На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 366 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Карабухин
    ..Легче прикинуться идиотом-дурачком, чтоб только не нести ответственность за совершённые преступления перед человече...Asia Times: Решен...
  • Вячеслав Денисов
    Т.е, наши славные енаралы даже пулемётами армию не смогли обеспечить!!! И теперь, некоторых из них, наконец-то аресто...Северокорейский п...
  • Дмитрий Бакланов
    Чушь какая-то.последний год подсолнечное масло дешевеет.Вслед за сливочны...

Без России: Китай как основной противник США на море

Без России: Китай как основной противник США на море

Поднять данную тему побудила одна забавная статья на просторах Интернета. В ней выражалась откровенная печаль на тему того, что «…вместо нас гонять американские авианосцы собираются китайцы».

Сама по себе подача материала не понравилась в первую очередь тем, что фактически являет собой откровенную подтасовку. Давайте попробуем честно и беспристрастно рассмотреть складывающуюся ситуацию, хоть в ней России отведена роль даже не статиста, а зрителя в третьем ряду.

Американские авианосцы



Признаемся, это уже классика, ставшая чем-то таким, незыблемым – точка напряженности в мире и болтающаяся там американская авианосная ударная группировка. США стали властителями морей еще во время Второй Мировой войны и никому больше корону не отдавали.


Авианосец показал себя просто прекрасным вариантом проецирования силы в определенный район мира, главное – чтобы поверхность мирового океана позволяла доставить туда самолеты, остальное уже сделали бы они. И там, где нет поблизости американских военных баз (хотя стоит отметить, что таких милых уголков на карте мира все меньше и меньше), все необходимые процессы по наведению демократии берут на себя АУГ.

Авианосная ударная группировка – это весьма сбалансированный кулак, способный на многое. 80-100 летательных аппаратов разного назначения, корабли с крылатыми ракетами (обычно один крейсер типа «Тикондерога» и 1-3 эсминца «Арли Берк»), способные выдать залп из почти сотни «Томагавков» - это серьезно. Даже несмотря на то, что «Томагавки» сегодня несколько устарели. Возьмут массой, события в Израиле и Украине уже доказали, что даже откровенное старье в достаточных количествах может перегрузить и пробить любую, даже современную систему ПВО.

Кто «гонял» американские авианосцы?


Да никто. Реально американские корабли именно бегали более 80 лет назад, от японского флота и авиации, во Второй Мировой войне. После уже увы, конкурентов не осталось. Единственный, кто мог что-то реально противопоставить военному флоту США, был флот, созданный хозяином морей Советского Союза, адмиралом флота Сергеем Георгиевичем Горшковым.


Величайшим флотоводцем новейшей истории страны, заслуживающим стоять в одном историческом строю с Лазаревым, Нахимовым, Корниловым, Истоминым, Ушаковым.

Последние события, связанные с тем, что американские военные моряки испытывали дискомфорт и напряжение отдельных частей организмов, были связаны исключительно с действиями Военно-морского флота СССР и Морской авиации ВМФ СССР.


Пролеты бомбардировщиков на сверхмалых высотах, путешествия подводных лодок незамеченными внутри строя корабельных групп, навалы пограничных инцидентов – это все осталось там, за границей, после которой началась 30-летняя история новой России. И одновременно закончилась история могучего советского флота, остатки которого, отдадим должное, до сих пор составляют основу мощи российского ВМФ.

Сегодня ВМФ России не представляет ничего в плане возможности оперировать в дальней морской зоне. Конечно, из состава Северного и Тихоокеанского флотов можно будет собрать группу кораблей «последнего похода» в количестве 2 крейсеров, 3-4 эсминцев и такого же количества БПК, ставших фрегатами и отправить куда-то, но вот не факт, что они вообще дойдут. История с ремонтами ракетного крейсера «Москва» и ТАВКР «Адмирал Кузнецов» аргументированно позволяют в этом усомниться.

Да, в перспективе у России есть очень приличные фрегаты. На мировом уровне, а в чем-то и превосходящие коллег, но фрегат – это не корабль для действий в океане. И фрегаты, какими бы они роскошными не были (а 22350М – это просто отличные корабли), не гоняют авианосцев.


Впрочем, о проблемах и системном кризисе российского флота мы уже сказали столько, что повторяться даже не стоит. Просто подведем итог: кроме отдельных кораблей, способных выполнять операции на значительном удалении от российских баз, у флота России нет ничего, что можно было бы противопоставить американскому флоту. ВМФ США обладает почти десятикратным преимуществом по численности кораблей, а про корабли ДМЗ мы просто грустно промолчим.

Кто примет вызов?


Действительно, кто может принять вызов? Конечно, только Китай. Все остальные динамично развивающиеся флоты типа индийского, южнокорейского и японского – они на другой стороне. Точнее, японский и южнокорейский – они союзники США, а индийский – сам по себе, но больше против Китая, поскольку конкуренты по региону. Во всем.

Остается только ВМС НОАК.


И сегодня этот флот способен безоговорочно (исходя из списочного состава) решить любые вопросы безопасности у своих берегов. Это вполне современный флот, оснащенный вполне эффективными кораблями и в просто впечатляющих количествах. Авианосцы (2), вертолетоносцы (3), эсминцы (40+), фрегаты (40+), корветы (50), ракетные катера (60+), ДЭПЛ (40+) и атомные подводные лодки, способные встретить противника на дальних подступах в океане.

И этот флот не сконцентрирован на побережье Китая, нет! КНР активно строит базы за рубежом! В том числе – военно-морские. Но об этом мы поговорим отдельно, картина экспансии Китая стоит того.

Но результаты этой политики (корабли + базы) можно наблюдать уже сегодня.

Когда начался вооруженные конфликт между Палестиной и Израилем, усилиями британской The Sun мир облетела новость о том, что Китай отправил в регион отряд кораблей. Военных, естественно. В материалах британского издания задавалось много вопросов относительно того, зачем и куда пойдут китайские военные корабли и против кого будет дружит Китай.

Но в этой истории был очень интересный нюанс.

Может показаться странным, что, говоря о составе китайского отряда, The Sun поименно назвала ровно половину его кораблей — эсминец УРО «Цзыбо», фрегат «Цзинчжоу» и корабль комплексного снабжения «Цяньдаоху». А где другая половина?

Тут надо посмотреть на лидера отряда, эсминец «Цзыбо». Это корабль проекта 052DL, то есть, эсминец проекта 052D, модернизированный под несение и применение крылатых ракет CJ-10, которые можно использовать по наземным целям на расстоянии до 1 500 км, одновременно является флагманом 44-й тактической группы ВМФ НОАК. А данная тактическая группа находится в водах Ближнего Востока аж с мая текущего года.

Что делают китайские военные корабли так далеко от родных берегов? А заняты они патрулированием Аденского пролива и берегов Сомали и Омана. С ВМС Омана китайские моряки даже проводили учения. Основная цель китайских кораблей – защита судоходства в этом районе от пиратов.

Да, в свое время Россия тоже обозначала свое присутствие в этом районе и российские корабли тоже боролись с пиратством. Но потом все заглохло по причине отсутствия средств на столь дорогостоящие операции, да и с кораблями ДМЗ у нас сами знаете, как обстоит дело. А посылать тяжелый атомный ракетный крейсер гонять лодочки с десятком пиратов – это вообще не лезло ни в какие рамки.

Тут надо отметить вот какой нюанс: главной причиной существования пиратов в районе бывшей Сомали нужно считать… Организацию Объединенных Наций. Торговое судоходство сейчас полностью контролируется ООН и её дочерней структурой - Международной морской организацией (International Maritime Organization).

Не совсем понятно, из каких побуждений, но IMO запрещает морякам оказывать сопротивление пиратам, а судовладельцам - нанимать частную охрану. ООН и его структуры фактически заставляли судовладельцев своей юридической базой выплачивать пиратам выкупы, а издержки, ожидаемо ложились на потребителей. Появившийся комитет по пиратству при ООН кроме освоения немалых бюджетов, ничего толкового предложить не смог, в итоге странам милостиво разрешили за свой счет охранять торговые суда и патрулировать акватории.

И с того момента (2008 год) Китай не оставлял Аденский залив и прилегающие территории. Так как это зона интересов КНР, соответственно, китайские военные корабли постоянно присутствовали в районе. И в нашем случае все получилось вот так: как только 44-я тактическая группа собралась обратно на базу в Циндао, оттуда вышла в море… правильно, 45-я тактическая эскортная группа. Флагман группы ракетный эсминец «Урумчи», ракетный фрегат «Линьи» и корабль снабжения «Дунпинху».

Что это значит? Ну не очень много на самом деле. 64 ПУ на эсминце, 32 из которых можно заполнить крылатыми ракетами СJ-10 или противокорабельными YJ-18 плюс 8 ПКР YJ-83 на фрегате. Ну еще 2 вертолета и взвод морского спецназа.

И даже если обе тактические группы объединить и отправить, скажем, к израильским берегам (что КНР совершенно не надо), то даже удвоение сил не даст того эффекта, который мог бы хоть как-то повлиять на обстановку.


Почему?


Да потому, что на тот момент в Средиземном море уже находились сразу две американских авианосных ударных группы. Первая во главе с атомным авианосцем «Джеральд Форд», а вторая — с «Дуайтом Эйзенхауэром». И тут уже можно не считать мощь, потому что две сотни самолетов и вертолетов плюс около полутора сотен «Топоров» на кораблях охранения – это слишком жирный козырь.

