Журналист и общественный деятель Александр Крутов в интервью Царьграду рассказал, как тысячи добровольцев помогали в дни после аварии на ЧАЭС ликвидировать ее последствия. По его словам, только человек мог справиться с этой почти невыполнимой задачей. Пять тысяч добровольцев готовы были пожертвовать собой, но спасти страну.
Работа по устранению была чрезвычайно сложной, не справлялись даже роботы: от радиации аппаратура "сходила с ума". У ликвидаторов, чтобы выполнять ответственную миссию по сбросу радиоактивных обломков с крыши третьего блока, было 45 секунд, меньше минуты, которые становились разделом между жизнью и смертью.В годовщину Чернобыльской аварии журналист и общественный деятель Александр Крутов в интервью Царьграду рассказал о самоотверженности людей, которые ликвидировали последствия той катастрофы. Пять тысяч добровольцев пошли фактически на верную гибель, чтобы защитить страну, да и весь мир от радиации.
Пока ученые ломали головы, как законсервировать ЧАЭС, добровольцы-ликвидаторы пытались погасить очаг возгорания.
Крутов вспоминает, что над местом катастрофы вздымался белесый дым. Спасатели с вертолета, зависая над этим столбом, сбрасывали мешки со свинцом, чтобы погасить источник возгорания. В воздухе чувствовалась радиация, ею было отравлено все вокруг.
"Брошенная пустая Припять, игрушки, машины, детские коляски. Всё как в "Сталкере", шаг вправо, шаг влево, и ты попадаешь под радиацию. Весна, река течёт красивая, небо голубое, яблони в цвету - и всё отравлено радиацией. Ты её не ощущаешь ни одним из органов чувств. Ни обонянием, ни осязанием, ни зрением. Но ты ею дышишь. Она входит тебя, и ты понимаешь, что воздух всё-таки радиоактивный. Ветер поднимает пыль, ты ощущаешь песок на зубах и понимаешь, что песок радиоактивный. Ты смотришь в сторону, видишь рыжий лес, он сгорел от этого выброса радиации", - рассказал он.
Чтобы изолировать радиоактивные отходы, было принято решение проложить тоннель и подвести под станцию бетонную подушку, чтобы радиоактивная масса туда не провалилась, не травила близлежащие реки, почву.
Одной из главных задач в процессе устранения последствий был разбор обломков на крыше третьего блока. Радиоактивный мусор излучал огромную радиацию. На крыше в тот момент было выброшено 156 тонн этих обломков, радиация измерялась от 300 до 2 тысяч рентген. Отметим, что безопасная доза для человека измеряется в микрорентгенах.
Когда было принято решение строить саркофаг, бросили клич, кто готов добровольно пойти на крышу. С этой работой даже роботы не справлялись. Специалисты переоборудовали луноход для этих целей, но техника "сходила с ума" от такого излучения.
"Выход был только один - только человек может что-то сделать. Рассчитали, что безопасно выскочить на крышу, взять лопату, подхватить этот кусок графита, кладки или топлива, и бросить вниз в реактор можно только за 45 секунд. Если не успеваешь - бросай и возвращайся назад. Один выход на крышу означал последний день работы в Чернобыле. Ребята, конечно, получали предельную дозу радиации. Подчеркиваю, не смертельную, но предельную. 45 секунд. Никто никого не заставлял, солдатам лишь предлагалось. Генерал говорил: "Кто готов это сделать?" Выходили люди и говорили: "Мы пойдём". Если кто-то отказывался, никого не заставляли", - рассказал он.
Официально было объявлено, что от лучевой болезни умерло 57 человек. По словам Крутова, он видел тех, у кого после возвращения с крыши светились от радиации ботинки, одежда.
Однако храбрость ликвидаторов дала старт строительству саркофага. Усилиями тысяч рабочих его построили за 206 дней и спасли людей от радиоактивного излучения.
Свежие комментарии