На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 407 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Тимошков
    За каждого работающего МУТАНТА он должен платить в бюджет 1000000 рублей в год и нести полную материальную ответствен...Мигранты и олигар...
  • Юрий Золотарев
    Отличный актёр! Интересно было бы увидеть его в роли "товарища Сухова" в "Белом солнце пустыни".ГЕОРГИЙ ЮМАТОВ: В...
  • Eduard
    "Ну зачем вы взорвали"? И пальчиком погрозили!Атака ВСУ на объе...

Приключения тридцатьчетверки на берегах Темзы


Прогуливаясь по улицам юго-восточного Лондона, вы наверняка увидите стоящий на небольшом пятачке земли в тени оливкового дерева танк Т-34-85. Это местная достопримечательность, актер, космополит и борец с британской бюрократией, любимец местных жителей под ником «Стомпи» (Stompie). Вот его незаурядная биография.

Русский «Стомпи» в Чехословакии



Началось все с того, что в ноябре 1949 года из Нижнего Тагила в Прагу прибыла вся техническая документация на танк Т-34-85. Было необходимо вооружить вставших на путь социализма чехословаков. А производство тридцатьчетверок в СССР прекратили в 1946 году.

Не теряя времени, товарищи по соцлагерю с помощью советских спецов в январе 1950 года начали переоборудование завода локомотивов ЧКД Соколово в Праге (ČKD Sokolovo). Этот завод был выбран потому, что там имелись оборудованные тяжелыми кранами цеха. И уже в конце года первые 25 тридцатьчетверок вышли на заводские испытания, хотя серийное производство удалось наладить лишь в 1952 году.

Стоит отметить, что практически все узлы были изготовлены на чехословацких заводах. Завод Шкода (Škoda) в Пльзени строил дизели В-2. Вооружение – другой завод Шкода в Дубнице-над-Вагом. А за корпус и башню отвечали словаки – Завод имени Сталина (Závod J. V. Stalina, ZJVS) в словацком Мартине, где позже также развернули сборку танков (в 1953 году там же начали строить Т-54).

Чехословацкое происхождение «Стомпи» выдает характерная деталь, отсутствующая у советских танков – штекер подключения полевого телефона для связи с экипажем, расположенный в задней части корпуса слева.

Стоит заметить, что, несмотря на качество чехословацкой сборки в условиях мирного времени, танки не отличались надежностью. На 81 танк, поставленный в армию Чехословакии в 1951–1952 году (их производство прекратилось в декабре 1953, когда начали строить по лицензии Т-54), было отмечено 280 поломок, из которых 250 были напрямую связаны с браком на производстве.


Пострадал ли от бракоделов выпущенный в 1952 году «Стомпи», точно неизвестно. В решающей битве (об этом чуть ниже) он даже не применил свое оружие. Внешне его литье качественное, швы ровные – ведь его делали сытые рабочие и не под бомбежкой.

Чехословак «Стомпи» в Лондоне



Последние тридцатьчетверки были списаны и распроданы на металл в 1993 году. Вот так наш герой (чехословак с советскими корнями) оказался на обочине.

Но долго не бездельничал и в мартен не попал. А был приобретен лондонской киностудией для съёмок фильма Ричард III – современной интерпретации пьесы Шекспира. Фильм, снятый в 1995 году, провалился. А вот танку «Стомпи» предстояло выстоять в главной битве своей жизни и порадовать как минимум одного человека.

У торговца военным старьем в Кенте танк за 7000 фунтов был куплен лондонским бизнесменом-застройщиком Расселом Греем в подарок своему младшему сыну. Грей прокатился на танке лично, а потом на 70-тонной платформе перевез его на принадлежащий ему участок в Лондоне, что на улице Манделы (Mandela Way), которую местные чинуши от самоуправления назвали именем южноафриканского борца за свободу после его победы и захвата им власти в богатой ЮАР.

Изначально Грей, будучи любителем военной истории, планировал создать в унылом южном Лондоне достопримечательность. Даже проход к танку по его собственному участку был им разрешен для туристов. Но тут британская бюрократия решила показать клыки – и сломала их об чехословацкую броню.

Бои Stompie на улице Mandela


Власти муниципалитета оставили на броне танка бумажку-уведомление о вывозе и утилизации.

В ответ от владельца поступила просьба в назначенное время явиться и в его присутствии убрать уведомление. Ведь разместившие его на танке представители местных органов власти не имели права даже заходить на находящийся в частной собственности участок, а не то что требовать уничтожения находящегося на нем объекта. Документы были подписаны «Стомпи».

Именно тогда танк получил свою кличку в честь убитого людьми Манделы молодежного лидера ЮАР – Стомпи Моекетси Сейпея (Stompie Moeketsi Seipei), ставшего опасным конкурентом за дележ пирога власти в невероятно богатой стране, уже почти доставшейся Нельсону и компании в собственность. Это было саркастическим ответом некомпетентным и трудолюбивым чиновникам самоуправления.

Власти потребовали избавить участок от «захламления» через суд. В качестве доказательств своей невиновности Грей предоставил в суде фото реального захламления находящегося в ведении самоуправления парка Берджесс (Burgess Park)
– и судья (кстати, ветеран войны) оставил «Стомпи» в покое.

После второй победы на участок явился офицер полиции, заявивший, что Министерство обороны уполномочило его проверить демилитаризацию танка, ввиду потенциальной опасности применения его в вооруженном перевороте! Владелец танка, удивившись такому обороту, попросил оригинал документов на ознакомление. А когда полисмен заявил, что документы эти не простые, а совершенно секретные – послал офицера по известному официальному адресу его участка. На английском, естественно.

Вот так и живет «Стомпи» с тех пор в Лондоне. Иногда выступая манекенщиком для местных граффити-художников, предоставляя им возможность присесть «в тени оливы за барный стол» и отдохнуть с банкой лимонада. А рядом гордо растет самый политизированный корнеплод.

Автор:
Алекс Болторез
Использованы фотографии:
Фото собственные.
Ссылка на первоисточник
наверх