Буквально через пару часов после обстрела Израиля в моей почте появились письма, содержание которых можно определить очень коротко: «Что молчим? Кто прав, а кто виноват в обострении конфликта? Кто ответит за смерти евреев и арабов? Что дальше?»
Странно читать требования уладить проблему, которую не могут решить десятки, даже сотни политиков, генералов и дипломатов многие годы. Проблема Палестины уже признана большинством аналитиков, правда, негласно, неразрешимой. Тем не менее, у меня есть собственная точка зрения по этому вопросу. Поэтому этот материал не стоит воспринимать как обвинение одних и отбеливание других.
Истина где-то рядом, а вот правда у каждого народа своя. И у евреев, и у арабов. И воспринимается эта правда людьми в той степени правдивости, в какой человек поддерживает тот или другой народ, какую религию человек исповедует, в каком государстве живет.
Например, я прекрасно понимаю реакцию Рамзана Кадырова на события в Иерусалиме и обстрел израильских городов. У мусульман заканчивается священный месяц Рамадан. И в это время, 7 мая, израильская полиция штурмует мечеть Аль-Акса, в день Аль-Кудс, на Храмовой горе. Как должен на этот штурм отреагировать мусульманский мир?
Я также прекрасно понимаю Владимира Соловьева, который всячески подчеркивает свою национальную принадлежность (чуть ли не ежедневно) и воспринимает все, что касается еврейского народа, очень лично. Он пытается разобраться в том, что происходит. Но глубоко в душе он против схватки евреев и арабов, против крови и смертей мирных жителей. Против призывов решить проблему военным путем.
Экскурс в историю, которую все знают
Я не буду углубляться в историю конфликта далеко. История создания Израиля известна тем, кто хочет об этом что-то знать. Мне больше интересен момент, когда решение Совета Безопасности ООН стало невозможно выполнить? Когда появился конфликт, тот водораздел между евреями и арабами, перейти который сегодня стало просто невозможно?
Понятно, что после того, что пережили евреи в европейских странах во время Второй мировой войны, европейцам было необходимо не допустить их возвращения в свои страны. Ведь спросят с тех, кто убивал их семьи, их детей, их стариков. Миф о том, что только немецкие солдаты и немецкий народ был виновен в массовых убийствах евреев, долгое время был одним из самых популярных в Европе, да и в СССР.
Иногда возникает вопрос о том, почему в СССР тоже был распространен именно этот миф? А как тогда объяснить исчезновение евреев во Львове, в Киеве, в Минске, в прибалтийских республиках? Мы же считали эти республики частью советского народа. Как объяснить исчезновение евреев в странах социалистического лагеря, вроде Польши? Но это моё мнение, на правильность которого я не претендую.
Но вернемся к истории Израиля. Как мне кажется, проблема стала неразрешимой после того, как в ходе войны 1967 года израильтяне заняли Восточный Иерусалим. А ведь старый город находится именно там. Евреи пошли на прямое нарушение решения Совбеза ООН, согласно которому Иерусалим должен был стать особой административной единицей под управлением ООН.
Город, который является центром сразу трех религий, должен был стать подобием европейского Ватикана. Но уже тогда стало понятно, что Израиль ориентирован на то, чтобы полностью забрать этот город себе. Мнения арабов никто не спрашивал. Поддержка США развязывала Тель-Авиву руки. Фактически Иерусалим стал израильским, но юридически оставался ничьим.
Обострение было неизбежно. И все это понимали
Увы, говорить о том, что ситуация будет заморожена на десятилетия, а может быть, навсегда, не приходится. Слишком о многом мы молчали. Слишком многое нам было выгодно не видеть. Я говорю «нам», не имея в виду Россию или какую-либо другую страну. Я говорю о прессе. О журналистах, аналитиках, экспертах.
Мы «проглотили» американский вариант будущей столицы Палестины. Где-то там, когда-то там, возможно, будет построена новая столица арабского государства. Построена на востоке, точнее – в восточных пригородах Иерусалима. Всех это устроило. Точнее, как я выше написал, мы это проглотили из боязни, из-за слабости, из-за трусости, по политическим мотивам.
Мы дружно не заметили и того, что создавать Палестину стало просто негде. Просто физически негде. Западный берег реки Иордан и сектор Газа. И узенькие участки территории между многочисленными поселениями израильтян. Гантель на карте Ближнего Востока. И сами евреи этого не заметили. Земли-то вроде бесхозные, пока нет оформленного государства. И людей там мало.
Окончательно стало ясно, что миром это дело не закончится после решения президента Трампа о переносе посольства США в Иерусалим. Многие помнят то количество выступлений против такого решения в мире и в самих США. Но немногие смогут внятно сформулировать причину такого протеста. Ну, перенесли американцы посольство и что?
А причина действительно серьезна. Перенос посольства фактически означает признание Иерусалима юридически израильским. Зная как устроен мир Запада, не трудно себе представить, что вслед на США это же самое сделают довольно много стран-прихлебателей Вашингтона. Следовательно, часть членов ООН признает легитимность захвата Иерусалима и действий Израиля вообще.
Есть и ещё один фактор, о котором даже сами израильтяне стесняются говорить. Мы традиционно, опять же, благодаря СМИ, привыкли считать, что подавляющее количество преступлений в Израиле совершают арабы. Что именно арабские поселения (либо арабские районы городов) являются рассадником криминала в этой стране. На самом же деле, количество уличных преступлений арабов и евреев вполне сопоставимо.
На улицах израильских городов сегодня действуют не только банды палестинцев, но и банды евреев. И это факт. А полиция, как выяснилось, не обучена бороться с этими бандами. Результат этой трансформации общества мы сегодня видим по многочисленным видео из израильских городов.
Ну и последнее, но не менее важное. Израильтяне прекрасно понимают, что Вашингтон своими действиями в отношении Ирана спровоцировал его на активизацию не только ядерной программы, но и на поддержку палестинских боевиков. И первое, и второе для Израиля очень нежелательно. Активизация боевых действий, а лучше – война, вынудит американцев определиться с тем, кто их союзник, а кого необходимо гнобить.
Я не раз писал о том, что атомное оружие у Ирана в корне поменяет расклад сил не в пользу Израиля. Потому и вынужден израильский премьер подталкивать США к нужному решению. Нужному, прежде всего, именно израильтянам.
Есть ли способ остановить кровопролитие
То, что в создавшихся условиях противостояние не прекратится без помощи извне, уже понятно. Израиль готовит наземную операцию возмездия, наносит удары по ХАМАС, причем все разговоры о мирных жителях, детях и прочих стариках отметаются напрочь. Если там, по сведениям разведки, есть что-то, принадлежащее ХАМАС, то все средства хороши, и жизни мирных граждан не важны.
Недавно президент Турции Реджеп Эрдоган предложил президенту России совместные действия по остановке кровопролития. Чтобы мы ни писали, чтобы ни говорили, но Сирия показала, что в конечном итоге с турками можно договариваться. Сложно, но можно. Понятно, что Эрдоган играет собственную игру. Предложение международных миротворческих сил из российских и турецких военных для защиты палестинцев, это, прежде всего, легализация турецкой армии в зоне конфликта.
Россия необходима Турции уже потому, что это единственная страна, с которой разговаривают обе стороны. Да и солдаты России уже достаточно уважаемы в арабском мире. Так что, в рамках политики Эрдогана по созданию Великого Турана, все складывается. Иерусалим был турецким. Значит, его необходимо вернуть. Да и Палестина ещё сотню лет назад была турецкой.
Получается интересная конструкция. С одной стороны, Израилю необходим Иерусалим для того, чтобы оставаться исключительным региональным государством. С другой стороны, израильский Иерусалим ломает всю конструкцию международных отношений, в которой и было создано это государство.
И в то же время Турция задумалась о возвращении лидирующих позиций на Ближнем Востоке. Для этого необходим турецкий Иерусалим. А Израиль, как государство, совершенно не нужен. Но… Оба варианта полностью исключают существование независимой Палестины. Оба варианта даже не предполагают автономию.
Россия действительно может повлиять на эту войну. Не остановить, а заморозить на какое-то время. Но не больше. С помощью турок или без помощи, не важно. Вводить миротворцев для этого не надо. Лишние траты и лишний риск жизнями миротворцев. Влияния и дипломатии у нас хватит, чтобы посадить за стол переговоров и израильтян, и палестинцев.
Только вот результатов от таких переговоров ожидать не приходится. Просто потому, что для ликвидации конфликта необходимо вернуться назад, вернуться к резолюции Генеральной Ассамблеи ООН номер 181 от 29 ноября 1947 года о разделе Палестины и образовании двух государств. Если Палестина с этим согласна, то для Израиля это смерти подобно. Значит, о чем бы ни договорились на переговорах, это никак не изменит ситуацию. Будут возникать конфликты, войны, претензии.
И в конечном итоге, учитывая тот факт, что мир меняется, это может привести к большой войне. И, если говорить прямо, к войне, где будут участвовать не только страны региона, но и мировые державы. Я не исключаю, что война может принять глобальный характер.
Краткие итоги
Ближний Восток на пороге войны. Очередной арабо-израильской войны. Если посмотреть на арабские страны, то можно увидеть реальный подъем антиизраильских настроений. Пока правительства контролируют ситуацию. Но это «пока» будет действовать ровно до начала наземной операции Израиля. А, судя по тому, что происходит в этой стране, так ая операция готовится.
Предложение президента Эрдогана, по каким бы мотивам это предложение не делалось, на сегодня невыполнимо.
ООН? Очередная резолюция, учитывая отношение к этим резолюциям в Тель-Авиве, будет просто пшиком. Ещё одним «выражаем глубокой озабоченности», не более.
Обе стороны совершенно не настроены на мирное урегулирование. Чтобы нам ни говорили израильские и палестинские политики...
- Автор:
- Александр Ставер
Свежие комментарии