В театре "Долби" Лос-Анджелеса в 94-й раз вручили жутковатого золотого человечка с мечом скульптора Джорджа Стэнли. Организаторы попытались отыграться за двухлетие ковида, когда церемонию приходилось сильно урезать.
Но ни традиционная красная дорожка, ни причудливые, аляповатые наряды стареющих актрис, ни даже "оживляж" в виде мордобития на сцене не спас от констатации главного: и сама церемония, и "стандарты" для присуждения призов Американской киноакадемии всё больше обретают черты скучного предсказуемого анахронизма в мире, расколотом яростной схваткой за будущее. А, судя по повышенному вниманию к Украине, сложилось впечатление, что лауреатом стал Голобородько-Зеленский. Куда уж там Ди Каприо до него."Титаник" ещё плывёт
Для наших соотечественников распиаренная американская церемония вручения кинопремии "Оскар", как и сам так называемый "мировой кинопроцесс" под сенью этой золотой статуэтки, окончательно превратились в некую параллельную реальность. Как сказано, "ваши радости – не наши радости, ваши печали – не наши печали". В своё время ходил анекдот про Леонардо Ди Каприо, который только с шестой номинации получил своего "Оскара":
Надо снять драматическое кино про Ди Каприо, который, как ни старался, а так и не получил Оскара. А потом тому актёру, который сыграет Ди Каприо, дать "Оскара".
Сегодня мы все можем сыграть и Ди Каприо, и Джеки Чана со Шварценеггером – жизнь оказалась гораздо драматичней и весомей голливудских розовых и чёрных сказок. Только вот "Оскара" нам не дадут – у нас другие "премии". Европейцы уже начинают чувствовать суровое дыхание реалити-шоу, скоро дойдёт очередь и до американцев.
В какой-то степени, впрочем, уже дошло: зрительские рейтинги церемонии уверенно падают уже несколько лет. Но пока же на своей знаменитой красной дорожке комики-ведущие встречают и чествуют в основном американских же киношников, произведённых в очередные "звёзды".
О чём это кино?
Лучшим фильмом (а также лучший актёр второго плана, лучший адаптированный сценарий) американские киноакадемики признали скучноватую, без каких-либо художественных изысков, но зато "добродетельную" картину "CODA: Ребёнок глухих родителей" Шана Хейдера – ремейк франко-бельгийской ленты 2014 года. Девочка-подросток помогает своим глухим родителям и брату в их рыболовном бизнесе, а сама мечтает заниматься музыкой. Очень трогательно, по-американски. Повтор, правда, – но не страшно. А ещё "CODA" – первый в истории "Оскара" фильм, вышедший сперва на стриминге. Больше особо о нём сказать нечего.
Другой "триумфатор" – "Король Ричард" взял "Оскар" за лучшую мужскую роль Уилла Смита, сыгравшего отца американских мужеподобных теннисисток – чемпионок Серены и Винус Уильямс, в которых он вложил деньги и получил заслуженный "доход". Духоподъёмный (исключительно для американцев) байопик об американской же мечте в спортивной упаковке. В общем, "классика Голливуда" – нам, что называется, – ни с какого бока.
УИЛЛ СМИТ ОТМЕТИЛСЯ НЕ ТОЛЬКО ПОЛУЧЕНИЕМ "ОСКАРА", НО И ДРАКОЙ НА СЦЕНЕ. ОН ОТВЕСИЛ ОПЛЕУХУ КРИСУ РОКУ, КОТОРЫЙ НЕУДАЧНО ПОШУТИЛ О КОРОТКОЙ ПРИЧЁСКЕ ЖЕНЫ СМИТА. ФОТО: IMAGO / DAVE BEDROSIAN / GLOBALLOOKPRESS
В картине "Власть пса" Джейн Кэмпион (лучший режиссёр) освещается драматичная история двух братьев Фила и Джорджа, владеющих крупнейшим ранчо в Монтане в 1920-е годы. Один – грубый мужлан, другой – женственный и скрытый гомик. В общем, "семейная драма" с необходимым для победы в конкурсе элементом.
Лучшую женскую роль второго плана получила Ариана Дебос в древнем бродвейском мюзикле "Вестсайдская история", который заново решил экранизировать Стивен Спилберг. Все зажигательно танцуют, поют, машут юбками. Знойная латиноамериканка Ариана крутит попой зажигательней всех. Почему бы и не дать ей статуэтку?
Вот чёрно-белая автобиографическая лента "Белфаст" (лучший сценарий) английского режиссёра и актёра Кеннета Брана действительно содержательна. Ирландия 1969 года, драматичное и порой трагичное противостояние ирландских католиков и протестантов определённым образом коррелирует с нынешней мировой драмой и как киновысказывание выходит за рамки национально-политической истории.
Очередная киноверсия Дени Вильнёва культового научно-фантастического романа Фрэнка Герберта "Дюна" получила аж шесть (!) "Оскаров". Правда, только "технических": лучший монтаж, музыка, звук, визуальные эффекты, операторская работа и работа художника-постановщика. Хотя фильм, прямо скажем, не блещет философской глубиной (которой не лишён роман), но зато отменно смотрится под пивасик как "большой блокбастер". Тут всё по-голливудски "круто".
Напротив, японский фильм Рюсукэ Хамагути "Сядь за руль моей машины" по рассказу Харуки Мураками, получивший "Оскар" в номинации "иностранного кино", досмотреть до конца сможет, наверное, только яростный поклонник Мураками. Да и то не всякий. Зато главный герой там очень любит Чехова. Может быть, за это и нам стоит полюбить этот японский артхаус? Тем более что благодарственную речь Хамагути на церемонии грубые янки по-хамски прервали музыкальной заставкой.
Говорить про остальные фильмы, что-то получившие на этом "Оскаре", признаться, совсем скучно. Стоит только упомянуть, что один из номинантов – действительно умный и скандальный фильм "Не смотри наверх", о котором "Первый русский" уже писал, киноакадемики, конечно, никак не могли "оскароносить" – слишком уж кардинально антиамериканским он получился.
Драку заказывали?
Некоторой невымученной живости нынешней церемонии добавила драка двух негров на сцене. Точнее, смачная оплеуха, которую оскароносец Уилл Смит отвесил юмористу стендаперу Крису Року, который неудачно пошутил о короткой причёске жены Смита актрисы Джады Пинкетт, страдающей алопецией.
Выскочив на сцену и "отоварив" обидчика, Смит сел на место, обругав напоследок юмориста американским матом. Сцена немного напоминала постановку. Если так, то вполне по-американски эффективную: эфирные службы зафиксировали скачок количества телезрителей — с 9,6 до 17,4 миллиона человек.
Оскароносные украинофилы
В конце церемонии состоялась культовое сегодня для Запада действо: минута молчания в честь "страдания Украины". На чёрном экране появилось обращение организаторов, в котором всех участников и зрителей призвали "помогать Украине", в которой сейчас "миллионы семей нуждаются в еде, воде и медикаментах". Перед этим выступила актриса украинского происхождения Мила Кунис, заявившая, что "недавние события в мире заставили нас почувствовать себя опустошёнными". Дополняя её, звезда сериала "Игра престолов" Джейсон Момоа продемонстрировал всем нагрудный жовто-блакитный платок. Бенедикт Камбербэтч появился на шоу со значком в цветах флага страны, а Фрэнсис Форд Коппола, прижав руки к груди, воскликнул: "Viva Ukraine!".
РЕЖИССЁР ФРЭНСИС ФОРД КОППОЛА ПОКАЗАЛ СЕБЯ ЯРЫМ УКРАИНОФИЛОМ. ФОТО: PRENSA INTERNACIONAL/KEYSTONE PRESS AGENCY/GLOBAL LOOK PRESS
Ну прямо расплакаться можно! Правда, плакать оскаровские украинофилы с жёлто-голубыми ленточками в петлицах отчего-то не стали. А довольные собой, потекли, смеясь и шутя, на "пати", где официанты уже разносили традиционные коктейли со льдом.
Что с того?
А действительно: что нам сегодня – стране, сражающейся с нацизмом на Украине, вставшей за свою независимость и самобытность против всего коллективного Запада, эти заокеанские киноцеремонии? Голливуд же уже объявил, что уходит из России и не будет больше показывать нам своих фильмов – ни в кинотеатрах, ни на стриминговых платформах.
Может, нам немного повыть от этого на Луну? Или же лучше стряхнуть, наконец, с себя голливудский дурман (да, иногда такой увлекательный и очень технологичный), которым нас кормили эти тридцать лет? И, может, начать, наконец, снимать собственное качественное кино, уйдя от рабской ориентации на голливудские "стандарты"? Ведь делали же такое уже, и немало, ранее.
А слепой золочёный человечек пусть остаётся навсегда за океаном, пока не рухнет вместе с Америкой в одном из многочисленных вариантов светопреставлений, столь ярко изображённых уже Голливудом.
Свежие комментарии