100 лет исполняется со дня первой победы русских морских летчиков в ходе Первой мировой войны. 17 июля (4 июля по старому стилю) 1916 года четыре гидросамолета М-9 с авианосного судна "Орлица" Балтийского флота защитили от германского авианалета русскую военно-морскую базу на острове Сааремаа (ныне - территория Эстонии). Два кайзеровских самолета были сбиты, русские гидропланы вернулись без потерь.
Морская авиация - род сил ВМФ России, предназначенный для поиска и уничтожения противника, прикрытия группировок кораблей и объектов от ударов с воздуха, а также для ведения воздушной разведки.
Морская авиация функционально подразделяется на несколько родов: морскую ракетоносную, противолодочную, истребительную, разведывательного и вспомогательного назначения. В зависимости от места размещения условно делится на палубную и авиацию берегового базирования.
В составе ВМФ РФ в настоящее время находится один авианосец - тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов". На нем базируются:
палубные истребители Су-33, МиГ-29К/КУБ;
учебно-тренировочные самолеты Су-25УТГ;
многоцелевые корабельные вертолеты Ка-27, Ка-29 и Ка-31.
Ожидается, что в ближайшее время на крейсере будут базироваться ударные вертолеты Ка-52К "Катран". В разработке находятся проекты перспективного авианосца и универсальных десантных кораблей-вертолетоносцев.
На вооружении береговой авиации ВМФ России:
дальние противолодочные самолеты Ту-142 (модификация стратегического бомбардировщика Ту-95);
противолодочные самолеты Ил-20 и Ил-38;
истребители-перехватчики МиГ-31;
транспортные самолеты Ан-12, Ан-24, Ан-26;
вертолеты Ка-52К, Ми-8, Ми-24, Ка-31 и другие.
Истребительная авиация
Су-33
Российский палубный истребитель четвертого поколения, разработанный для ВМФ России в ОКБ Сухого под руководством Михаила Петровича Симонова, ранее известный как Су-27К (по кодификации НАТО: Flanker-D).
Первый полет Су-27К состоялся 17 августа 1987 года, а 1 ноября 1989 года Су-27К впервые в СССР осуществил взлет и посадку на авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов".
Принят на вооружение 31 августа 1998 года и с тех пор является основным самолетом палубной авиации ВМФ России.
Самолет управляется одним пилотом, имеет на вооружении встроенную 30-мм пушку ГШ-30-1, управляемые ракеты класса "воздух-воздух", неуправляемые ракеты, а также авиабомбы.
Максимальная скорость истребителя составляет 2300 км/ч, практический потолок - 17 000 метров, дальность полета - 3000 км.
Из 26 серийных машин 4 самолета потеряны в авариях.
Су-33 входят в состав крейсера "Адмирал Кузнецов".
МиГ-29К
МиГ-29К/КУБ
Российский палубный многоцелевой истребитель четвертого поколения, являющийся дальнейшим развитием МиГ-29 (по кодификации НАТО: Fulcrum-D).
Истребители палубного базирования представляют собой многофункциональные всепогодные машины поколения 4++. В их задачу входит противовоздушная и противокорабельная оборона соединения кораблей, нанесение ударов по наземным объектам противника.
МиГ-29К могут базироваться на авианесущих кораблях, способных принимать самолеты массой свыше 20 тонн, оборудованных взлетным трамплином и посадочным аэрофинишером, а также на наземных аэродромах.
Самолеты вооружены управляемыми ракетами РВВ-АЕ и Р-73Э для воздушного боя, противокорабельными ракетами Х-31А и Х-35, противорадиолокационными ракетами Х-31П и корректируемыми авиабомбами КАБ-500Кр для поражения наземных и надводных целей.
Максимальная скорость полета составляет 2300 км/ч, практический потолок - 17500 м, дальность полета - 2000 км.
Планируется, что в дальнейшем основу палубной истребительной авиации России составят самолеты МиГ-29К/КУБ.
Истребители МиГ-29К/КУБ введены в состав корабельного палубного авиаполка, несущего службу на крейсере "Адмирал Кузнецов", не вместо имеющихся у него Су-33 и Су-25УТГ, а в дополнение к ним и будут применяться совместно с ними.
Ударные и учебно-боевые самолеты
Су-24
Всепогодный фронтовой бомбардировщик. Предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов по наземным и надводным целям, в том числе на малых высотах.
Первый полет прототип (Т-6) совершил 2 июля 1967 года. Принят на вооружение ВВС СССР 4 февраля 1975 года.
Серийно строился в 1971-1993 годах в Комсомольске-на-Амуре и Новосибирске. Всего выпущено около 1400 самолетов.
Максимальная скорость - 1400 км/ч, практическая дальность - 2850 км, практический потолок - 11 тысяч метров. Экипаж - 2 человека.
Вооружение - пушка калибра 23 мм, на 8 точках подвески самолет может нести ракеты "воздух-поверхность" и "воздух-воздух", неуправляемые и корректируемые авиационные бомбы и снаряды, съемные пушечные установки. На борту может нести тактические ядерные бомбы.
Порядка 120 модифицированных единиц планируется заменить на Су-34 к 2020 году.
Истребитель Су-25УТГ
Су-25УТГ
Учебно-тренировочный самолет на базе учебно-боевого штурмовика Су-25УБ. Отличается от него отсутствием прицельного оборудования, блоков системы управления оружием, пушечной установки с пушкой, балочных держателей и пилонов, бронеэкранов двигателей, радиостанции связи с сухопутными войсками, блоков и элементов системы обороны.
Первый летающий образец был создан на базе Су-25УБ (Т8-УТГ1) в начале 1988 года.
В 1989-1990 годах была выпущена первая партия из 10 самолетов.
В 1991-1995 годах была построена вторая и последняя партия из пяти Су-25УТГ.
Максимальная скорость - 1000 км/ч, практическая дальность - 1850 км, практический потолок - 7000 метров. Экипаж - 2 человека.
Стоит на вооружении в 279-м корабельном истребительном авиационном полку авиации Северного флота, а также смешанного авиакрыла 859-го центра боевого применения и переучивания летного состава в Ейске.
Противолодочные самолеты
Бе-12
Бе-12
Противолодочный самолет-амфибия (по кодификации НАТО: Mail).
В октябре 1960 года самолет осуществил свой первый полет, а с 1963 года стал поступать на вооружение авиации ВМФ. Создан в ОКБ имени Г. М. Бериева.
На самолете-амфибии установлен комплект целевого оборудования, позволяющего вести поиск и борьбу с подводными лодками противника.
Максимальная скорость - 550 км/ч, практический потолок - 12100 метров, максимальная дальность полета - 4000 км.
По состоянию на 2015 год на вооружении морской авиация ВМФ РФ состоит 7 самолетов Бе-12.
Ил-38Н
Ил-38
Противолодочный самолет, разработанный в ОКБ имени С. В. Ильюшина на основе пассажирского Ил-18В (по кодификации НАТО: May).
Самолет предназначен для самостоятельного или совместного с противолодочными кораблями поиска и уничтожения подводных лодок, морской разведки, поисково-спасательных операций и постановки минных заграждений.
Первый полет выполнен 27 сентября 1961 года. Всего построено 65 машин.
Экипаж - 7 человек. Максимальная скорость - 650 км/ч, максимальная дальность полета - 9500 км, практический потолок - 8000 метров.
Вооружен противолодочными торпедами, противолодочными бомбами и морскими минами.
В 2015 году "Авиационный комплекс им. Ильюшина" завершил выполнение контракта на ремонт и модернизацию пяти самолетов Ил-38 до уровня Ил-38Н.
Ту-142М
Ту-142
Российский дальний противолодочный самолет (по кодификации НАТО: Bear-F).
Применяется для дальней океанской разведки, визуальной или радиотехнической, для дежурства в системе поисково-спасательной службы, и только потом, для поиска и слежения за атомными подводными лодками с баллистическими ракетами.
Первый Ту-142 завод № 86 в Таганроге выпустил в 1975 году. Последний самолет Ту-142М3 покинул сборочный цех в 1994 году.
Всего в 1968-1994 годах было изготовлено около 100 экземпляров Ту-142 различных модификаций.
Экипаж - 9 человек. Максимальная скорость - 855 км/ч, практический потолок - 13500 метров.
Вооружен взрывными сбрасываемыми источниками звука, торпедами, противолодочными авиационными ракетами, противолодочными и практическими бомбами, а также морскими минами.
Для обороны применяется стрелково-пушечная кормовая установка с двумя пушками АМ-23 или ГШ-23Л, а также комплекс средств радиопротиводействия.
На вооружении ВМФ России стоит по одной эскадрилье на Северном и Тихоокеанском флотах.
В 2013 году стало известно, что в России разрабатывается новый противолодочный самолет на замену Ту-142М3.
Транспортная авиация
Ан-12
Военно-транспортный самолет, разработанный в ОКБ им. О. К. Антонова (по кодификации НАТО: Cub - "Юнец").
Первый Ан-12 взлетел в Иркутске 16 декабря 1957 года. Самолет зарекомендовал себя как очень надежный аппарат, способный работать в сложных климатических условиях и неприхотливый в обслуживании.
Самолет активно применялся в военных целях, в чрезвычайных ситуациях, для переброски военной техники и личного состава, также для пассажирских и грузовых перевозок, поиска и спасания космических объектов, экипажей пилотируемых космических кораблей и воздушных судов, терпящих бедствие.
Артиллерийское вооружение самолета состоит из пушечного вооружения ПВ-23У, которое включает в себя кормовую башню ДБ-65У с двумя 23-мм пушками АМ-23, электросистему дистанционного управления башней и прицельно-вычислительный блок.
Кроме того, может нести на борту до 70 осколочно-фугасных или зажигательных авиабомб калибра 100 кг.
Максимальная скорость полета - 660 км/ч, практический потолок - до 10 000 м, дальность полета - до 5530 км.
Ан-26
Ан-26
Военно-транспортный самолет, разработанный в ОКБ им. О. К. Антонов (по кодификации НАТО: Curl - "Вихрь", в народе - Горбатый, Фантомас, Настя, Настенька).
Является модификацией исходной модели Ан-24.
Экипаж самолета - 6 человек. Может нести на борту 38 человек личного состава или до 30 десантников.
Максимальная скорость - 540 км/ч, дальность полета - до 2660 км, практический потолок - 7300 м.
Также может оснащаться авиабомбами калибром до 500 кг.
Вертолеты
Ка-27
Ка-27
Корабельный противолодочный вертолет (по кодификации НАТО: Helix - "Спираль").
Предназначен для решения задач противолодочной обороны флота с базированием на кораблях различного класса, в том числе на авианесущих кораблях.
Вертолет способен обнаруживать современные подводные и надводные цели, передавать данные о них на корабельные и береговые пункты слежения, а также атаковать их с применением бортового вооружения.
14 апреля 1981 года был принят на вооружение.
Для уничтожения подводных лодок к вертолету могут подвешиваться противолодочные торпеды АТ-1МВ, ракеты АПР-23 и свободнопадающие противолодочные авиабомбы ПЛАБ калибра 50 и 250 кг.
Экипаж - 3 человека, максимальная скорость - 270 км/ч, практическая дальность полета - до 900 км, практический потолок - 5000 м.
Перспективный вертолет морской авиации, который разрабатывается на смену многоцелевому Ка-27, получил шифр "Минога".
Вертолет Ка-52K (корабельный)
Ка-52К
Ка-52 - многоцелевой ударный вертолет, является модернизацией "Черной акулы". Разработан в Москве конструкторским бюро ОАО "Камов".
Предназначен для уничтожения танков, бронированной и небронированной боевой техники, живой силы и вертолетов противника в любых погодных условиях и в любое время суток.
Может обеспечивать огневую поддержку десанта, производить патрулирование и сопровождение военных колонн.
Первый полет совершил 25 июня 1997 года. Серийно производится с 2008 года.
Ка-52 - вертолет с соосным расположением несущих трехлопастных винтов, двумя газотурбинными двигателями, прямым крылом, развитым вертикальным и горизонтальным оперением и убирающимся в полете трехопорным шасси.
Ка-52К - вертолет корабельного базирования.
Экипаж состоит из двух человек. Максимальная скорость - 300 км/ч, практическая дальность - 1 тыс. 160 км, практический потолок - 5,5 тыс. метров.
Оснащен пушкой калибра 30 мм, управляемыми и неуправляемыми ракетами до 2 тыс. кг на 4 узлах подвески.
По словам замминистра обороны Юрия Борисова, Ка-52, продемонстрировавший свои высокие боевые качества в ходе сирийской кампании, имеет серьезный модернизационный потенциал.
В 2015 году Россия заключила контракт с Египтом на поставку 46 вертолетов Ка-52 "Аллигатор". Также могут поставить корабельные Ка-52К "Катран", разработанные под вертолетоносцы типа "Мистраль".
Первоисточник //tass.ru/armiya-i-opk/2115087
Свежие комментарии