На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 366 подписчиков

Свежие комментарии

  • Sergey Ivanov
    Чем хуже дела в экономике- тем меньше желающих работать и больше- желающих охранять. Наша страна одна из самых милита...Почему у нас здор...
  • Алексей Васильев
    Вот таких генералов нам сейчас очень не хватает. Возможно, в ходе СВО появятся..."Расстрелять, тол...
  • Алексей Васильев
    Вообще-то подобных бешеных собак нужно для профилактики расстреливать и прикапывать на свалке, завернув в свиную шкур...«Шлюха, надо тебя...

Английские предки советских торпедных катеров

Английские предки советских торпедных катеров
Первый торпедный катер? Почти...


По критерию наличия ДВС первым торпедным катером можно считать «миноноску Льюиса Никсона». Эти 35-тонные катера в 1904 году американская фирма «Флинт» предложила ведущей войну на Дальнем Востоке России. Русские адмиралы не раздумывали ни минуты — корабли нужны были «здесь и сейчас», и весной 1905 года фирма отправила в Империю десять миноносок.

Это были корабли водоизмещением 35 тонн, с деревянным корпусом. Два «газолиновых мотора» мощностью 300 лошадиных сил были способны разогнать корабли, вооружённые одним поворотным торпедным аппаратом калибром 450 мм и двумя пулемётами, до вполне приличной на тот момент скорости в 20 узлов. Особенно радовало военных моряков отсутствие дыма — скрытность миноносок Никсона была значительно выше, чем у паровых аналогов. По сути дела, от классических торпедных катеров их отличал только поворотный торпедный аппарат, расположенный за рубкой, в середине корпуса.

Поскольку катера прибыли весной 1905 года в Севастополь, то добраться до Владивостока до конца войны они уже не успели. Служили «газолинки» долго, но... не по назначению! В 1918 году катера — законсервированы, в 1937 — возвращены к жизни, но в качестве малых охотников за подлодками. В качестве транспортных судов некоторые использовались ещё в 50-е годы.

Сама же «тема» продолжения не получила. Проблема была не в «газолинках», а в устаревании самого класса миноносок — на их место пришли более крупные, мореходные и лучше вооружённые миноносцы. Вторую жизнь они получили уже во время Первой мировой войны под названием «торпедные катера». Причины появления нового-старого класса кораблей делятся на военные и технические. К первым стоит отнести тот факт, что боевые действия в значительной степени перешли на мелководье: в Адриатику, Ла-Манш и французское побережье. Плюс — очень плотное минирование: катера с осадкой в метр могли действовать на минных полях, а всё, что крупнее — уже нет.

А ко вторым... Торпеда к началу Первой мировой войны стала значительно более грозным оружием, чем была ещё в Русско-японскую. Парогазовые силовые установки позволили поднять их скорость с 26-32 узлов до 40-42, дальность хода с 1-2 до 6-8 километров, масса заряда ВВ выросла с 80-90 кг до 110-130 кг, а пироксилин заменил куда более мощный гексоген или тротил. От такой «рыбки» было уже куда сложнее уклониться, да и выживаемость после её попадания становилась гораздо проблематичнее.

Кроме того, появились реданные глиссеры — скоростные катера с двигателями внутреннего сгорания. Идею реданных судов выдвинули ещё в 70-е годы XIX века, а первый глиссер построил французский инженер Шарль Даламбер в 1897 году. Но производство лучших в мире гоночных глиссеров развернула английская компания «Торникрофт». Именно ей и было поручено создание торпедного катера...

К 1915 году немецкие подлодки стали серьёзной угрозой для британского судоходства, но поиск и уничтожение их в море казались английским адмиралам делом более сложным и затратным, чем рейд в базу с потоплением десятков подлодок за раз. Проблема была в том, что подходы к базам подлодок были плотно минированы, а близлежащая акватория контролировалась береговыми батареями. Выход предложили молодые офицеры Бремнер, Хемпден и Энсон: атака торпедными катерами!


Миранда-4 гоночный глиссер — прообраз английских торпедных катеров

Получив заказ на «прибрежные моторные катера» (Costal Motor Boat — CMB), Джон Торникрофт решил взять в качестве образца собственный реданный глиссер «Миранда-4», развивавший скорость 35 узлов. Наверное, поэтому с его верфи сошли не просто торпедные катера с деревянным корпусом, а торпедные катера с корпусом из красного дерева — по-дорогому!


