Их надо сбросить с пьедестала
На сегодня курсовой пьедестал для доллара – 100 рублей по курсу. Разовое превышение этой отметки вызвало в рядах либерал-экономистов при власти что-то вроде паники. Особенно отчётливо всё это проявилось в действиях Центробанка, который, однако, категорически отказался от жёстких мер по пресечению валютной вольницы.
Дальше больше – все грехи было решено свалить на спекулянтов, о чём тут же прокукарекала, как о большом достижении, вся деловая пресса. А ещё дальше – ещё больше. Оказалось, что в основе курсового кризиса лежит не что иное, как плохой торговый баланс.
Но и это ещё не всё, и не так важно даже то, что данные по балансу стали улучшаться в самый неподходящий момент – как раз, когда случился скачок доллара выше сотни. В очередной раз нам напоминают, что инфляцию, по мнению ЦБ и горячо поддерживающих его либеральных экспертов, надо подавлять исключительно высокими ставками.
Словно дорогой по кредитному проценту рубль вынудит людей отказаться вообще от любых покупок. Что уж тогда мучиться – жахните тогда ставку под 50, а то и на все 100 процентов годовых, и все ваши долговые бумаги при такой доходности будут улетать как горячие пирожки.
Но рубль-то на этом не вырастет, а вырастет всё та же забытая пирамида ГКО и ОФЗ 25-летней давности, что и довела страну до дефолта. Но тогда-то у страны денег было кот наплакал, а сейчас разве так? Или мы ошибаемся, и нас за нос водят и Центробанк, и Минфин?
Какие перья, таков и пух
Впрочем, либералов от пера, а они уже не только в деловой прессе, но и в официозе бал правят, за нос и водить не надо – сами идут туда, куда им давно указано. Курс, мол, у нас один – верный!
Это по 100 рублей за доллар. Это при цене нефти выше 80 зелёных или цветных за баррель. Ну уж нет, на дворе не 1998 год, а 2023, и мы медленно, но верно идём к победе, сами знаете где.
После локального и незначительного отката доллар на Мосбирже опять торгуется у отметки 95 рублей, хотя стоимость евро упала ниже 104 рублей. Нацеливаются ли те самые спекулянты на ключевую отметку 100, сказать непросто, поскольку среди них много тех, против кого, кроме словесных выпадов, ровным счётом ничего и не предпринимается.
Да, собственно говоря, по большому счёту слабый рубль, хоть он и бьёт по карману рядовых потребителей, наверху мало кого смущает. Бюджет от него только выигрывает, но вот из-за рубежа мы рубли хоть и получаем за наши нефть и газ, но на пользу рублю это вряд ли идёт.
Дело в том, что продавать что-то за рубли нам если и продают, то только в расчёте на то, что рубли сразу удастся отдать русским за их ресурсы. В лучшем случае за продукцию военного сектора или же Росатома, но и в том и в другом случае торговля за рубли очень и очень ограничена.
От этих экспортёров сверху тоже требуют валюту – свободно конвертируемую и обращаемую. Ну а у тех, кто с перьями осел в авторитетных и не очень изданиях, прямо скажем, рыльце давным-давно в пуху. Впрочем, ангажированность прессы, никого в наше время не смущает, тем более что здорово помогает понять, кто есть кто.
Агитация – не пропаганда
Сегодня эксперты активно агитируют за дальнейшее повышение ставок, обещая после этого доллар по 65–85 рублей. Такого исключать, конечно, нельзя, вот только цены до этого уже успеют вырасти вслед за подросшей валютой. И синусоида валютных игр пойдёт вниз.
Но в проигрыше-то опять останутся граждане, решившие запастись валютой, когда она вздорожала как минимуму в полтора раза. Опыт повышений ставки ЦБ РФ ради подавления спекулятивной активности показывает – реально срабатывала только ставка выше 15 %.
Однако с таким избыточным ужесточением монетарной политики сразу тормозил реальный сектор экономики. Не потому ли команда Эльвиры Набиуллиной сейчас и осторожничает. Разогрев ведь есть, зачем же ещё и его заодно с рублём гробить?
Для любой экономики, а уже тем более для такой, как в России, завышение ставки – реальный риск, напрямую связанный с удорожанием доступа к капиталу для бизнеса. Впрочем, «удорожание» у нас – это ведь не для всех.
И при завышенной ставке опять нашим кейнсианцам у руля экономики и финансов придётся обходиться без пресловутого кейнсовского эффективного спроса, рассчитывая, увы, снова только на спекулянтов. Мол, виноваты – так вот и спасайте казну своими спекулятивными покупками привлекательных государственных ценных бумаг.
Или же скупайте доллары и евро, когда они подешевеют. У широкой публики на это средств к тому времени уже фактически не останется. Схема давно опробованная, использованная неоднократно, но за 25 лет после дефолта последовательно протащившая доллар от 30-рублёвой отметки прямёхонько к 100-рублёвой.
Но что интересно, цены за то же время в стране выросли не в три с небольшим раза, а куда больше. Хотя, конечно, надо учитывать, что по доллару инфляция тоже имеет место быть.
Отсюда вывод – без роста цен развивающаяся экономика как-то плохо развивается, а граждане из числа бедных становятся ещё беднее. Про богатых и без того понятно – но пусть и они поплачут.
Только Ильич знал, что делать
Эксперты, как обычно, расходятся во мнениях, что же делать для настоящего перелома негативного тренда по рублю. С тем, что в первую очередь нужен приток валюты, постоянный и лучше – растущий, никто не спорит. Но условия для этого все обозначают разные.
Про жёсткий контроль говорят только единицы, среди которых и президент. Но его, кажется, выслушали, а прислушаться пожелал, пожалуй, только министр финансов Антон Силуанов. Но, увы, не в его компетенции выполнение условий по обязательной продаже валютной выручки экспортеров. Ограничения на движение капитала – тоже не в ведении Минфина.
Кто же может свести на нет отток долларов и евро из страны по фиктивным экспортным и иным схемам? По всей видимости, только силовики, но с них почему-то никто и ничего всерьёз не спросил.
Для нас (и не только) ясно, что главная проблема в обеспечении стабильности курса – недостаточный контроль за действиями спекулянтов и биржевых брокеров или же полное его отсутствие.
Капитал как выводился, так и выводится из страны по серым схемам. И даже локальный скачок доллара к сотне – дело рук крупных игроков. Узнать каких – дело компетентных органов, которым неплохо бы вспомнить, что в советское время «валютчиков», вообще-то, порой и расстреливали.
Остаётся напомнить, что в феврале-марте прошлого 2022 года у нас сразу ввели требование об обязательной продаже 80 % валютной выручки экспортеров. Почему не 100 %, а потому, что у нас СВО, а не война. Потом норму снизили с 80 до 50 процентов. И пошло-поехало, и докатились за полтора года до 100 рублей за доллар.
- Автор:
- Алексей Подымов, Анатолий Иванов
- Использованы фотографии:
- wpristav.su, fb.ru, shnyagi.net, total.kz
Свежие комментарии