Когда ночью пришли новости о сбитом российском вертолете в Армении и гибели двух наших пилотов, первой реакцией была холодная ярость — к тому же, менее чем через через час азербайджанский МИД признал вину за атаку на вертолет.
Честно говоря, хотелось увидеть действия — к примеру, стаю «Калибров», смешивающую азербайджанскую авиацию с грунтом и бетоном прямо на аэродромах.
Примерно через три часа появилась первая публичная реакция Кремля — и она оказалась куда более серьезной, чем просто наказание зарвавшихся придурков с ПЗРК. Фактически, эта ночь полностью прекратила войну за Нагорный Карабах — с ноля часов 10 ноября объявляется полное прекращение огня, стороны остаются на тех позициях, которые они занимали на этот момент, а всю линию соприкосновения между армянами и азербайджанцами будут контролировать Пограничные войска ФСБ России.
Иными словами, на это время на Южном Кавказе уже установлен мир — и это будет иметь свои последствия, как для Армении, так и для Азербайджана с Турцией. Если кто-то с новой реальностью не согласен, он может смело писать в Спортлото и Лигу сексуальных реформ. По очереди.
Начну с того, что наш вертолет был сбит примерно за две сотни километров от границы с Арцахом и театром военных действий — он сопровождал колонну российских военных рядом с Нахичеванской автономной республикой:
Это значит, что атака по вертолету была произведена как раз с территории, на которой никаких боевых действий не ведется — и, кроме того, что погибли наши парни, эта атака наглядно показала, что и на территории НАР тоже есть военизированные формирования, готовые воевать с армянами.
Если взглянуть на карту большого разрешения, то село Ерасх, под которым был сбит Ми-24, находится на северной границе НАР, как раз по пути к Еревану.
А если азербайджанцы из НАР осмелились на атаку нашего вертолета, то и в Нахичевани явно торчат уши Эрдогана. А там, где Эрдоган и турки, там же и «Серые волки» — а это прямой путь к терроризму, национализму и радикализации. Ну а там, куда приходит радикализация, нормальное развитие просто прекращается — люди начинают руководствоваться не логикой и здравым смыслом, а «революционной и классовой целесообразностью». Это же, в свою очередь, приводит любую страну к краху.
Итак, у Путина было три часа, чтобы поставить всех на место — Армения и Азербайджан прекращают боевые действия, занимаются возвращением беженцев в свои дома и полностью восстанавливают экономические и торговые связи.
Я не знаю, какими аргументами пользовался президент России — но то, что с этой ночи влияние Турции на Азербайджан уже не будет иметь никакого значения, лично у меня сомнений не вызывает.
Что это значит для армян? Они избегают военного поражения, которое уже во весь рост маячило на горизонте, вплоть до полной утраты контроля над Арцахом.
Для азербайджанцев сегодняшняя ночь — это потеря победы, которая уже была в кармане, и потеря лица. Это личное поражение Алиева, уже видевшего себя новым собирателем земель азербайджанских.
Но самое жесткое поражение в этой ситуации потерпели турки, рассчитывавшие установить контроль над Южным Кавказом, ибо теперь на линии соприкосновения будут уже не армяне, а русские — и попробуй их только тронь, грузины могут в деталях и на пальцах рассказать о последствиях атаки на наших миротворцев.
Для Эрдогана это очень печальная новость, поскольку моментально исчез рычаг давления на Россию и Путина через ситуацию на Южном Кавказе — одним движением Кремль выдернул Закавказье из-под турков и теперь султану придется искать новые рычаги.
Очень хотелось бы, чтобы эта война имела самые серьезные последствия для Пашиняна и всех соросят в Армении. Первая же критическая ситуация наглядно показала их неспособность справиться с чем-то серьезнее, чем кофейный автомат или поход в ресторан. Пашинян практически сдал Армению — и если бы не ситуация с вертолетом, то взятие азербайджанцами Степанакерта было бы вопросом нескольких дней.
Эта война будет иметь свои последствия и для Алиева. Он не сумел удержать полностью выигрышную ситуацию в руках — и теперь Карабах останется под контролем Еревана на очень долгий промежуток времени. Это будет несколько десятилетий, если не произойдет какого-то глобального конфликта — но тогда Армения и Азербайджан очень быстро снова станут частью России.
Эту ночь будут осмысливать еще очень долго — Кремль опять сумел показать ассиметричную реакцию, которая куда шире привычной озабоченности нашего МИДа.
И да, Баку обязан найти и показательно покарать виновных. Иначе виновным может быть признан сам Баку.
Олег Адольфович
Свежие комментарии