40-футовый торпедный катер от Торникрофта

Первой партией стали «40-футовые» CMB. Это были маленькие кораблики с водоизмещением всего в 5 тонн! Двигатель мощностью 250-275 лошадиных сил разгонял их до скорости 30 узлов с полной нагрузкой. Само собой, с таким водоизмещением большой эта нагрузка быть не могла: на корме катера в лотке лежала одна 456-мм торпеда. Пуск осуществлялся при помощи поршня, который под действием заряда в два килограмма чёрного пороха сталкивал торпеду за корму винтами вперёд. После чего командир катера должен был резко отворачивать, дабы не получить в корму собственную «рыбку». Помимо торпеды на катере стоял спаренный пулемёт калибра 7,62 мм. Экипаж катера составлял 4-5 человек. Мореходность... Слова «так себе» будут вполне подходящими для её описания: экипаж катера работал мокрым с ног до головы — катер часто скрывался за завесой из поднятой им же воды. Первый заказ Адмиралтейства составил 12 катеров, но вскоре заказ был расширен, и всего на службу в Роял Нэви стало 39 40-футовых СМВ.

Размер 40-футовых катеров был выбран неслучайно: считалось, что они смогут размещаться на шлюп-балках крейсеров и таким образом получат радиус действия, ограниченный радиусом действия носителя. Но Торникрофт понимал, что одна торпеда для катера — немного, но главное — плохая мореходность существенно снижает его боевую ценность. Поднять её в заданном водоизмещении было невозможно, поэтому он решился на строительство увеличенной модели.

Надо сказать, что к этому времени 40-футовые СМВ успели получить боевое крещение. 8 апреля 1917 года немецкие эсминцы обстреляли Дюнкерк. Поскольку предыдущими обстрелами портовые сооружения были сильно разрушены, выйти на бой с вражескими кораблями имели возможность только торпедные катера. Четыре СМВ вышли из гавани и атаковали немецкие эсминцы, потопив один и повредив ещё два.


55-футовый СМВ от фирмы «Торникрофт»

Торникрофт решил, что торпедному катеру не обязательно иметь возможность подниматься на шлюпбалках — он вполне может быть применён из базы, успешно защищая собственное побережье от вражеских кораблей. А значит — можно проектировать мореходные катера! И появились 55-футовые СМВ. Они имели водоизмещение 11 тонн, 2 бензиновых мотора по 375-450 лошадиных сил давали скорость 40-42 узла, но главное — на корме в желобах лежало две торпеды калибром 456 мм. Корпус, по-прежнему выполнявшийся из красного дерева, имел выпуклую палубу, которая заметно улучшала его аэродинамические характеристики. Впрочем, приемлемой мореходности Торникрофту добиться так и не удалось...


Английские «яхты» в Терриоках

55-футовый СМВ проектировался для борьбы с немецким флотом, но первыми его серьёзными жертвами стали советские корабли. В мае 1919 года в финский порт Терриоки (Зеленогорск), на бывшую базу Императорского яхтклуба, в обстановке строжайшей секретности прибыл отряд из семи 55-футовых и одного 40-футового катера. Экипажи прибыли в гражданской форме одежды и выдавали себя за яхтсменов и гонщиков. За первые несколько недель в Финляндии англичане совершили 13 разведывательных рейдов, а потом... В июне белогвардейцы подняли мятеж на кронштадтских фортах Красная горка и Серая лошадь, красный Балтийский флот вышел для обстрела мятежных фортов. Англичане решились атаковать.


Бронепалубный крейсер «Олег» — первая жертва английских «яхтсменов»

Целью атаки был назначен линкор «Петропавловск», но моряки-балтийцы были не лыком шиты — линкор постоянно менял место дислокации, и отследить корабль английским разведчикам никак не удавалось. Первая попытка атаки сорвалась из-за поломки гребного винта 40-футового катера. Поэтому 16 июня 1919 года на разведку отправился один 55-футовый катер — СМВ-4 лейтенанта А. Эгара. Возле Толбухина маяка командир катера обнаружил бронепалубный крейсер «Олег» и решил, что лучше синица («Олег») в руке, чем журавль («Петропавловск») в небе, после чего атаковал. СМВ-4 удалось незамеченным пройти мимо кораблей охранения и выпустить торпеду с расстояния 2,5-3 кабельтова в левый борт крейсера. Взрыв произошёл в районе кочегарки, и «Олег» затонул через 12 минут после попадания торпеды.

Самое интересное, что катер верхней вахтой был замечен (через 15-20 секунд после пуска торпеды), но принят за рубку подлодки. В принципе, эту ситуацию можно считать стандартной: в темноте торпедные катера регулярно принимали то за подлодки, то за самолёты (моторы звучат похоже!). Удачная атака «Олега» стала для англичан поводом организовать налёт на Кронштадтский рейд и атаку стоящих там кораблей РККФ. Сразу отмечу, что описания дальнейших событий у различных их участников (в том числе с английской стороны) выглядят по-разному, но это нормально: в горячке боя каждый запоминает своё, было бы странно, если бы они были полностью идентичны.


