Решение было ожидаемым, и правительство РФ ответило, пролонгировав запрет поставок не менее 80 процентов ассортимента продукции западного агропрома.
Однако эти товары по-прежнему присутствуют в российских торговых сетях.Прежде всего там, где максимальный спрос: в Москве, Петербурге, городах-миллионниках. Однако западные ограничения и запреты на поставки в РФ высокотехнологичной пищевой продукции не столь однозначны.
Ларчик открывается просто: страны, входящие в ЕАЭС, не участвуют в российских контрсанкциях, а Москва не настаивает на проведении единой санкционной политики. По оценкам ФТС и Россельхознадзора, минимум 60 процентов объема западной санкционки, ежегодно попадающей в отечественные склады и магазины с 2014-го, – это реэкспорт через страны – партнеры РФ по Евразийскому союзу.
Идет некая игра во взаимную политическую враждебность. Ибо ни Запад, ни РФ не предпринимают ничего, чтобы четко соблюдать обоюдные санкции.
Телеканал Deutsche Welle еще в середине июля 2015 года сообщал, что некоторые иностранные компании и многие автономные территории стран ЕС активно используют свои возможности не только для собственного экспорта, но и реэкспортируют в Россию западные товары и услуги. Докопались журналисты и до того, что многие территории, где процветают такого рода поставки, отсутствуют в тамошнем таможенно-экономическом пространстве.
По оценкам таможен РФ и стран Запада, автономные, в том числе зарубежные территории западных стран используются для реэкспорта в Россию инвестиций, различного оборудования, но особенно продовольствия. Совокупная стоимость такого экспорта в РФ через эти серые зоны с 2014 по 2020 год возросла не менее чем наполовину, а продовольствия – более чем вдвое.
“ Совокупная стоимость экспорта в РФ санкционной продукции с 2014 по 2020 год возросла не менее чем наполовину, а продовольствия – более чем вдвое ”
Подчеркнем в этой связи: в документах о наложении санкций против РФ не уточняется, вводятся ли они одновременно с зарубежными и/или автономными территориями США, стран ЕС, Великобритании, Норвегии, Австралии, Новой Зеландии. И ведь те же территории, заметим, не включены в российские списки.
Ответ в том, что многие из этих территорий отнесены в ЕАЭС к так называемым наименее развитым странам, поэтому с 2011-го они пользуются правом беспошлинного экспорта в РФ и ЕАЭС. В таком режиме торговли с РФ – ЕАЭС свыше десятка зарубежных анклавов Великобритании, Нидерландов, Новой Зеландии. Притом что они же еще и крупные центры мирового офшорного бизнеса.
Периодически в структуре экспорта в РФ, например, из портов британских островов Ангилья и архипелага Виргинские острова в восточной части Карибского моря статистика показывает поступление плавучих конструкций и судов, энергетического оборудования, пластмассы и изделий из них. В импорте из Французской Гвианы значатся такие товарные позиции, как контрольно-измерительная аппаратура, продукты органической и неорганической химии – реагенты, сорбенты, электрическое оборудование и машины (а также запчасти к ним). В экспорте же из тихоокеанской Новой Каледонии – заморской территории Франции встречаются синтетический каучук и резина.
Схожая структура экспорта в РФ из нидерландских карибских островов Аруба, Кюрасао, Бонайре, Сен-Мартен, британских Гибралтара и Бермуд, с принадлежащей США части Виргинских островов, из экс-американских протекторатов на Тихом океане (они по-прежнему в таможенно-экономическом союзе с США): Республики Палау, Федеративных штатов Микронезии, Республики Маршалловых островов, с автономного от США Пуэрто-Рико.
По тем же статистическим данным, из независимых от Дании, Гренландии и Фарерских островов, не членов ЕС и не участвующих в санкционной дуэли России и Запада, периодически значится доставка электрооборудования. А вот в поставках в РФ с Французских Южных территорий – островов между ЮАР и Австралией доля энергооборудования, включая котлы, и запчасти к нему иногда превышает 70 процентов. В числе поставщиков энергооборудования в РФ бывают даже миниатюрные австралийские Кокосовые острова в Индийском океане.
Причем власти, к примеру, Фарер и Гренландии время от времени дают понять, что рыбопродукты (и не только) поставляются в Россию как местного производства, так и из метрополии, то есть из подсанкционной Дании.
Продовольствие как постоянная статья экспорта идет практически из всех земель серой зоны. По большей части промтовары там не производятся, разве что за исключением развитых нефтехимии и судовой индустрии на голландских Карибах и нефтепереработки на восточнокарибской французской Мартинике.
Кроме того, в единую таможенную территорию ЕС не входят пять испанских приморских районов, сопредельных с Марокко, германские анклав Бюсинген в Швейцарии и немецкий остров Гельголанд. То же относится ко всем заморским департаментам Франции, к карибским автономиям Голландии. «Сепаратные» особенности имеются также в таможенном статусе ряда территорий США на Тихом океане и в Карибском бассейне. То есть все они тоже обладают правом экспорта и реэкспорта.
Немаловажно и то, что таможенная территория ЕС меньше его фискальной части, где действуют единые правила о взимании НДС. За чертой остались острова Канарские (Испания), Нормандские (Великобритания), Аландские (Финляндия), район Атос (Греция), маленький португальский архипелаг Селваженш.
Еще характерная деталь: контрсанкциями России охватывается лишь материковая часть Норвегии. Но объем фактического экспорта в Россию рыбы и рыбопродуктов от этих соседей сократился чисто символически. И не только из-за реэкспорта в РФ через другие страны Евразийского союза.
Дело еще и в том, что в российском реестре внешнеторговых партнеров отдельно значится норвежский остров Буве площадью 49 квадратных километров в Южной Атлантике. Вместе с примыкающими мини-островами это территория Норвегии. А тамошний норвежский рыбный промысел обеспечивает Осло до 17–20 процентов поступления сырья. Еще до 25 процентов дают уловы в норвежские акватории вокруг приарктического архипелага Шпицберген и острова Ян-Майен на севере Атлантики, причем в вышеупомянутом реестре они тоже значатся как отдельные внешнеторговые партнеры РФ.
Иными словами, санкционная «дуэль» России и Запада искусно вмонтирована в геополитические и экономические интересы обеих сторон.
Справка «ВПК»
Территории стран, пользующиеся тарифными преференциями (правом беспошлинного экспорта товаров) в РФ – ЕАЭС: Великобритания – острова Ангилья, Монтсеррат, Теркс и Кайкос, Виригинские, Каймановы в Карибском море, Бермудские, Святой Елены-Вознесения в Атлантике; Нидерланды – остров Аруба на Карибах; Новая Зеландия – острова Ниуэ, Кука, Токелау в Тихом океане.
Алексей Чичкин
Свежие комментарии