На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 277 подписчиков

Свежие комментарии

  • Nikolay Zakharov
    Судя по его высказываниям,набивает цену для своей страны у Евросоюза на содержание,чем больше "тявкает",тем больше по...Эстония планирует...
  • юра федулов
    Прибалтийская какашка...Эстония планирует...
  • Марина Козуб
    Ах, Моська! Не захлебнись в своём лае, а если продолжишь, то и в своей "голубой" крови .Эстония планирует...

Современные японские радиолокационные средства контроля воздушного пространства и система управления ПВО Японии

Современные японские  радиолокационные средства контроля воздушного пространства и система управления ПВО Японии

В отличие от ряда европейских стран, после окончания холодной войны Япония не утратила позиций в части сохранения радиолокационного поля над всей территорией страны и прилегающими морскими акваториями. Более того, регулярно строятся новые радиолокационные станции, а имеющиеся модернизируются и проходят капитальный ремонт.

Современная система управления ПВО Японии


Вся территория Японии разбита на четыре зоны ПВО. Центральный командный пункт расположен на авиабазе Йокота, штаб Северных сил ПВО находится на авиабазе Мисава, штаб Центральных сил ПВО – на авиабазе Ирума, штаб Западных сил ПВО – на базе Касуга, штаб Юго-западных сил ПВО – на авиабазе Наха.

На территории авиабазы Йокота также находится штаб 5-й воздушной армии США. В режиме реального времени стороны ведут обмен данными, получаемыми с постов наблюдения за воздушной обстановкой и осуществляют активное взаимодействие при возникновении кризисных ситуаций.


Схема секторов ПВО и мест расположения командных пунктов

Управление японской системой противовоздушной обороны осуществляется при помощи высокопроизводительной АСУ нового поколения JADGE (Japan Aerospace Defense Ground Environment), которая запущена в работу в 2009 году.


Операционный зал АСУ JADGE

По сравнению с выведенной из эксплуатации АСУ BADGE Kai новая система боевого управления JADGE способна обрабатывать многократно большие массивы информации и быстрей реагировать на возникающие угрозы. Помимо аэродинамических целей, система способна работать с баллистическими ракетами и наводить на них имеющиеся системы ПРО. В японских СМИ неоднократно публиковались заявления, что коммуникационная и информационная составляющие ПВО Японии являются лучшими в мире. Однако никаких подробностей, раскрывающих реальные характеристики системы, при этом не приводилось.


Опознавательная зона противовоздушной обороны Японии

Известно, что АСУ JADGE в дежурном режиме автоматически обрабатывает информацию о курсе всех самолетов, летящих в воздушном пространстве Японии и вокруг него, отслеживает приближающиеся самолеты неизвестной национальной принадлежности, производит запрос и наводит на них истребители-перехватчики. Все действия максимально визуализируются и документируются на нескольких независимых носителях.


Операционный зал командного центра ПВО на авиабазе Наха

При обнаружении баллистических целей осуществляется вычисление их траектории, с определением прогнозируемого места падения. В случае возникновения угрозы объектам, находящимся на японской территории, производится выдача целеуказания имеющимся наземным системам ПВО/ПРО: Patriot РАС-3, Type 03 (Chu-SAM), а также морским SM-3 Block IB и SM-3 Block IIA.

В единую информационную сеть АСУ JADGE увязаны средства обнаружения (наземные радиолокационные посты, самолёты ДРЛО, БРЛС истребителей, радиолокаторы боевых кораблей) и средства огневого поражения (противовоздушные и противоракетные комплексы наземного и морского базирования, истребители-перехватчики). По внешним каналам поступает информация с американских самолётов ДРЛО, базирующихся на территории Японии, и от американских наземных РЛС AN/FPS-117, развёрнутых на авиабазе Кадена.

Тактическая система обмена данными TDS (Tactical Data Exchange System) в режиме реального времени обеспечивает взаимодействие между основными элементами, подключенными к системе JADGE.


Стационарные антенны аппаратуры радиорелейной связи

В мирное время для передачи информации между наземными пунктами задействуются оптоволоконные линии, высокочастотная радиорелейная аппаратура и КВ/УКВ радиосети. В случае подавления и выхода из строя традиционных средств связи, предполагается использовать спутниковые каналы и мобильные многоканальные терминалы связи J/TRQ-504 и J/TRQ-506.


Аппаратура мобильного многоканального терминала связи J/TRQ-504

По мнению японского руководства, в свете имеющихся территориальных споров с соседями и обострения международной обстановки система управления силами ПВО Японии нуждается в совершенствовании. Так, согласно японским данным, в 2008 году к воздушным границам Японии приближался 31 китайский самолёт и 193 – российских. В 2018 году эта цифра возросла до 638 китайских и 343 российских самолетов.

Современные японские радиолокационные средства контроля воздушного пространства


В настоящее время всё японское воздушное пространство и прилегающие территории просматриваются радиолокаторами на большой и средней высоте на глубину до 400 км. В общей сложности имеется 28 постоянно действующих радиолокационных постов.


Схема расположения японских радиолокационных постов

До недавнего времени наиболее многочисленными стационарными радиолокаторами, развёрнутыми на территории Японии, были J/FPS-2/2A(трехкоординатные РЛС этого типа, принятые в эксплуатацию в 1982 году, были рассмотрены в публикации Система ПВО Японии в годы холодной войны). В настоящее время в строю осталось шесть таких станций, и в ближайшие 2–3 года их заменят радиолокаторами нового поколения.


РЛС J/FPS-2 в Омаэдзаки

В марте 1992 года в префектуре Киото недалеко от мыса Киогамисаки, на месте, где ранее располагались американские радиолокаторы AN/FPS-20В и AN/FPS-6, была построена первая стационарная трёхкоординатная РЛС с АФАР J/FPS-3. После отладочных работ станция была введена в строй в конце 1992 года. Согласно информации, имеющейся в свободном доступе, дальность обнаружения воздушных целей, летящих на большой высоте, превышала 450 км. Станция, расположенная на 451 м от уровня моря, могла видеть маловысотные цели на дальности 70 км.


Спутниковый снимок Google Earth: РЛС J/FPS-3 недалеко от мыса Киогамисаки

Уже в 1960-е годы японцы пришли к выводу, что с учётом местного климата необходимо защищать антенные устройства радиолокаторов пластиковыми радиопрозрачными обтекателями. Вкладываться в строительство защитных сооружений оказалось выгодней, чем регулярно ремонтировать элементы станций, подвергающихся разрушительному воздействию неблагоприятных метеорологических факторов.


Активная фазированная антенная решетка РЛС J/FPS-3

Опытная эксплуатация РЛС J/FPS-3 на мысе Киогамисаки продолжалась до 1995 года. После внесения в конструкцию ряда улучшений компания Mitsubishi Electric к 1999 году построила ещё 6 таких станций.


Антенна РЛС J/FPS-3 под защитным куполом

К 2009 году все имеющиеся РЛС были доведены до уровня J/FPS-3 Kai, после чего улучшилась эксплуатационная надёжность и появилась возможность по устойчивому обнаружению и сопровождению баллистических ракет. Станция, известная как J / FPS-3МЕ, является новейшей модификацией.

Трёхкоординатный радиолокатор J/FPS-4, разработанный фирмой Toshiba, предназначался для окончательной замены радиолокационных дальномеров J/FPS-20S и высотомеров J / FPS-6S, которые строились в Японии по американской лицензии. Дальность обнаружения высотных целей – до 400 км.


Антенна РЛС J/FPS-4

На этапе проектирования РЛС J/FPS-4 при сохранении характеристик по обнаружению воздушных целей на уровне радиолокационного комплекса, состоящего из J/FPS-20S и J/FPS-6S, от новой станции требовалось снизить эксплуатационные расходы и в несколько раз увеличить время наработки на отказ. Для этого значительная часть электронных блоков была резервирована, с возможностью их дистанционного переключения.


РЛС J/FPS-4 на горе Такао, в префектуре Симанэ

Как и у других стационарных японских радаров контроля воздушного пространства, элементы станции J/FPS-4 размещались на бетонном основании, а антенный пост прикрыт радиопрозрачным куполом.

Благодаря использованию технических решений, узлов и элементной базы, широко используемых в серийных изделиях, выпускаемых Toshiba, закупочная стоимость комплекта аппаратуры J/FPS-4 по сравнению с J/FPS-3 стала значительно дешевле. С самого начала рассматривались меры по снижению чувствительности станции к организованным помехам и были разработаны активные имитаторы работы радиолокатора, предназначенные для отвлечения противорадиолокационных ракет.


Спутниковый снимок Google Earth: РЛС J/FPS-4 на горе Такао

Опытная эксплуатация первой станции, расположенной на горе Такао, в префектуре Симанэ, началась в 2002 году. Уже в январе 2003 года специалисты пришли к выводу, что РЛС J/FPS-4 соответствует предъявляемым требованиям и пригодна для принятия на вооружение. После этого в период с 2006 по 2008 годы в разных частях Японии было построено ещё 5 таких радиолокаторов. Три станции поставлены в усовершенствованном варианте J/FPS-4А.

Эксперты, специализирующиеся в области ПВО, в прошлом отмечали, что японские Воздушные силы самообороны очень ограниченно использовали мобильные радары и в основном полагались на мощные радиолокационные комплексы, расположенные на стационарных позициях. Такой подход позволял снизить эксплуатационные расходы и сделать радиолокационную сеть менее зависимой от погодных факторов. Однако с учётом того, что координаты всех японских стационарных радиолокационных постов хорошо известны, они могут быть быстро уничтожены средствами воздушного нападения.

В связи с этим в начале 1980-х годов компания NEC получила контракт на разработку мобильной РЛС. Антенный пост трёхкоординатной станции J/TPS-102 внешне напоминает антенну стационарного радара J/FPS-1. Все элементы радиолокационного комплекса размещены на грузовых шасси Type 73.


Элементы РЛС J/TPS-102 на военной базе Касуга, где находится штаб Западных сил ПВО

В радаре используется АФАР цилиндрической формы, не требующая механического вращения. Вторая всенаправленная антенна (маленький цилиндр на крыше большого цилиндра) используется для подавления паразитных сигналов. РЛС J/TPS-102 работает в частотном диапазоне 1,5–2 ГГц. Дальность обнаружения истребителя F-4ЕJ, летящего на высоте 8000 м, составляет 370 км. Максимальная дальность обнаружения крупных высотных целей – около 500 км.


Антенный пост мобильной РЛС J/TPS-102 в походном положении

РЛС J/TPS-102 принята на вооружение в 1992 году, поставки станций велись до 2000 года. В настоящее время в Воздушных силах самообороны имеется 7 РЛС J/TPS-102, но постоянного дежурства они не несут и рассматриваются как дополнение и мобильный резерв в кризисных ситуациях, на случай выхода из строя стационарных радиолокационных постов.


Спутниковый снимок Google Earth: элементы РЛС J/TPS-102 в походном положении на базе Касуга

Мобильные РЛС J/TPS-102 распределены между региональными командными пунктами системы ПВО Японии, где периодически производится их развёртывание.


Спутниковый снимок Google Earth: элементы РЛС J/TPS-102 в боевом положении на базе Касуга

Сообщается, что на самом западном острове японского архипелага Йонагуни запланировано строительство модернизированной стационарной РЛС J/TPS-102А.

Современные японские самолёты ДРЛО


В настоящее время Воздушные силы самообороны продолжают активную эксплуатацию самолётов ДРЛО Е-2С Hawkeye, приобретенных в 1980-е годы. Эти машины приписаны к группе воздушного наблюдения 601-й эскадрильи (авиабаза Мисава, префектура Аомори) и 603-й эскадрильи (авиабаза Наха, остров Окинава).


С целью продления эксплуатационного ресурса все японские самолёты Е-2С прошли восстановительный ремонт и модернизацию на предприятии компании Kawasaki Heavy Industries в городе Гифу. Согласно информации, опубликованной в японских СМИ, часть самолётов доведена до уровня E-2С Hawkeye 2000.


Спутниковый снимок Google Earth: самолёты ДРЛО Е-2С и военно-транспортный C-130Н на заводской стоянке в Гифу

В 2014 году командование Воздушных сил самообороны объявило о желании заменить порядком изношенные самолёты ДРЛО E-2С Hawkeye новыми E-2D Advanced Hawkeye. Первый E-2D был передан Японии в марте 2019 года. В настоящее время Воздушные силы самообороны располагают тремя самолётами E-2D. Всего Япония заказала девять E-2D Advanced Hawkeye на сумму $3,14 млрд. Заявлено, что эти самолеты ДРЛО будут взаимодействовать с недавно полученными истребителями F-35А.

E-2D на сегодняшний день является самой совершенной модификацией в семействе самолётов ДРЛО Hawkeye. Помимо новой связной, навигационной и аппаратуры отображения и обработки данных, наиболее заметным нововведением стала установка РЛС AN/APY-9 с АФАР. По неподтвержденной официально информации, эта станция способна обнаруживать высотные воздушные цели на дальности более 600 км, благодаря высокому энергетическому потенциалу, и эффективно контролировать полёты летательных аппаратов, выполненных по технологии малой радиолокационной заметности.

Отмечается, что имеющиеся японские самолёты ДРЛО, модернизированные до уровня E-2С Hawkeye 2000, вполне удовлетворяли предъявляемым требованиям, и приобретение E-2D Advanced Hawkeye в первую очередь связано с появлением в России и КНР истребителей 5-го поколения.

В начале 1991 года японское правительство обнародовало информацию о намерении прибрести тяжелые самолёты ДРЛО E-3 Sentry. Но в связи с тем, что к тому моменту производство базового Boeing 707 было уже прекращено, летающий радарный пикет для Японии решили строить на базе пассажирского самолёта нового поколения Boeing 767-200ER. При создании нового самолёта ДРЛО использовалась аппаратура последних вариантов E-3 Sentry.


Самолёты радиолокационного дозора Воздушных сил самообороны E-2С Hawkeye и E-767

Созданный по заказу Японии самолёт ДРЛО E-767 больше соответствует современным реалиям и обладает существенным модернизационным потенциалом. В целом характеристики радиолокационного и радиотехнического комплексов японской машины аналогичны самолёту Е-3С.
В то же время, японский E-767 – это более скоростной и современный самолёт с салоном в два раза большего объёма, что позволяет рационально разместить экипаж и оборудование. Большая часть электроники установлена в передней части самолёта, а «тарелка» радара – ближе к хвостовой части.

По сравнению с E-3 Sentry в E-767 имеется больше свободного места, что потенциально позволяет установить дополнительную аппаратуру. В целях защиты экипажа от высокочастотного излучения, иллюминаторы вдоль борта самолёта ликвидированы. На верхней части фюзеляжа размещены многочисленные антенны радиотехнических систем. Несмотря на большие внутренние объемы, численность операторов, благодаря применению автоматизированных рабочих мест и высокопроизводительных компьютеров, сокращена до 10 человек. Информация, полученная с радиолокатора и станции пассивной радиотехнической разведки, выводится на 14 мониторов.


Самолёт ДРЛО E-767

Япония заплатила за 4 самолёта E-767 приблизительно $3 млрд. Ещё $108 млн были потрачены в 2007 году на усовершенствованные радары и новое программное обеспечение.


Основой радиолокационного комплекса японского самолёта ДРЛО E-767 является импульсно-доплеровская РЛС AN/APY-2, совмещённая с БЦВМ 4PiCC-2. Эта станция способна видеть низколетящие малоразмерные цели на дальности до 400 км, цели, летящие с превышением – до 650 км. Модернизированный радиолокатор может обнаруживать объекты с ЭПР 1 м² на дальности до 425 км. При этом обеспечивается устойчивое сопровождение одновременно до 100 целей.


Первый самолёт E-767, полностью укомплектованный необходимой аппаратурой, был передан Воздушным силам самообороны в апреле 1998 года. О достижении эксплуатационной готовности этого самолёта заявили в январе 2000 года.


Спутниковый снимок Google Earth: самолёты ДРЛО E-767 на авиабазе Хамамацу

В настоящее время четыре имеющихся в Японии самолёта E-767 сведены в 602-ю эскадрилью радиолокационного дозора Корпуса радиолокационного предупреждения и управления полетами, штаб которого находится на авиабазе Хамамацу.

Приблизительно каждые 5–6 лет самолёты ДРЛО E-767 проходят ремонт и модернизацию на предприятии Kawasaki Heavy Industries в Гифу. За обновление электронной начинки отвечает компания Toshiba.


Спутниковый снимок Google Earth: самолёт ДРЛО E-767 в Гифу

К 2011 году на всех самолётах E-767 установили аппаратуру объединенной системы распределения тактической информации (JTIDS), работающую в формате передачи данных Link 16.

В 2013 году правительство Японии выделило $950 млн на обновление бортового вычислительного комплекса, системы госопознавания, средств криптографической защиты каналов передачи информации. Также была установлена новая навигационная и аппаратура РЭБ.

Совершенсвование БРЭО, поддержание планера и общих бортовых систем E-767 в хорошем техническом состоянии позволяет достичь высокой степени боевой готовности и эксплуатировать имеющиеся самолёты ДРЛО ещё в течении 15 лет. По состоянию на 2020 год, в оперативной готовности к вылету постоянно находились два самолёта E-767: один – находился на патрулировании, а ещё один – проходил обслуживание.

Продолжение следует...
Автор:
Линник Сергей
Статьи из этой серии:
Действия американских стратегических бомбардировщиков против Японии
Действия американской авиации против японских островов на завершающем этапе войны
Японская малокалиберная зенитная артиллерия
Японская зенитная артиллерия среднего и крупного калибра
Одномоторные японские истребители против дальних американских бомбардировщиков В-29
Тяжелые двухмоторные японские истребители против американских бомбардировщиков
Японские послевоенные зенитные пулемётные и артиллерийские установки
Система ПВО Японии в годы холодной войны
Японские истребители-перехватчики в годы холодной войны
Японские зенитные ракетные комплексы эпохи холодной войны
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх