На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Юрий Рязанов
    Наши мигранты придерживаются той же политикеКиев взял на воор...
  • Леонид Никоноров
    Она у них никогда не прекращалась!!! Спасибо Хрущёву, который всю эту мразь амнистировал, а Штаты " подкормили " мора...Киев взял на воор...
  • Олег Щепанов
    А что вы хотели от жидобандеровца?????Киев взял на воор...

Погоня за душегубкой

Погоня за душегубкой
Чуть ли не единственное широко известное фото немецкой душегубки. Но фотографий должно быть много, не меньше сотни.


В истории немецких душегубок, также известных под названием «газвагенов», использовавшихся нацистами на оккупированных территориях, меня всегда удивляло одно обстоятельство: о них многие рассказывают, но почему-то не предоставлялось материальных следов их существования, хотя бы фотографий. Это выглядело странно. Как такая приметная машина ни разу не попала в объективы фото- и кинокамер? Призрак какой-то.

Вообще, это было очень большое упущение, что эта машина не была захвачена и сохранена. Потому что это вещественное доказательство, орудие совершения преступления. К этому стоило бы отнестись более щепетильно.

Впрочем, исчезновение душегубок могло быть связано с тем, что они были уничтожены в боях и при авиаударах по колоннам, бомбардировках городов. Или же их уничтожили сами эсэсовцы в явном опасении, как бы их изобретение не было применено к ним самим.

Сохранилась ли хоть одна немецкая душегубка, хотя бы частично, до наших дней – я ни разу об этом не слышал. Не буду исключать, что и сохранилась: немцы очень запасливые и многое спрятали.

Однако, на мой взгляд, у нас уже сейчас есть возможность придать этому призраку больше материальных черт в целях расследования преступлений нацистов. Душегубки все же оставили после себя фотографический след, по которому можно на удивление много выяснить.

Удивительные кадры


«Википедия» в соответствующей статье утверждает, что фотографий или киносъемки немецких душегубок не сохранилось. Однако это совсем не так.

С того момента, когда я заинтересовался этой темой, я не верил, что душегубка не осталась на фото- и кинокадрах. Немцы снимали много и всякого. Есть как официальные съемки, так и частные фотоархивы, которые суммарно огромны и составляют, наверное, несколько миллионов фотографий. Есть также в архивах пока еще закрытые и засекреченные фотографии, которых тоже немало, в основном трофеи советских спецслужб. Так что была чисто статистическая вероятность, что душегубка не один раз окажется в объективе.

Но где искать? Поразмыслив с точки зрения своего архивного опыта, я пришел к выводу, что нельзя даже определить примерное направление поиска и потому приходится положиться на случай и удачу. Главное – не просмотреть.

Случай подвернулся довольно скоро. Документальный фильм «Приговор с отсрочкой исполнения. История 13-й фашистской эсэсовской дивизии», на канале «Центральное телевидение» в «Ютубе». 13-я дивизия была мусульманской, в фильме много рассказывалось о муфтии Иерусалима Хадж Амина аль-Хусейни, который встречался с Гитлером.

И вот в этом фильме был вставлен небольшой фрагмент, на котором была эта сама душегубка. Длина отрывка всего 5 секунд или 120 кадров. 192 см 35-мм кинопленки.
Это было шокирующе! Поди же, найди во многих километрах трофейной кинохроники этот короткий фрагмент. Похоже, что авторы документального фильма даже не догадывались, какой ценности кадры они нашли.

Это не случайные кадры, съемка, похоже, велась специально. На кадрах видно, как солдат надевает на патрубок гибкий шланг длиной около метра. Далее машина отъезжает и хорошо видно, что сзади у машины устроено два патрубка, которые соединены гибким шлангом.



Кадры из случайно найденной кинохроники

Это – самый главный отличительный признак душегубки.

Все, что известно об истории душегубок


В 1983 году в журнале Vierteljahrshefte für Zeitgeschichte была опубликована статья Маттиаса Беера Die Entwicklung der Gaswagen beim Mord an den Juden. Это своего рода компендиум того, что удалось выжать из сохранившихся документов о душегубках. Документов очень немного – всего 14.

В этой статье была изложена известная история душегубок. Самый первый образец появился в конце 1939 года и использовался для уничтожения психически больных в оккупированной Польше. Это был крытый автоприцеп Kaisers-Kaffee, в который помещали больных, закрывали и подавали из баллонов чистый угарный газ. Эту передвижную газовую камеру использовала зондеркоманда унтерштурмфюрера СС Герберта Ланге с декабря 1939 года по июль 1940 года.

В августе 1941 года, после того как рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер посетил Барановичи и Минск, где наблюдал за расстрелами, снова возник интерес к душегубкам. Однако использовать опробованную конструкцию было нельзя, поскольку оказалось невозможным завозить баллоны с угарным газом на оккупированную советскую территорию.

Изобретателем немецкого образца душегубки стал руководитель отдела VD 2 (химия и биология) Института криминальной техники полиции безопасности (Sipo), унтерштурмфюрер СС, доктор-инженер Альберт Видманн. 18 сентября 1941 года в Могилеве он провел опыт, построив импровизированную газовую камеру в одном из зданий, в которую через шланг и трубу подавались выхлопные газы сначала одного автомобиля, а потом и грузовика. Через десять минут узники погибли.

Результаты эксперимента были доложены начальнику РСХА, обергруппенфюреру СС Рейнхарду Гейдриху, который в начале октября 1941 года распорядился построить душегубки. Первые построенные машины сначала были испытаны химиками Института криминальной техники, а затем в лагере Заксенхаузен.

