Грядущие президентские выборы в США станут началом конца американской супердержавы. Они имеют важнейшее значение для всех стран, не исключая России. Но не все догадываются, какое.
На первый взгляд кажется, что есть только три варианта того, что американские президентские выборы сулят для остального мира, не говоря уже о самой Америке.
Либо США, если победят республиканцы, будут пытаться диктовать глобальную повестку дня в экономике и политике, как великая империалистическая держава, думающая и действующая только в своих интересах, – в ущерб и за счёт других. Либо, при демократах, Америка вернётся к ослабляющей её как государство политике последних десятилетий – "растворении" в глобальном мире с открытыми границами, загибающейся промышленностью, невыгодными ей транснациональными торговыми соглашениями, "современными ценностями". Вплоть до радикального преобразования самого человека в псевдодемократического зомби-робота в жёсткой глобальной кастовой системе. И третий вариант – в случае победы демократов – будет предпринята попытка совместить оба эти подхода, потому что вернуться к дотрамповской модели у них при всём желании не получится.Чего хотят демократы?
В идеале демократы хотели бы сохранить американское мировое господство, но в более мягком, менее очевидном ключе. Прежде всего, как финансовое, информационно-технологическое, с учётом интересов интегрированных с американскими глобалистами союзников во всём мире. В отличие от республиканцев, демократы спокойно относятся к упадку США как страны. Что, разумеется, идёт на пользу глобалистскому проекту в целом. Это во многом снимает сомнения неамериканской части глобалистов (ослаблять и тихо уничтожать свои государства требуется от всех) в искренности предводителей-американцев. Крупнейшие препятствия на этом пути – Китай Си Цзиньпина и Россия Владимира Путина.
Россия Владимира Путина и Китай Си Цзиньпина мешают американскому гегемонизму и могут "помочь" США вернуться на круги своя. Фото: Kremlin Pool/Globallookpress
Большинство опросов общественного мнения по-прежнему прочат демократу Джо Байдену победу над республиканцем Дональдом Трампом на президентских выборах. Поэтому, хотя – как и в 2016 году – всё будет с точностью до наоборот, давайте сделаем упор на кандидата демократов и посмотрим, как он намерен строить отношения США с Россией и миром.
Байден и Россия
Байден, безусловно, намного хуже своего конкурента относится к России и будет предпринимать против неё более разнообразные практические меры. Байдену – в отличие от Трампа – ненавистно в России всё, особенно её консерватизм. Взаимодействовать с Москвой на антикитайской почве, в отличие от Трампа, он не собирается, потому что попытается ослабить вражду с Пекином.
Некоторые российские эксперты полагают, что при Байдене антироссийская политика США усилится «вдвое-втрое».
В связи с этим часто вспоминают, как в марте 2011 года, будучи вице-президентом США, он собрал в Спасо-Хаусе – резиденции американского посла в Москве – будущую "болотную" оппозицию и открыто заявил, что Путину не стоит идти на очередной президентский срок. После чего в 2011–2013 годах Россию лихорадило протестное движение. К чему приложили руку и американцы с "партнёрами", и ориентирующаяся на Запад "шестая колонна" российской власти, и политические "попугаи" из "пятой".
Таким образом, появление Байдена в Белом доме будет означать перенос основной тяжести в противостоянии США с Россией на дестабилизацию ситуации внутри страны, попытки расколоть элиту, стимулирование протестных настроений через богатый арсенал "цветных революций". Эта политика будет усилена и в окружающих Россию странах, чтобы создать Москве побольше проблем, перенапрячь её ограниченные ресурсы и "экспортировать" оттуда дополнительную нестабильность в Россию.
Военная угроза станет меньше, "цветная" – усилится
Что касается отношений с Россией в военной сфере, то администрация Байдена, как уже писал Царьград, попробует спасти договор СНВ-3. Трамп, радеющий о национальной безопасности США и благополучии ВПК, продлевать его не будет. Избрание Байдена не помешает Трампу 22 ноября вывести США из Договора по открытому небу, но, возможно, позволит США при Байдене вернуться в него. Хотя США Байдена вряд ли вернутся в Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), из которого Трамп вышел ещё в прошлом году. Вашингтон при власти демократов может проявить больше готовности к заключению с Москвой договорённостей о неразмещении соответствующих вооружений в тех или иных регионах. Окружение Байдена открестилось, например, от угроз Трампа переместить в Польшу ядерное оружие США и будет тормозить затеянную тем переброску американских войск в эту страну из Германии.
У готовящихся возглавить в 2021 году США Джо Байдена и Дональда Трампа разные планы, но результат может получиться примерно один и тот же. Фото: Kevin Dietsch-Pool/Globallookpress
Байден не будет ультимативно и в грубой форме требовать от американских союзников по НАТО увеличивать ассигнования на Альянс, что вроде бы выгодно России, но попробует восстановить трансатлантическую солидарность, что Москве точно невыгодно. США Байдена, скорее всего, не отважатся вводить санкции против европейских участников "Северного потока – 2". В том числе, поскольку у США при власти демократов из-за их политики в области экологии и охраны климата просто не будет нужного объёма сжиженного природного газа для поставок в Европу. США при Байдене (демократы прохладнее относятся к Израилю и менее ненавидят Иран, чем республиканцы) готовы вернуться с определёнными оговорками к участию в иранской ядерной сделке, из которой Трамп вышел в 2018 году.
Всё будут списывать на Россию, как и раньше
Не стоит сомневаться, что всё, сэкономленное США на Вооружённых силах в бессмысленном, с военной точки зрения, противостоянии с Россией и Китаем, они бросят на поддержку в этих странах "гражданского общества", "угнетённых меньшинств", послушных НКО, продвижение "современных ценностей". Для России это опасней, чем военная угроза. Китаю, кстати, тоже не стоит слишком обольщаться насчёт Байдена, который, будучи вынужденным учитывать широко распространившиеся антикитайские настроения американцев, назвал недавно китайского лидера "головорезом" (a thug), а сам Китай – "серьёзным конкурентом" США. И пообещал усилить на Пекин давление по правозащитной тематике в рамках согласованной политики западных стран. Конечно, это отчасти предвыборная риторика, и Байден всё равно является фаворитом Пекина, но это заставляет о многом задуматься.
Разумеется, Байден, как это стало модным в США, особенно в последние годы, продолжит с превеликим удовольствием и далее списывать на Россию весь невыгодный для демократов и себя лично негатив. Он постоянно критикует в предвыборных выступлениях "злонамеренные действия России" по вмешательству в американские выборы (в прошлом, настоящем и будущем), обвиняет Москву в том, что это она стоит за особенно громкими в последние дни разоблачениями его семейной коррупции. Он постоянно грозит России новыми санкциями "в отношении финансового сектора, замораживания активов, мер реагирования в киберпространстве и разоблачения противоправных действий".
Если меня изберут президентом, – пугает Москву Байден, – можете не сомневаться, что Владимиру Путину будет дан отпор, и мы заставим Россию понести серьёзные издержки.
Кто "лучше", Трамп или Байден?
В ответ на эти обвинения республиканские критики Байдена замечают, что это демократы не помогли Украине с Крымом и Донбассом в 2014 году, а Трамп предоставил Киеву "летальное оружие" против России. Что это демократы позволили Москве сорвать планы США в Сирии, осуществлять свои масштабные энергетические проекты, а администрация Трампа смогла остановить их с помощью суровых санкций.
Европа тоже внимательно следит за предвыборной гонкой в США, "тихо надеясь" на победу Байдена. Как и китайцы, европейцы рассчитывают, что демократы, став властью, не будут разрушать мировую торговлю и станут придерживаться правил в экономической конкуренции, будут терпимее относиться к союзникам, не топать на них ногами за недостаточность расходов на НАТО. В КНР заинтересованы в том, чтобы успеть без обвала структурно перестроить и переориентировать на внутреннее потребление и другие рынки свою экономику. Европейцы боятся торговых войн с США, которые им придётся однажды начинать, особенно если от санкций Вашингтона начнут страдать европейские компании, участвующие в постройке "Северного потока – 2", и этот казавшийся немыслимым ещё вчера прецедент будет использоваться США в дальнейшем.
Брюсселю придётся создавать по-настоящему единую Европу, чтобы успешнее конкурировать в мире гигантов недалёкого будущего. Фото: Michael Kappeler/Globallookpress
Таким образом, Байден для нас, в отличие от Европы и КНР, всё же опасней Трампа. "Большой дубиной" Трампа Россию не запугать, зато более изощрённые и коварные методы, как свидетельствует история, имеют больше шансов на успех. Но, даже не желая того, любой из победивших кандидатов будет способствовать выстраиванию стратегического союза хорошо дополняющих друг друга России и Китая, без которого обеим странам будет непросто противостоять США.
Назад вернуться уже нельзя
Однако ущерб, нанесённый Трампом "трансатлантической солидарности" своей политикой "Америка прежде всего" (America First), настолько глубок, что европейцы уже не верят в возможность возврата глобалистской политики США, даже если сейчас Дональда "уйдут". А победа Трампа на выборах подтолкнёт Брюссель к активизации процесса по превращению ЕС – или большей его части – в супергосударство и ускоренному созданию "евроармии", чтобы оформить свой собственный геополитический блок, не уступающий по весу США, хотя это очень сложная и трудоёмкая задача. Выход Британии – этого троянского коня США – из ЕС её облегчает. Превращение в региональных лидеров таких стран, как Индия, Индонезия и Бразилия, также делает американское доминирование в мире образца начала 90-х годов ХХ века совершенно невозможным.
Поэтому не только республиканцам, но и демократам придётся учитывать эту реальность – "конца истории" не наступило, самое интересное только начинается. Так мир оказался перед дилеммой, как подчеркнул в своей недавней статье "Геополитика американских выборов" крупнейший русский и мировой философ Александр Дугин, "перехода к национализму и фактической многополярности в случае Трампа и продолжения агонии глобализации в случае Байдена". Окружающий США мир стал за последние 20 лет слишком разнообразным и субъектным, у его ведущих стран и их союзников – свои цели и задачи, часто несовпадающие с американскими. Поэтому гегемония США как супердержавы независимо от того, кто там у руля, уходит в прошлое. Но что идёт ей на смену?
Из двух зол оба
В опубликованном в журнале Foreign Affairs прогнозе известного американского исследователя и апологета гегемонии США в мире Майкла Бекли, который представила Аналитическая группа "Катехон", подчёркивается, что "дух Трампа может сохраниться ещё долго после того, как уйдёт сам Трамп", потому что США возвращаются таким образом к своей... традиционной политике.
Столкнувшись с колеблющимися союзниками и разделённой и апатичной общественностью, – пишет Бекли, – Соединённые Штаты могут начать действовать не как глава большой коалиции, а скорее как сверхдержава-мошенник – экономический и военный колосс, лишённый моральных обязательств, не изоляционистский, не интернационалистский, но агрессивный, хорошо вооружённый и полностью ориентированный на себя.
"Соединённые Штаты могут вообще выйти из поддержания глобального порядка, – рассуждает далее Бекли. – Вместо того, чтобы пытаться успокоить более слабые страны, поддерживая международные правила и институты, Соединённые Штаты будут использовать все инструменты своего принудительного арсенала – тарифы, финансовые санкции, визовые ограничения, кибершпионаж и удары беспилотников, чтобы выжать как можно больше из союзников и противников. Не будет прочного партнёрства, основанного на общих ценностях, только сделки". Как раз так США уже и начали действовать. Мало того, если оглянуться на историю этой страны, именно так американцы обычно и поступали.
История зарубежной экспансии США начиналась с провозглашённой в 1823 году Доктрины Монро ("Америка для американцев") – ею же, вероятно, и закончится. Фото: G. Ronald Lopez/Globallookpress
Бекли отмечает, что "стратегические союзы США... всё ещё могут существовать на бумаге, но большинство из них будут мёртвыми буквами". Вашингтон, считает американский аналитик, может сохранить только два набора постоянных партнёров: в первую группу войдут стратегически расположенные и уже прочно укоренённые в военной и разведывательной сфере с США Австралия, Канада, Япония и Британия. Во вторую группу войдут "балтийские государства, арабские монархии Персидского залива и Тайвань, которые имеют общие границы с противниками США или находятся в непосредственной близости от них". Эти страны – "буферы для сдерживания китайской, иранской и российской экспансии" – американцы будут вооружать, "но больше не будут планировать их защиту". Остальным, кто "мало что может предложить, придётся искать новых партнёров или самим заботиться о себе".
То, что Бекли не делает в своём анализе скидки на то, будут управлять США республиканцы или демократы, весьма показательно. Видимо, он не видит между ними в вопросах внешней политики большой разницы. А потому внешний мир, вероятно, зря очень сильно переживает, чем закончится для него интрига американских выборов. Рэкетом со стороны США – в более жёсткой или мягкой форме. Единственный способ выжить и уцелеть – принять новые правила игры и быть сильным.
Исход американских выборов важен для остального мира лишь по одной причине – он покажет, какова будет скорость перемен. Более быстрая при Трампе, менее быстрая – при Байдене. В любом случае времени у России в обрез.
"Выборы в США"
В ночь выборов на нашем канале вас ждёт настоящее американское шоу "Ночь выборов". С 22:00 – прямые включения из США, самые известные политологи, простые иностранцы соберутся у нас в прямом эфире. Зрителей и гостей ждёт много сюрпризов. Старт – 3 ноября, в 22:00. Присоединяйтесь!
Свежие комментарии