Схема рейда английских СМВ на Кронштадт, выполнена на фото, сделанном с английского гидроплана

На рассвете 18 августа 1919 года семь 55-футовых, один 40-футовый торпедные катера и 8 гидропланов с авиаматки «Винидиктив» атаковали кронштадтский рейд. Надо сказать, что подготовились англичане основательно: весь июль английские гидропланы не только бомбили Кронштадт, но и проводили разведку. Были сделаны фотографии кронштадтской гавани, намечены цели: линкоры «Андрей Первозванный» и «Петропавловск», тяжёлый крейсер «Рюрик» и плавбаза подлодок «Память Азова». При этом атаки были только с воздуха, поэтому всё внимание моряков-балтийцев было отвлечено на отражение авианалётов, и торпедные катера они проморгали, приняв звук их моторов за моторы самолётов.


Потопленная в ходе Кронштадтской побудки «Память Азова»

Бомбежка началась в 3:45. На кораблях Балтфлота тут же была объявлена воздушная тревога, между тем торпедные катера уже приближались ко входу на рейд. На внешнем рейде был оставлен один катер под командованием Эгара, а остальной отряд Клода Добсона строем клина вошел в гавань.

Нужно отдать должное выучке «братишек», в 4:20 катера обнаружил эсминец «Гавриил»: его атаковал один из катеров, но торпеда прошла мимо, ответным огнем эсминец катер потопил. Три катера прорвались во внутреннюю гавань, их пулеметы поливали палубы стоящих здесь кораблей, вызывая панику у подвергшихся внезапному нападению экипажей.

СМВ-79 лейтенанта Бремнера сумел торпедировать плавбазу подводных лодок — старый бронепалубный крейсер «Память Азова». Катер СМВ-31 лейтенанта Мак-Бина пустил две торпеды по линейному кораблю (предредноуту) «Андрей Первозванный», после чего пустился наутек, но попал под огонь кронштадтских фортов и был поврежден.

СМВ-88 был освещен прожектором и обстрелян из пулемета, погиб командир, лейтенант Дагнель-Рид и двое матросов. Принявший командование лейтенант Гордон Стил сумел самостоятельно выпустить обе торпеды и, по его словам, попал в «Андрей Первозванный» и «Петропавловск».

СМВ-72 лейтенанта Бодли не смог выпустить торпеду по сухому доку, но взял на буксир поврежденный катер Добсона (по другим сведениям — СМВ-86 лейтенанта Говарда) и вывел его из-под обстрела (на внешнем рейде катер пришлось взорвать).

СМВ-62 лейтенанта Брейда столкнулся на входе в гавань с катером Бремнера, только что атаковавшим русские корабли, в результате на нем погибли двое матросов, а СМВ-79 стал тонуть. Катер, командование которым принял неугомонный лейтенант Бремнер, попытался атаковать торпедами «Гавриил», но промахнулся. А комендоры эсминца — нет, и катер утопили, Брейд погиб, раненый Бремнер попал в плен.

Седьмой катер выпустил торпеды «в ту степь» и ушел из гавани. В 4:35 бой, продолжавшийся четверть часа, был окончен.


Схема расположения пробоины на линкоре «Андрей Первозванный»

Итоги «Кронштадской побудки» были неоднозначны. Англичане потеряли шесть катеров из восьми: три уничтожены огнём эсминца «Гавриил», один затонул после тарана, ещё у двух при отходе загорелись двигатели (скорее всего, повреждённые огнём, как на катере Добсона), и их пришлось взорвать. Потери — 75 процентов! Но... За шесть уничтоженных катеров красному флоту пришлось заплатить потопленным крейсером «Память Азова» (да, старым, но для РККФ на тот момент любой плавающий пироскаф был на вес золота) и повреждённым «Андреем Первозванным» — одним из сильнейших кораблей Балтфлота (англичане докладывали, что попали и в «Петропавловск», но по советским документам, линкор попаданий не получил).


СМВ-62, потопленный эсминцем «Гавриил» и поднятый 13 сентября 1919 года

А один из потопленных катеров был поднят и внимательно изучен флотскими специалистами. После чего по требованию Реввоенсовета Балтийского флота были начаты работы по созданию собственных торпедных катеров. Причём «Кронштадтская побудка» сыграла негативную роль в развитии ВМФ СССР: торпедные катера были сильно переоценены, и в 30-е годы советский флот стал развиваться... несбалансированно, с большим уклоном в сторону катеров.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх