Что такое образование в России? Какого человека можно назвать образованным, а какого нет? Способствует ли современная система образования достижению человеком лучшего результата в жизни? Или, наоборот, создаёт ненужные проблемы? А какие трудности есть в нашей социокультурной среде?
Об этом поговорим с профессором Владиславом Шафалиновым.Получив диплом о полном среднем образовании, человек встаёт перед выбором: идти ему учиться дальше в вуз или техникум или выбрать не требующую особых навыков работу и начать зарабатывать? А образование — с ним как-нибудь потом. Конечно, всех нельзя ровнять под одну гребёнку, поскольку условия жизни и уровень знаний у людей разный. Что сумели впитать в себя до определённого момента, тем и живём. И в этом плане большая ответственность лежит на государстве за то, чтобы дать нашим детям качественное школьное образование.
А дальше уже человек сам будет благоустраивать свою жизнь и свою судьбу. История знает случаи, когда человек, обладающий сильной волей, сильным характером, добивался успеха в жизни. Причём без высшего образования. Но он сам изучал то, что ему нужно в профессии, читал, спрашивал у людей, добывал себе знания, где только мог. Самообразованный человек — это тот, кто любит и умеет учиться для себя, что также приносит пользу другим. Это, кстати, касается и культурного воспитания, поскольку книг и информации сейчас в свободном доступе предостаточно.
Так или иначе, базовое среднее есть практически у каждого жителя России. Но понятно, что есть сферы, где одной школы или лицея будет мало — нужна квалификация, нужна специальность, диплом. То есть профессиональная и государственная оценка того, что человек является специалистом в своей области. В первую очередь это медицина, экономика, технологическая сфера и те области, где без специальных знаний никуда.
Ведущая "Первого русского" Диана Сорокина более подробно обсудила эту тему с профессором доктором медицинских наук Владиславом Шафалиновым в программе "Вакцина правды".
Образование и образованность
Диана Сорокина: Владислав Анатольевич, сегодня мы поговорим об образовании, образованности и о социальной культуре в России. Что такое образование, а что такое образованность?
Владислав Шафалинов: Надо разделять образование, образованность и социальную культуру. Потому что человек, получивший образование, диплом, сертификат и допуск к работе, может и не стать образованным человеком. Наличие образования ещё не говорит о том, что человек образован. И отметки бывают разные — от двойки до пятёрки, это понятно. А человек, который всё-таки стал образованным и имеет образование, он может быть, например, человеком низкой социальной культуры. Поэтому это три разных понятия. И что лучше, а что хуже — сказать трудно.
ФОТО: ЦАРЬГРАД
Я всегда был за образование. Потому что образованному человеку некоторые вещи легче донести. У него больше развит интеллект, и он больше понимает головой. Но сейчас, мне кажется, у нас очень много людей, которые получили хорошее образование, но при этом уровень социальной культуры у них явно страдает. И это минус.
Когда я стал ездить за границу (о чём сейчас, может быть, не популярно говорить), то видел уровень социальной культуры. У нас он, к сожалению, последние лет сто был низким. И пусть на меня не обижаются апологеты СССР и 70-летнего советского строя.
После революции 1917 года произошёл геноцид русского народа. И этот геноцид был направлен в основном на людей с высоким уровнем и образования, и образованности, и социальной культуры.
Была уничтожена практически полностью армия, высший офицерский корпус, Церковь и русская аристократия. И даже тех, кто никуда не уехал, не эмигрировал, тех вывезли. Был такой философский пароход, на котором людей просто вывезли. Потому что расстреливать — так это был бы шум на весь мир. Потому что понятно, что они и так зверские вещи чинили… Об этом надо знать, этого не преподают сегодня. А стоило бы. Чтобы понимать, откуда пошли эти истоки бескультурья.
Впрочем, подобное было и 500 лет назад. История России вообще во многом трагична. Кстати, если посмотреть историю Европы, то она более бесчеловечная, чем история России. Объективно это так. У нас не было такого количества зверств, как у них. Когда Романовы оказались у власти, это был действительно в каком-то смысле Золотой век. Хотя историки будут говорить, что было очень много грязи. Да, было всё. Но было и понимание, как не должно быть.
По моему глубокому убеждению, Советский Союз, потерпев поражение в холодной войне, превратил все государства на своей бывшей территории в колонии Запада. Естественно, что Запад сюда пошёл со всеми своими лекалами и в области образования. Мы получили совершенно никчёмную и ненужную Болонскую систему. Идут разговоры о том, чтобы от неё отказаться.
Кроме того, как сказал один из министров (слава Богу, бывших!), мы стали готовить общество идеальных потребителей. И сейчас уже сформировано целое поколение таковых. Эти люди не будут вести борьбу, они не будут любить Родину — а чего её любить-то? Ты же потреблять должен! Где больше сможешь потребить и удачнее, за меньшие деньги, где качество получше — там тебе и будет хорошо...
Что касается социальной культуры. В Советском Союзе все обращались друг к другу "товарищ". А сейчас обращаются: "мужчина" и "женщина". По половому признаку. Представьте себе, что в Англии, на Бейкер-стрит, кто-то кричит: man! Или: woman! Можно себе такую жуть представить? А мы этим пользуемся.
ФОТО: ЦАРЬГРАД
Мы не научились друг друга называть. И государство ровным счётом ничего не сделало для того, чтобы людей вывести на новый уровень взаимоотношений между собой. Можно было бы где-то "сударь" ввести или "сударыня".
В 1990-е годы действительно многое было разрушено. Но ведь можно было и многое создать? Вот зачем переименовали Лермонтовскую в Красные Ворота, а площадь Ильича как была, так и осталась. Где логика? Поэтому я глубоко уверен, что государство никогда не хотело изменений в культуре человека. И мне кажется, не хочет до сих пор. Его постоянно нужно к этому подталкивать, заставлять, где-то быть недовольным. Тогда кто-то, может быть, проснётся.
Современное образование
— А что касается современной системы образования, способствует ли она получению желаемой работы человеку?
— Желаемой работы, может быть, да. В советское время у нас были техникумы, профтехучилища, которые давали работу тем, кто, может быть, не хотел получать высшее образование, но мог начать работать на заводе, условно, в достаточно раннем возрасте. И гораздо раньше человека, который получает образование высшее. Потом их количество сократилось. Как сейчас ситуация, я не отслеживаю. Мои дети выбрали высшее образование, но кто-то, может быть, и не хочет.
На Западе, например, очень немногие выбирают высшее образование. Что касается системы обучения и вот этот безумного ЕГЭ, то я надеюсь, что когда-нибудь он будет отменён. Слышал, что изначально его придумали для неполноценных детей в США, а потом он стал системой допуска детей в вузы.
Слава Богу, сейчас в серьёзных вузах вводят дополнительное собеседование, понимая, что человек, набравший 100 баллов по ЕГЭ, это либо гений, либо "честно купил". Либо не вполне нормальный. Конечно, первое и второе бывает чаще. Я надеюсь, что мы от ЕГЭ откажемся, и тогда ученику не придётся зазубривать какие-то вещи, а он будет искать смыслы.
— Можно ли назвать человека, у которого нет образования, образованным?
— Вы знаете, да. Можно, потому что бывает самообразование. Человек способен к самообразованию. Кстати, очень многие великие люди самообразовывались. Что такое образованность?
Сама фраза "образование" означает "образ" и "подобие Божие". Но образа Божьего можно достигнуть и без высшей школы. И даже без средней. То есть быть образованным, интеллигентным человеком.
— Ну а в каких случаях всё-таки диплом обязателен?
— Всё зависит от системы. Во всех странах, как правило, система государственная. Но раньше же никто не давал диплом, скажем, 300 лет тому назад? Но знали, что вот эта бабушка — травница. И какие у неё дипломы? Слышал недавно, что одна травница умерла. У неё даже школьного образования не было. Но человек был очень высокопрофессиональный, к ней академики ездили!
ФОТО: ЦАРЬГРАД
— А если, например, мы возьмём медицину. Вряд ли возьмут на работу человека, у которого нет диплома об окончании высшего учебного заведения?
— На работу не возьмут. Потому что сегодня медицина — это система. Это отчасти хорошо, отчасти плохо. В одной передаче я рассказывал, что даже зарубежные медицинские дипломы умудряются подделывать. И я одного такого доктора вычислил просто потому, что у меня есть знания в той области, в которой он представлялся доктором. А если у директора клиники нет, допустим компетенции, то он будет смотреть только на бумажки. То есть он не может его спросить, получить ответ и понять, что это что-то вообще не то. Поэтому документы нужны, но лучше ещё и на человека посмотреть.
Культура общения в России
— Давайте вернёмся к социальной культуре в России. Какие главные проблемы можно выделить?
— С моей точки зрения, неумение людей общаться друг с другом. Но об этом никто не задумывается. Вот сейчас в школе учат шесть падежей. А в дореволюционное время был ещё и звательный падеж. Так вот, его убрали. Почему?
ФОТО: ЦАРЬГРАД
Наречение имени и называние кого-либо по имени — это признак божественности. Бог называл Адама Адамом, человек давал имена зверям и так далее. Это прерогатива более высокого человека. И он поднимает себя тем, что кем-то называется по имени, сам называет кого-то и правильно обращается к человеку. С этого и начинается общение человеческое.
Вот, мы с вами познакомились: я — Владислав, вы — Диана, и мы уже можем общаться. А с незнакомым человеком? Как его позвать? Мы скажем: "Извините, пожалуйста!" Или: "Простите, молодой человек". А на рынке или в магазине скажем: "Мужчина". Или: "женщина". Или: "Вас тут не стояло". И эти все фразы — они из советского прошлого. Более того, они перешли и в наше время. И до сих пор не ликвидированы.
— А можно ли устранить эти пробелы и с чего начать?
— С моей точки зрения, в этом должно быть заинтересовано государство. А если оно не заинтересовано, то начинаем с себя. Хотя бы с того, чтобы учиться знакомиться друг с другом. "Простите, как вас зовут?" — чтобы обратиться. И это должна быть целая программа.
Потому что люди, которые действительно болеют за великую русскую культуру, за русского человека, за Россию, они должны этим заниматься.
— Есть у нас шанс повысить культурный уровень в нашей стране?
— Есть, конечно! У России великая история, и вернуться к истокам всегда легче, чем начинать заново. Я считаю, надо вернуться. Но некоторые боятся этого "джинна из бутылки" выпускать. Они считают это "джинном".
https://tsargrad.tv/articles/mozhno-li-byt-obrazovannym-chel...
Свежие комментарии