С ноября 1941 года душегубки использовались в ряде мест, сначала в Полтаве, а затем с декабря 1941 года в Хелмно, в лагере смерти, которым тогда командовал Ланге. В Хелмно использовались две душегубки на базе грузовиков Opel-Blitz. В самом конце 1941 года еще две душегубки на базе грузовиков Diamond были отправлены из Берлина в Ригу.
Всего было изготовлено шесть душегубок: две в Хелмно, две в Риге и по одной в двух айнзацгруппах.

Где-то в начале 1942 года было решено построить более крупную серию душегубок на базе шасси австрийского грузовика Sauer BT 4500.


Sauer BT 4500 в грузовой модификации

Заказ приняла берлинская фирма Gaubschat Fahrzeugwerke GmbH, производившая корпуса автобусов. Фирме было заказано 30 автомобилей, из которых, как известно по документам, к концу июня 1942 года было изготовлено и сдано заказчикам 20 автомобилей.

Некоторые душегубки отправились в Хелмно, где в конце мая или начале июня 1942 года одна из душегубок взорвалась из-за чрезмерного давления внутри. В остальных фирма сделала некоторые изменения, о характере которых сведений в документах не сохранилось. Вероятно, поставили выпускные клапаны.

Душегубки этой серии использовались в Хелмно, Белграде, Риге, а также на Донбассе и в Краснодарском крае. Их часто пересылали с места на место, возвращали в Берлин, Краков или Бреслау.

Вот и все, что было найдено Беером в сохранившихся немецких документах. Прямо скажем, не густо, да и сама история получается без окончания. Даже более или менее полного списка акций, в которых применялись душегубки, по всей видимости, не имеется.

Хотя, нельзя исключать, что где-то такой документ мог сохраниться, к примеру, будучи подшит не в ту папку. Или же его просто просмотрели исследователи, не знавшие, что такое S-Wagen – одно из названий душегубок в немецких документах.

Поэтому, на мой взгляд, дальнейшее расследование – это анализ фотографий. Для этого надо знать, на что смотреть.

Установочные признаки


Самый главный признак, который отличает душегубку от любого другого транспорта, – это два патрубка сзади в нижней части корпуса, с надетым на них гибким соединительным шлангом. Один патрубок соединялся с выхлопной трубой, а от другого внутрь кузова шла труба, вероятно, с отверстиями. При соединении их гибким шлангом выхлопные газы с содержанием угарного газа попадали внутрь кузова.

Это нельзя признать случайным решением. По моему убеждению, гибкий шланг был введен по требованию заказчика. Когда шланг надет – автомобиль превращается в газовую камеру на колесах. Когда шланг снят – автомобиль абсолютно безопасен и может быть использован для перевозки грузов или людей. Надевание шланга явно происходило по приказу и под контролем офицера, и только в ходе акции.

Мне встречались показания одной из пособниц, которая рассказывала, что она ездила в душегубке в передвижениях между акциями, нимало не опасаясь за свою жизнь.

Этот признак решающий в опознании автомобиля именно как душегубки. Из этого следует, что в первую очередь надо искать фото, где грузовики с подобным кузовом были бы сняты сзади.

Второй признак – это характерная форма крытого кузова, не имевшего окон и других отверстий. Берлинская фирма старалась сделать кузов герметичным, но, как оказалось, перестаралась. Это привело к взрыву, упомянутому выше.


Интересно, что австрийская фирма делала автобусы на шасси того же грузовика. Но эсэсовцев автобусы не заинтересовали, и они заказали кузов специальной конструкции

Но из этого следует, что кузов душегубок, изначально делавшийся герметичным, был аккуратный и тщательный в исполнении, не имел окон, проемов, вентиляции и так далее, что должно быть хорошо видно на всех фото, даже если снимали издали или в кадр попала поврежденная или уничтоженная машина.

Если искать фотографии, на которые душегубка попала случайно, то лучше ориентироваться на этот признак, а потом, при более тщательном анализе фотографии, искать другие подтверждающие признаки.

В погоне за душегубкой может принять участие любой, у кого есть время и желание рассматривать старые немецкие фотографии. Из обширного фотоархива нужно найти и отобрать те, на которых сняты грузовики с кузовами, более всего похожие на разыскиваемую душегубку.

Тут уж кому как повезет. Где-то эти машины могут быть сняты краем, издали, в колонне, а где-то вблизи и со всеми интересными подробностями, вроде окраски или различимых номеров. Номер, например, как у душегубки на кинохронике – это важно. Это возможность установить, к какой части машина была приписана и кто был водителем.


Сверху справа виден номер: «СС-132661». Не исключено, что другие душегубки имели номера, предшествовавшие или следовавшие по порядку.

Но даже если интересных различимых деталей на фото нет, то нужно обращать внимание на подписи, где и когда снято. Если подписи нет, то надо обращать внимание на военную технику и ее опознавательные знаки. Установив, из какой части эта техника, можно примерно выяснить место и время съемки.

В общем, даже если душегубка попала в кадр издали, это все равно след, который надо учесть, а для этого надо знать, где и когда сделана фотография.

В конце концов должна получиться карта, на которой будут обозначены места, где душегубки попали в объектив фото- или киноаппарата. Это уже ключ к поиску сведений и документов о совершенных нацистами преступлениях. Не исключено, что таким образом будут открыты, даже много десятилетий спустя, преступления, оставшиеся неизвестными и незадокументированными.

Если кто что-то найдет – кидайте в комментарии.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх