На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 340 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Байденюк
    Хохлы должны постоянно теперь страдать. Как можно больше. Как минимум лет 100Данные не врут: б...
  • Karmadon
    Критерий "дружбы" у наших "союзников" один - что они от нас могут получить на халяву? Стоит поднять цены на наши нефт...У РОССИИ ТОЛЬКО Д...
  • Светлана Ефименко
    С НАМИ ДРУЖАТ ПОКА ПОМОГАЕМ БЕЗВОМЕЗДНО И БЕЛОРУССИЯ БЫЛА ДО ВОЙНЫ ТАКАЯ ДА И СЕЙЧАС СМОТРИТ ЧТОБ ПОМОЩЬ БЫЛА ХАЛЯВН...У РОССИИ ТОЛЬКО Д...

Холодное оружие из музея

Холодное оружие из музея
Российская чиновничья шпага 1855 г. Пензенский областной краеведческий музей. Фотография автора


Шпаги звон, как звон бокала,
С детства мне ласкает слух.
Шпага многим показала,
Шпага многим показала,
Что такое прах и пух.

Песня из кинофильма
«Достояние республики» (1971)
на стихи Ю. Энтина

Рассказы об оружии. Мы продолжаем серию рассказов об оружии, которое находится во владении Пензенского областного краеведческого музея. А там есть множество очень интересных образцов холодного оружия прошлого.

Шпага


А начнем мы вот с этой шпаги с богатой чеканной кардой и даже на вид очень тонким клинком.

Что это и для чего?

Оказывается, это шпага российского чиновника, то есть принадлежность его форменного обмундирования. Подержал в руках… Клинок производит впечатление чего-то игрушечного. Подумалось, что его можно было легко сломать. Но ведь для боя эта шпага и не предназначалась…

Просто в XVIII–XIX вв. в России, так же, как и и в Западной Европе, шпага превратилась в знак дворянского сословия, а с развитием бюрократии стала еще и важной принадлежностью мундира чиновника. Она так и называлась: «мундирная шпага гражданских чиновников» и полагалась к ношению гражданским и придворным чинам, а также чиновникам в отставке с парадной, праздничной и обыкновенной униформой.

В рескрипте государя императора от 18 апреля 1855 года указывалось, что «треугольные шляпы и шпаги имеют по всем ведомствам форму однообразную, по вновь Высочайше утвержденным образцам… Шпаги носить на военных портупеях, пристегнутых под полукафтаном, в котором имеется для сего, ниже талии, поперечный прорез в два вершка. Такая же портупея полагается и при парадных мундирах лиц первых трех разрядов».

Впрочем, такая же шпага стала ещё и принадлежностью форменного мундира студентов императорских университетов и ряда учебных заведений в России до 1917 года. Для гражданских чиновников России шпага нового единого образца, к которому относится и данная шпага, была введена в 1855 году.


Эфес шпаги 1855 г. Пензенский областной краеведческий музей. Фотография автора

Длина клинка составляла 70–80 см, ширина 1,5–2 см. Общая длина достигала 98 см. Ширина клинка у гарды – 2,5 см. Толщина клинка у гарды – 4,5 мм. Сечение клинка могло сильно различаться, видимо, оно критичным не являлось. Весила такая шпага около 800 г. Рукоять перевивалась крученой латунной проволокой.

Характерной особенностью эфеса шпаги была её «ампирная» рукоять, пришедшая в Россию ещё в начале XIX века. Навершие её выполнялось в виде львиной головы, на перекрестии находился декоративный щиток, на дужке, в овальной розетке красовался вензель императора Николая I. По «Положению о гражданских мундирах» 1834 года такие шпаги предписывались к ношению всем придворным и гражданским чинам, кои были одеты в мундиры, либо в вицмундиры.

Щиток шпаги украшало рельефное изображение двуглавого орла. Причем щиток 1834 года был чеканным из цельного куска латуни, а вот на шпаге 1855 года его стали делать прорезным, из двух, наложенных один на другой тонких листов латуни. На крыльях орла были изображены восемь «титульных» гербов Российской империи, по четыре с каждой стороны.

С правой стороны находились гербы Казани, Польши, Херсонеса Таврического и объединенный герб Великих Княжеств (Киевского, Владимирского, Новгородского). Слева – гербы Астрахани, Сибири, Грузии, Финляндии. После 1857 года, когда российский герб несколько изменился, поменялось гербовое изображение орла на шпаги – теперь крылья стали изображаться приподнятыми и с гербами губерний империи.

Интересно, что гражданские шпаги полагалось снимать при поклонении иконам.

Женихам, одетым в парадные мундиры, на брачной церемонии было положено снимать их. А ещё шпаги отстегивали от портупеи на балах, чтобы они не мешали танцам. 11 мая 1898 года шпагу гражданского образца получили ещё и чиновники Корпуса лесничих, а с 1904 года в Российской империи она была присвоена практически всем её чиновникам.

Сабля


Следующим объектом нашего рассказа будет сабля, причем познакомиться вот с таким её образцом автору повезло ещё в 1971 году, когда моя мать вторично вышла замуж и пригласила меня увидеться с «новым папой» – Петром Шпаковским. Дома у него оказался настоящий музей, где я увидел и практически точно такую же саблю. «Мне её немецкий генерал выдал, когда я у него принимал капитуляцию», – сказал он и показал мне клеймо «Золинген» на её клинке и… глаза у льва на рукоятке, сделанные из искусственных рубинов.


Вот такие сабли носили генералы вермахта в годы Второй мировой войны. Причем, видимо, данная сабля была явно сделана на заказ, так как на оборотном щитке гарды у клинка выгравированы две буквы H, вставленные одна в другую. Пензенский областной краеведческий музей. Фотография автора

Было бы очень интересно, разумеется, заняться её историей, но… времени на это у меня, к сожалению, совсем нет. Но если этим решит заняться кто-то из читателей ВО – обещаю со своей стороны любые фотографии этого артефакта, которые могут для такого исследования понадобиться.


Гравировка клинка. Пензенский областной краеведческий музей. Фотография автора

Оказалось, что в ожидании новой войны, германская компания C. Eickhorn решила выпустить серию так называемых фельдмаршальских сабель, носивших имена прославленных германских полководцев. Каждая такая сабля носила имя одного из таких выдающихся деятелей Германии и имела собственный каталожный номер.

В серию вошло девять сабель схожего дизайна, разрабатывал который Пауль Касберг. Все сабли были изготовлены с 1936 до 1938 года, причем внешний вид каждой был запатентован и охранялся законом Германии об авторском праве. Об этом говорило и клеймо на внутренней поверхности гарды – Ges Geshutz, означавшее, что, в случае подделки именно этой детали сабли, с мошенником поступят по закону!

Естественно, что германские генералы начали в массовом порядке заказывать себе такие парадные сабли, так что выпущено их было довольно-таки много.


Лицевая сторона рукоятки (цука), обтянутая кожей с брюха ската (самэ). Пензенский областной краеведческий музей. Фотография автора


Обратная сторона рукоятки цука. Пензенский областной краеведческий музей. Фотография автора

Японский клинок


Есть в коллекции Пензенского областного краеведческого музея и два японских клинка. Причем, первый, более ранний, представляет большой интерес.

В общем-то, это обычный японский меч катана, который вполне мог быть изготовлен до 1868 года, и затем продан какому-нибудь иностранцу по нужде.


Хорошо видны деревянный крепежный штифт (мекуги) и металлическая крепежная муфта гарды цуба – фути, а также задняя, то есть лицевая, сторона цубы. Пензенский областной краеведческий музей. Фотография автора


На этом фото видна внешняя поверхность цубы, шайба сеппа и деталь крепления цубы на клинке – муфта хабаки. Пензенский областной краеведческий музей. Фотография автора

И вот что самое интересное в этом клинке.

И сам он, и рукоять, и детали оформления рукоятки выглядят довольно новыми, чего совершенно нельзя сказать о её цубе, которая выглядит очень грубой и сделана всего лишь посредством кузнечной ковки. Тут мы встречаемся с интересным явлением японской культуры: старое всегда ценилось японцами больше нового. Поэтому-то они берегли цубы от старых мечей и, если уж не могли сохранить их клинки (случалось и часто, что они просто ломались!), но сохраняли цубу и переставляли старую цубу на новые мечи в течение нескольких поколений!

Вот и на этом мече цуба по своему внешнему виду вполне может принадлежать мечу XI и даже X века, тогда как сам меч выглядит очень даже новым…

Последним японским военным экспонатом является японская сабля, явный трофей Русско-японской войны. Судя по форме рукоятки, это армейская сабля, поскольку ножны у неё металлические и выкрашены в цвет хаки.


О том, что это армейская, а не полицейская сабля (а они внешне очень похожи), говорит пятилепестковый цветок вишни на накладке эфеса

У полицейских сабель этот же значок состоял из 10 лепестков. Герб Японии – императорская хризантема внутри значка указывает на то, что сабля была произведена на государственном арсенале.


Устье ножен и крепежное кольцо
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх