На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 279 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алекс Сэм
    Авиакатастрофа да? Да обнулили их либо ФСБ либо ГРУМузыканты, которы...
  • Михалыч
    В капиталистическом мире, а мы вошли в него с наихудшей формой воровского капитализма, последнее время доминируют либ...Рухнувший мост в ...
  • Василий
    Как говорил один мультяшный герой - "... если бы у меня было бы хоть немножко ума", то я бы знал что исторические мом...Рухнувший мост в ...

Новинка МАКС-2021 глазами потенциальных противников

Известие о показе на МАКСе нового российского самолета, подкрепленное «слитыми» в Интернет фотографиями и роликом от «Ростеха» всколыхнуло авиационные круги в мире. Давно, согласитесь, не было никаких новинок, так что ролик «зашел» и вызвал весьма бурную реакцию.
Новинка МАКС-2021 глазами потенциальных противников

Это хорошо, потому что сами знаете, лето – пора весьма унылая. А тут такой повод, да не от кого-то там, а от компании «Сухой», где самолеты (боевые) делать умеют. Так что ну никак нельзя было пройти мимо.

А раз мимо не прошли – значит, надо обсудить. И, к моему вящему удовольствию, практически все заокеанские издания, которые можно уважать, уделили новинке толику своего внимания. Это и The Popular Mechanics, и The National Interest, и The Drive, и Naval Aviation News (ну этим вообще сам бог велел) – в общем, все высказались. Нам остается только сделать некоторую компиляцию того, что господа потенциальные высказали и попытаться это усвоить, как информацию.

Конечно, все прошлись по названию ролика, где было написано, что это принципиально новый самолет. Кто с юмором, а кто с ядом, американцы задавали примерно один и тот же вопрос: на чем основана принципиальная новизна самолета? Новый принцип полета? Антигравитация, может быть?

Но ролик и появившиеся чуть позже фотографии все изучили очень внимательно. И вот что увидели американские эксперты. Стоит, однако, напомнить, что в США не считают Су-57 самолетом четвертого (у них такой порядок, на единицу меньше) поколения и тем более, не считают его конкурентом F-35. По многим причинам, перечислять которые сейчас нет никакого смысла.

Предварительный анализ американских экспертов гласит, что фотографии изделия под кодовым названием «Шах и мат» не до конца дают понять, это макет или реальный самолет. Все очень ждут показа в Жуковском на МАКСе, потому что только так можно сделать выводы о том, что представляет собой машина (или ее полноразмерный макет).


Большинство деталей скрыто черными полотнищами, но на виде сзади и ролике видно круглое сопло двигателя. Одно. Это в некотором роде подтверждает слухи о том, что этот самолет будет легким и одномоторным.

Вообще еще в прошлом году (26 мая) ТАСС выдало сообщение о том, что компания «Сухой» разрабатывает первый российский легкий одномоторный тактический истребитель со сверхзвуковой скоростью и низкой радиолокационной заметностью. Согласно той же статье, самолет будет иметь взлетную массу до 18 тонн, летать со скоростью 2 с лишним Маха и иметь двигатель с управляемым вектором тяги.

Вредные ребята из The Drive заметили, правда, что не могут быть уверены, что самолет, замеченный в Жуковском, является той же конструкцией Сухого, о котором говорилось в сообщении. Но в целом, справедливости ради, самолет вроде бы соответствует описанию.

Американцы замечают, что со времен холодной войны не было построено ни одного нового российского одномоторного истребителя, и с тех пор страна с прохладцей относится к закупке каких-либо новых самолетов этого класса.

Отсюда наши потенциальные делают вывод о том, что новый истребитель нацелен непосредственно на экспортный рынок, возможно, в качестве малозаметного высокотехнологичного преемника МиГ-35, последнего представителя семейства МиГ-29 времен холодной войны.

Именно такое впечатление на американцев произвела пиар-кампания, включавшая англоязычный тизер в Twitter и видео с участием «пилотов ВВС» из Объединенных Арабских Эмиратов, Индии, Вьетнама и Аргентины. Ролик безусловно указывает на то, что это в первую очередь экспортное предложение.

Реально какое-то количество стран могут серьезно отнестись к покупке одномоторного боевого самолета, нежели российские военные, предпочитающие более тяжелые, но надежные самолеты двухмоторной компоновки.