А если прибавить британский вертолетоносец «Argus» и большой десантный корабль «Lyme Bay», становится понятно, что «гонять» американцев будет очень непросто. Точнее, они сами кого угодно загонят. И еще за спинами можно учесть дополнительный резерв в виде флотов Испании и Италии, которые, в отличие от Турции, не станут поддерживать сторону Палестины.

В общем – дипломатия дипломатией, а флоты, которые поддерживают эту дипломатию – они вот, уже в Средиземноморье. И, соответственно, проекция силы на район, где все еще говорят пушки, а не дипломаты.

А Россия?


А Россия не сделала ровным счетом ничего. В принципе, все мировые державы так или иначе обозначили свое присутствие в Средиземном море. Кроме Индии и России отметились все. Но Индия по политическим и экономическим соображениям очень далека, в прямом и переносном смыслах. И это совершенно не ее война. Потому отсутствие индийского флота оправдано и понятно.

А вот российские присутствие было бы понятно и оправдано не меньше, чем индийское отсутствие. У нас как бы в регионе своя база, страна, с которой Россию связывают более чем неоднозначные взаимоотношения, то есть Сирия. А в Сирии есть… ну не полноценная база ВМФ, но все-таки. И вблизи нее, более того, в непосредственной близости, разворачиваются такие события.


И наших там как бы и не особенно.

Вообще хотелось бы верить, что в Средиземном море, невдалеке от мест событий, находится хотя бы пара наших подводных лодок с крылатыми ракетами. Даже когда США сотоварищи разносили в щепки Югославию в 1999 году, кстати, вообще без каких-либо санкций от ООН, даже тогда в Средиземном море с Северного флота пришел ракетный крейсер «Курск». Югославии он, естественно, ничем не помог, но все-таки был там. Жест бессилия, понятное дело, но это все, на что была способна та Россия, двадцатилетней давности.

Хотелось бы верить, что наши лодки там есть и они держат ситуацию в прицеле. Контролировать ее, к сожалению, очень сложно.

Надводные корабли… С одной стороны, сегодня в Тартусе по сравнению с началом двухтысячных царит просто небывалое оживление, с другой…

Малый ракетный корабль «Орехово-Зуево» проекта 21631М с «Калибрами». Да, ДЭПЛ «Краснодар» проекта 636.6, тоже с «Калибрами». Все. Конечно, это больше, чем ничего, но ударная мощь здесь никакая. 8 «Калибров» у МРК, 6 «Калибров» у ДЭПЛ. Итого 14. С таким количеством говорить о контроле ситуации не приходится, увы.

Остальные корабли группы в Сирии, увы, не бойцы. Тральщик «Владимир Емельянов» проекта 1270, противодиверсионные катера, танкер и плавмастерская.

Да, до начала настоящих событий в Тартусе постоянно базировался фрегат Черноморского флота «Адмирал Григорович» проекта 11356Р, усиливавший ударные возможности группировки на треть. Но четыре года постоянной службы отправили корабль в ремонт, фрегат практически «загнали», как коня. И «Григорович» отправился на ремонт в Калининград. И смена не пришла.

Тут все просто: на Балтике нет корабля, способного реально заменить фрегат в Тартусе. Понятно, что «дожили», но что делать, Балтийский флот – это очень печально. А с Черного моря боевой корабль не выпустят наши «союзники» турки, которые в соответствии с доктриной Монтре закрыли проливы для военных кораблей России, Украины и всех других стран. Нет, с точки зрения закона все чисто, но сменить корабль оказалось нечем.

Кстати, раньше «Григоровича» опять же на Балтику ушла ДЭПЛ «Новороссийск», которая тоже принадлежала Черноморскому флоту. И тоже ушла в ремонт, а потом, видимо, по окончании, снова вернется в Тартус, потому что в Черное море ее не пропустят турки. Ремонтники обещают выпустить лодку в апреле-мае следующего года, так что в Сирию придет подкрепление.

Конечно, одна дизель-электрическая подводная лодка – это не очень серьезно. В целом же присутствие России в Средиземном море ярко демонстрирует, что этот регион не в сфере наших интересов. Или не совсем в сфере.

Ответ на вопрос, стоило бы вообще гнать корабли в Средиземное море с Севера или Тихого океана уже имеет свой ответ. Не стоило, вот никого туда и не отправили. Не наша война раз, а толкаться с американцами – так они все равно больше кораблей пригонят.

Но интересно было бы посмотреть на возможности в случае «А вдруг». На тот случай, если конфликт перерастет во что-то большее и боевые действия начнут реально приближаться к Тартусу? Что делать, убирать оттуда корабли, бросать все на растерзание этим, или наоборот, смести роскошной стальной метлой всех в море?

Конечно, вопрос времени. Путь что из Владивостока, что из Североморска не на пару дней. Можно и не успеть. А если действительно, «завтра война» за Сирию снова вспыхнет с новой силой?

Но вот беда, ситуация очень непростая: далеко не все корабли из числа способных на такие переходы, смогут выйти в море и прибыть в Тартус. Из Североморска до Тартуса почти 10 000 км. Из Владивостока – 15 000 км. И кто, в случае чего, сможет выйти на помощь?

ТАВРК «Адмирал Кузнецов» - в вечном, теперь, ремонте.
ТАРК «Петр Великий» - последний раз был в походе в 2017 году. Ждет вроде бы очереди на ремонт или на утилизацию.
ТАРК «Адмирал Нахимов» - в ремонте с неопределенным результатом.

То есть оба самых мощных в мире надводных корабля не годны пока ни на что. Братья меньшие, «Атланты» проекта 1164?

Крейсер «Варяг» зачем-то послали в Чукотское море на учения «Финвал-2023». «Маршал Устинов» тоже занимался боевой подготовкой вместе с эсминцем «Адмирал Ушаков» (бывший «Бесстрашный» проекта 956). Из пушек стреляли в Баренцевом море. БПК «Вице-адмирал Кулаков» вместе БДК «Александр Отраковский» и группой кораблей поддержки выполнял учебные задачи в Арктической зоне.

Учения, подготовка экипажей, отработка новых условий и новых приемов – это полезно, это необходимо. Без этого просто нельзя нормально готовить экипажи к боевым условиям. И с одной стороны – полное понимание происходящего, а с другой – понимание того, что ресурс кораблей, которым всем за 30 лет – он не бесконечен.

Знаете, те же «Адмирал Ушаков» и «Настойчивый» - последние из семейства проекта 956 «Сарыч». Остальные представители этого класса уже списаны и утилизированы. Основная проблема этих кораблей была в котлотурбинной энергетической установке не самой удачной конструкции. Именно благодаря ГЭУ «Сарычи» так быстро сошли со сцены. Поэтому сегодня несмотря на все ремонты «Сарычи» далеко от баз не отходят. А уж в Средиземное море и подавно.

В итоге тяжелых крейсеров нет, ракетные крейсера тоже под вопросом, эсминцев нет. Есть фрегаты и БПК, которые стали фрегатами. И непонятная судьба того же «Петра Великого», которая приняла странный оборот после подсчетов расходов на восстановление «Адмирала Нахимова». Запахло утилизацией, причем, по полной программе.


В общем и целом, тему «демонстраций флага» на дальних берегах можно считать окончательно закрытой. Хотя у нас и есть ярые сторонники того, что надо строить корабли ДМЗ и там что-то такое демонстрировать, реальность, увы, такова, что нашему флоту нечего будет отправить на защиту своих же интересов в Сирию, если возникнет такая необходимость. Фрегаты, корветы и малые ракетные корабли на роль «решал» не очень годятся, особенно когда речь идет о противостоянии реальным ударным группировкам кораблей.

Так что можно сказать, хорошо, что у нас нет своих интересов в Израиле и Палестине. Могло получиться не очень красиво.

А истории о том, как советский флот гонял американские авианосцы… Останутся историей и уже совсем скоро перейдут в разряд баек на «Дзене». Да и кому будут интересны легенды и мифы о том, как моряки и морские летчики давно развалившейся страны успешно противостояли флоту США на морях и океанах?

Но таким историям свойственно забываться. Что толку от них, если сегодня Черноморский флот не имеет такого корабельного состава, который мог бы обеспечить контроль над акваторией Черного моря в плане провоза по нему грузов в украинские порты и из них. А это было бы намного важнее, чем разборки с американцами у берегов Сирии. Это могло бы сберечь жизни российских военных в СВО, поскольку есть уверенность в том, что именно в Одессу приходит помощь от западных помощников Украины.

Картина не то чтобы нерадостная, а, скорее, закономерная. ВМФ России сегодня не в состоянии обеспечить защиту интересов страны где-то на дальних берегах. И если кто-то и будет теперь «гонять» американские авианосцы, то это точно будут не российские корабли. Китайские? Возможно, в этом плане организация всех процессов ВМФ НОАК работает, как часы. Другой вопрос, что на Ближнем Востоке у Китая нет таких интересов, как у США. Пока нет. Но в будущем – почему нет? Китайские эсминцы и фрегаты вполне смогут сказать свое веское слово в противостоянии с американским флотом, как когда-то это делали советские корабли.
Автор:
Роман Скоморохов
Использованы фотографии:
stylishbag.ru, gunsfriend.ru
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх