Канадцы сдались
Канадцы сдались. Точнее, британский проект BAE System «Type 26» одержал победу над скупостью канадских чиновников. И в итоге, флот Канады пополнится 15 фрегатами, сделанными на основе проекта BAE System «Type 26», но с изрядными изменениями.
Что можно было изменить в проекте фрегата, который теперь по своим возможностям не сильно уступает иному эсминцу? Если сравнить нормальный эсминец «Арли Берк» и фрегат «Тип 26», то разница весьма невелика. Водоизмещение 6 900 т стандартное / 9 100 т полное у эсминца и 6 000 т - стандартного / 8 000 т - полного у фрегата.
Конечно, эсминец несколько быстрее (30 узлов против 26), зато фрегат обладает большей дальностью действия, 7 000 миль против 6 000.
Но главное, пожалуй – вооружение. И тут «Тип 26» очень интересен, особенно в сравнении с «Арли Берком».
«Тип 26» и «Арли Берк»
Артиллерия ГК:
идентична, 1 х 127-мм АУ Mark 45.
Зенитная артиллерия:
«Арли Берк»
- 2 х 20-мм ЗАК Mark 15 Phalanx CIWS
- 2 х 25-мм ЗАУ Mark 38
- 4 пулемета 12,7-мм M2HB
«Тип 26»
- 2 × 20-мм Mark 15 Phalanx
- 2 × 30-мм автомата DS 30M Mk2
- 2 × 7,62-мм M134 Minigun Mk25
- 4 пулемёта 12,7-мм M2HB
Можно констатировать, что практически на одном уровне.
Ударное ракетное вооружение
Тактическое, противовоздушное и противолодочное ракетное вооружение базируется на УВП Mark 41.
«Арли Берк» обладает двумя, на 32 (носовая) и 64 (кормовая) ячейки, в которые можно загрузить кроме всего прочего от 8 до 56 ракет «Томагавк».
«Тип 26» в канадском варианте будет иметь одну УВП, судя по всему, на 32 ячейки. Не «Арли Берк», конечно, но если учесть, что помимо планируемых LRASM и противолодочных RUM-139 VLA в Mk 41 можно (на что, собственно, рассчитывают бравые канадцы) загрузить «Томагавки», а для пуска ЗРК CAMM есть своя УВП на 48 ячеек, то не настолько фрегат и слабее эсминца.
Naval News в начале ноября этого года подтвердила, что именно такой комплект вооружения рассматривается канадским ВМФ.
«Топор» против «Борея»?
Именно фрегаты на основе «Типа 26» должны будут заменить 12 фрегатов типа «Галифакс», которые сейчас составляют основу ВМС Канады вместе с кораблями прибрежной зоны «Кингстон».
«Галифаксы» - вполне уверенные корабли, но вошли в строй в начале 90-х годов прошлого века. Для постоянно эксплуатируемых кораблей – это время, чтобы задуматься о замене.
Фрегат типа «Галифакс»
Так что намерение канадского флота осуществить заказ на 15 кораблей вместо 12 «Галифаксов» - вполне разумно.
Представители Lockheed Martin подтвердили, что ячейки УВП Mk 41 на этих кораблях будут именно той длины, которая позволяет разместить в них «Томагавки». То есть ячейки будут «ударной длины».
Надо отметить, что до этого момента у Канады не было на вооружении кораблей, способных нести «Томагавки».
Конечно, можно рассчитывать на то, что канадцы хотели бы приобрести «Томагавк» Block V, противокорабельную версию этой крылатой ракеты. Однако сведения, которые просочились в СМИ, говорят о том, что речь идет именно о крылатой ракете, способной работать по любым целям.
Зачем это нужно канадцам? – Вот это интересный вопрос.
Обладание кораблями, способными нести крылатые ракеты, по мнению канадских военных, может вывести страну на совершенно иные роли в блоке НАТО. Ведь сегодня кроме США только Великобритания и Франция обладают такими возможностями для проведения ударных операций с помощью своих ВМС.
И снова вопрос: «А зачем?»
Понятно, что фрегаты с «Томагавками» - это уже не оборонительное оружие, фактически. Ну, по крайней мере, сложно припомнить операции, в которых «Топоры» применялись в качестве оборонительного оружия.
Так что такой набор – это не про оборону совершенно. Тем более, что Канада находится в такой части света и с такой обстановкой вокруг своей территории (ледовая имеется в виду), что единственные, кто мог бы ей угрожать – это российские ледокольный флот и подводные лодки.
Наши подводные лодки – это да, это серьезно. Но «Топор» против «Борея» - это, согласитесь, смешно. На «Бореи» можно воздействовать силовыми способами, но никак не с помощью крылатых ракет.
Так что стремление канадского флота обзавестись боевыми кораблями с крылатыми ракетами – шаг больше политический. Это стремление не столько обеспечить безопасность рубежей страны (на которые, скажем прямо, никто не посягает), а сколько - завоевать более весомое положение в Атлантике и (почему нет?) в Арктике.
Конгресс США одобрил
Ответ скрывается в ячейках УВП. Канадцы отнеслись ко всему очень серьезно, и набор более чем достойный: смесь RIM-162 Evolved Sea Sparrow Missiles (ESSM) и Standard Missile 2 (SM-2) Block IIICs.
Кстати, SM-2 Block IIICs США не продают просто так, как винтовки М4. Для такой сделки требуется специальное разрешение правительства страны с кучей согласований в Конгрессе США. Наверное, не сильно удивительно, что Правительство и Конгресс одобрили продажу ракет для будущих фрегатов Канады совсем недавно. Но – одобрили.
Есть нюанс: в одной ячейке УВП Mk 41 можно разместить одну ракету SM-2, но с ESSM можно поступить несколько иначе. Одна ячейка принимает четыре ракеты ESSM, что реально увеличивает боевые возможности корабля.
Плюс Sea Ceptor, которые очень удачно дополняют ESSM в построении плотной ПВО корабля.
И в итоге, в совокупности канадцы получают весьма приличный по боевым возможностям боевой корабль. Причем, если рассматривать, проецируя на коллег, то «Тип 26» будет и крупнее, и мощнее, чем франко-итальянский многоцелевой фрегат «Fregata Europea» (FREMM) или Европейский многоцелевой фрегат, на базе которого собираются строить аналогичные корабли (фрегаты класса «Constellation») ВМС США.
Эти американские военные корабли будущего, которые также называют FFG(X), тоже будут вооружены ESSM, SM-2 Block IIIC и NSM, а также системой ближнего боя SeaRAM, но «Томагавки» не планируется включать в список их вооружения.
Так что канадский корабль может стать одним из самых мощных кораблей в своем классе. Возможно, даже сопоставимым с российским проектом 22350 фрегатов, вооруженных «Калибрами».
26 миллиардов CAD за роль карателя
Появление еще одного фрегата атакующего плана у потенциального противника (а Канаду, не исповедующую самостоятельной политики, стоит рассматривать именно так) не несет само по себе ничего хорошего.
Канадские планы по созданию собственных ударных фрегатов (в том виде, в каком они понимаются сейчас) сделают их очень похожими по своим возможностям на прародителей, то есть на «Тип 26» флота Великобритании, а также на французские варианты FREMM, известные как класс «Аквитания».
Французские фрегаты тоже несут на себе крылатые ракеты MBDA отечественного производства, уже испытанные в Сирии. Тогда, в 2018 году, в рамках «борьбы» с производством химического оружия в Сирии, французский корабль «Лангедок» произвел боевые пуски крылатых ракет MBDA, сделав тем самым заявку на участие в этом клубе любителей силового воздействия на больших дистанциях.
Плюс сюда (правда, с другой стороны баррикады) включаются и российские носители «Калибров», поразившие цели все в той же Сирии.
Вот как раз в эту самую компанию очень стремится попасть и Канада со своими новыми фрегатами.
Что же, это выглядит несколько своеобразно. Начать стоит с того, что у Канады нет ни с кем территориальных споров, проблемных регионов и тому подобных неприятных вещей, ради которых необходимо держать ударный флот.
У Канады нет агрессивных соседей. Кажется, нет. То, что по другую сторону Ледовитого океана находится Россия – так себе аргумент для постройки 15 ударных фрегатов. Тем более, что надводные корабли российского флота – тоже нечастые гости в тех широтах.
Остается одно - элементарное желание увеличить вес страны на мировой арене путем участия в «миротворческих» операциях (типа Югославии, Ирака, Сирии).
То есть «Томагавки» с этих фрегатов предназначаются изначально для тех стран, на территории которых НАТО (считай, США) будет наводить свой «порядок».
Своеобразный подход.
Что же, за удовольствие участвовать в карательных экспедициях НАТО надо платить. Сложно сказать, насколько для бюджета Канады будет необременительна постройка 15 кораблей.
Учитывая то, что сооружение одного корабля серии «Тип 26» для Королевского флота Великобритании оценивается в 1 миллиард фунтов стерлингов, видимо, канадскому правительству надо изыскать «всего-навсего» 26 миллиардов канадских долларов для реализации плана постройки этих 15 фрегатов.
Задача, внушающая уважение.
- Автор:
- Роман Скоморохов
Свежие комментарии