Особенно интересно для покупателей, если предложение представляет собой малозаметный истребитель, при создании которого были использованы те же технологии, что и для Су-57. Но более легкий что в плане веса, что в плане цены и стоимости обслуживания.


Ведь реально на сегодняшний день Су-57 не заинтересовал ни одну страну, и попытки его продать не увенчались успехом. Отказалась даже Индия, которая всегда была больше ориентирована на российский рынок вооружения.

С другой стороны, стоит отметить, что успешное семейство многоцелевых истребителей Су-30 получило много заказов и получилось, что лучшее – враг хорошего. И этим можно объяснить отсутствие интереса к новейшему Су-57 и желание приобретать Су-30 и его модификации.

Помимо F-35, который был разработан с учетом уникальных требований к трем видам применения, включая версию с коротким взлетом и вертикальной посадкой (STOVL), все другие так называемые истребители пятого поколения, которые достигли какого-либо значительного прогресса на сегодняшний день, приняли двухмоторную компоновку.

При выборе одномоторной компоновки Объединенная авиастроительная корпорация будет надеяться снизить общие затраты и сложность и потенциально бросить вызов конкурентам с одним двигателем на экспортном рынке, таким как китайско-пакистанский JF-17 Thunder.

Почему-то американцы не считают новый самолет конкурентом своему одномоторному F-16 и шведскому Gripen.

С этой точки зрения решение об одном двигателе может иметь смысл, но неясно, какой двигатель был выбран для самолета. Двигатель нового поколения «Изделие 30» был бы очевидным решением, если верить тому, что публикуют российские СМИ, «Изделие 30» имеет большую мощность и повышенную надежность по сравнению с турбовентиляторным двигателем АЛ-41Ф1, который сейчас используется в Су-57.

Однако «Изделие 30», которое, как ожидается, будет производить около 16-17 тонн тяги, в настоящее время все еще находится в разработке. Тем временем, вполне вероятно, что AЛ-41Ф1, производящий около 14,5 тонн тяги, будет использоваться в новом истребителе временно, как на Су-57. Да, АЛ-41Ф1 так же, как и «Изделие 30», имеет управляемый вектор тяги, но с этим двигателем что Су-57, что новый самолет теряют чуть ли не половину своей рыночной привлекательности.

В России даже велись в прошлом разговоры о еще одной потенциальной новой конструкции истребителя STOVL (вертикального взлета и посадки), которая предположительно, будет включать в себя одномоторную конфигурацию с подъемным вентилятором, как в F-35B.

Однако внутренний спрос на истребители вертикального взлета и посадки в настоящее время строго ограничен, особенно с учетом статуса единственного авианосца ВМФ России, хотя два планируемых десантных корабля могут иметь потенциал для завершения операций авиации с неподвижным крылом. Кроме того, сомнительно, будет ли большой иностранный интерес к этому типу самолетов.

Что еще смогли рассмотреть американцы?


Впуск двигателя, в частности, представляет собой для них загадку. С некоторых ракурсов скрытый самолет, по-видимому, оснащен боковыми воздухозаборниками, аналогичными тем, что установлены на F-22, или бесступенчатым сверхзвуковым впускным отверстием (DSI), установленным на F-35. По крайней мере, в одном виде профиля, как отметил редактор отдела обороны «Aviation Week» Стив Тримбл, самолет, похоже, даже имеет воздухозаборник в форме пятиугольника, который начинается чуть ниже передней части купола кабины.

Эта схема (DSI) будет похожа на настольную модель неизвестной конструкции истребителя, которая появилась на столе заместителя премьер-министра России Юрия Борисова в конце прошлого года.

Фюзеляж, похоже, использует смешанную конфигурацию крыла/корпуса, характерную для большинства типов истребителей нового поколения, с выступающим подбородком, идущим вдоль центральной линии, и, возможно, включает в себя выдающиеся вихревые контроллеры или левконы, как на Су-57. Эти движущиеся поверхности служат для увеличения подъемной силы и маневренности на низких скоростях, а на Су-57, как сообщается, также повышают маневренность на сверхзвуковых скоростях.

Очевидно, что те же самые шаги были предприняты при проектировании нового самолета.

Шасси на новом истребителе выглядит очень реалистично, такие шасси даже заставляет думать, что это не макет. Вот уже несколько поколений российские истребители наземного базирования оснащаются сверхмощным шасси, позволяющим выполнять полеты с плохо подготовленных поверхностей. Сложность механизма указывает на то, что эта машина действительно прототип, а не полноразмерный макет.


Купол кабины хорошо виден, но есть мнение в американских круга, что существует вероятность того, что в какой-то момент новый истребитель также может быть установлен в беспилотной конфигурации. Американцы снова ссылаются на статью ТАСС от мая прошлого года, где говорилось о том, что самолет, разрабатываемый компанией «Сухой», «может быть универсальной платформой в пилотируемом и беспилотном вариантах».

Такая программа, возможно, могла бы использовать технологию, разработанную для беспилотного боевого летательного аппарата С-70 «Охотник», который «Сухой» разрабатывает в рамках так называемой программы беспилотного комплекса «Удар-разведка».

Таким образом, возможно, что беспилотные или, возможно, пилотируемые варианты этой конструкции могли бы работать вместе с пилотируемыми самолетами в роли лояльного ведомого или в качестве независимых беспилотных летательных аппаратов. Хотя это может быть захватывающе звучащая концепция, ее сложнее реализовать, чем кажется.

Ожидаемо заинтересовал американцев относительно узкий, конформный отсек для оружия, расположенный впереди шасси. Имея в нашем распоряжении только один ракурс, трудно сделать много четких выводов, но, по-видимому, он лучше всего подходит для ракет класса «воздух-воздух», вероятно, малой или средней дальности. Это похоже на дизайн Су-57, в котором с каждой стороны предусмотрены отсеки для ракет класса «воздух-воздух» малой дальности. Предположительно, учитывая более толстые размеры центральной части фюзеляжа, у нового самолета также будет подфюзеляжный отсек для оружия.

Возможность предложить на международном рынке экономичный истребитель с некоторыми малозаметными характеристиками и передовыми датчиками и авионикой была бы значительным переворотом, но мало доказательств того, что Россия в состоянии сделать это самостоятельно, не жертвуя другими крупными оборонными инициативами. Для этого Россия, вероятно, ищет иностранного партнера для совместной работы, который компенсирует, по крайней мере, значительную часть затрат на разработку. Еще раз, используя как можно больше извлеченных уроков и даже подсистемы и компоненты программы Су-57, риск можно было бы снизить, а стоимость такой программы могла бы стать немного менее сложной, но для реализации программы в течение нескольких лет все равно пришлось бы использовать значительные ресурсы.

Тем не менее, важно, что Россия считает, что может войти в мировой рынок в категории истребителей от легкого до среднего веса, в которой ранее доминировали либо более дешевые конструкции, такие как JF-17, либо модернизированные реактивные самолеты времен холодной войны, такие как F-16.

Ведь вполне может существовать рынок для более дешевой альтернативы F-35, тогда реально Москва не будет охотиться за многими потенциальными заказчиками. Есть вероятные заказчики, такие как Алжир, Египет и Вьетнам, которым будет интересен такой самолет.

Однако, очень мило так, американцы напоминают тем, кто читает их издания, что есть такая программа, как противодействие противникам Америки с помощью Закона о санкциях или CAASTA, который вводит санкции в отношении стран, покупающих у России (и других противников США) военную технику, если не будет предоставлен конкретный отказ от поставки аналогичной техники из США. Индия, например, была вынуждена получить отказ на покупку систем ПВО российского производства С-400, и это может осложнить для некоторых стран приобретение этого самолета

Если заказчик не сможет купить F-35 по политическим или бюджетным причинам и сможет обойти препятствия CAASTA, российский истребитель все равно столкнется с конкуренцией со стороны других передовых типов легких и средних истребителей, при условии, что они продолжат производство. К ним относятся предложения из Китая, Южной Кореи и Турции, и это только три из них.

Учитывая все сказанное, американские эксперты с нескрываемым интересом будут следить за тем, что будет происходить на МАКСе.


И, кстати, американцы, непревзойденные мастера пиара, считают, что маркетинговая кампания вокруг презентации этого самолета была довольно профессиональной. Но мнения по ту сторону океана разделились. Примерно пополам между теми, кто считает, что новый прототип – это всего-навсего модель, полноразмерный макет, максимально сложный, но макет. Противники считают, что это реальный образец самолета.

Подтвердить или опровергнуть может только демонстрационный полет в Жуковском. Так что ждем открытия МАКС-2021 и полета нового самолета.
Автор:
Роман Скоморохов
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх