«Теперь пойди, начертай это на доске у них, и впиши это в книгу, чтобы осталось на будущее время, навсегда, навеки.»
Книга Исхода, 30:8
«Иногда шаг вперёд есть результат хорошего пинка в зад.»
М. Задорнов, 2004 г.
Книга Исхода, 30:8
«Иногда шаг вперёд есть результат хорошего пинка в зад.»
М. Задорнов, 2004 г.
Наука и техника вчера, сегодня и завтра. А было так, что я вёл на Пензенском телевидении и города Самары (тогда Куйбышев) телепередачи для детей: в Пензе с 1980 по 1991 год, а в Самаре с 1985 по 1989-ый. И были они на самые разные темы, но особенностью каждой был рассказ о какой-нибудь самоделке, которая тут же на глазах у детей и изготовлялась. Передача шла ровно 30 минут, и нужно было исключительно точно всё рассчитать, чтобы комбинируя четверть и полуготовые детали, соединить их в одно целое за это небольшое время, да ещё и показать самоделку в действии. «Карета для Золушки» должна была поехать, жук-виброход – побежать, метательная модель планера – взмыть в воздух, а пришелец из космоса – а был у меня и такой сюжет – появиться в студии из летающей тарелки и сказать совершенно жуткую фразу: «Анта! Одели! Ута!».
За некоторые самоделки-игрушки, ну, например, вот за этот плавающий танк, что вы видите на фото внизу, мне (вместе с инженером Кайе В.А.) потом даже давали свидетельства на промышленные образцы – принятую в СССР привилегию на дизайн и устройство того или иного предмета либо механизма, которые можно было бы производить.
Плавающий танк-амфибия. Внешний вид
А это на него авторское свидетельство на промышленный образец
Понятно, что никто наши разработки всерьёз не принимал и производить не собирался, но они давали нам небольшой приработок – 80 руб. вот за эту красивую гербовую бумагу, которые мы честно делили поровну.
А так как мне с 1985 по 1988 год пришлось писать кандидатскую диссертацию по истории партийного руководства НИРС, то по ходу дела пришлось мне познакомиться и с ТРИЗом – очень популярной в те годы теорией (и практикой) решения изобретательских задач. Причём одной из интереснейших сторон ТРИЗа было решение задач, содержащих в себе некий парадокс. Например, когда предмет должен был одновременно быть большим и маленьким, длинным и коротким (лучшее решение – раздвижная ручка-указка из вставляющихся друг в другу трубочек), высоким и низким. В одной из передач как раз и рассказывалось о решении таких задач при помощи ТРИЗа.
Как всегда, детям было предложено написать в адрес передачи письма, и вот в одном таком письме один мальчик задал вопрос – а как сделать танк, который был бы и высоким (с высоты хорошо всё видно), и низким, чтобы легче было маскироваться.
Начал я думать, потом пошёл в «Детский мир», купил там дистанционно управляемый игрушечный танк и на его основе сделал модель танка с поднимающейся башней! Причём он, как и прежде, мог ездить вперёд-назад и поворачивать вправо-влево, но к его трехжильному кабелю я приделал ещё два проводка и тумблер-переключатель. И когда я его включал – башня танка за счёт работы установленного в корпусе дополнительного микромоторчика поднималась, а когда менял полярность – опускалась. Внешне всё это выглядело очень эффектно, и передача удалась на славу! Потом я вставил этот танк в очередную, уже четвертую по счёту книгу по детскому техническому творчеству для издательства «Просвещение», но… из-за событий 1993 года издательство не смогло её напечатать. Неустойку оно, конечно, заплатило, дай бог каждому, но… все схемы и рисунки так у него и остались.
Но сама идея мне лично очень понравилась. И когда уже где-то в 2005 году я принялся за книгу «Танки ИФ» (то есть «Танки «Если»), о тех машинах, которые могли бы появиться, но так и не появились – прежде всего в силу человеческой глупости, я этот танк с поднимающейся башней в неё вставил. Самое интересное, что там же я ещё и написал, что… принимать их на вооружение совсем необязательно. Главное – показать на одном из парадов на Красной площади, причём так, чтобы проходя по ней, они прямо на ходу подняли бы свои башни.
Танк с поднимающейся башней. Иллюстрация А. Шепса из книги «Танки уникальные и парадоксальные» (Изд-во АСТ, 2007 г.)
Кстати, благодаря тому, что башня эта может не только подниматься, но ещё и поворачиваться на своих осях в вертикальной плоскости, угол подъёма её мог бы достигать 85 градусов, а снижения – больше 30-ти, то есть от него ни в небе нельзя было бы спрятаться, ни на дне траншеи укрыться!
А пока А. Шепс по моему эскизу его рисовал, мне пришла в голову ещё одна мысль: а что если не поднимать башню, а поднять с того же танка в небо привязной беспилотный летательный аппарат с двумя соосными несущими винтами и внешним питанием по кабелю?
Понятно, что очень уж высоко ему не взлететь – вес кабеля к земле потянет, но вот на высоту стандартной советской телебашни (180 м) такой дрон вполне мог бы подняться, а уж оттуда ему все окрестности были бы видны как на ладони. Ну а если ещё вооружить его двумя пусковыми контейнерами для ПТУРов, то он бы стал ещё и впечатляющим оружием такого танка «спецназначения», вот ведь оно как.
Тут же я поставил об этом в известность Арона Соломоновича, и… результат его работы от 2007 года вы можете посмотреть на нижнем рисунке. Несколько архаичным смотрится наш беспилотник, что и говорить. Ну, никак ни он, ни я не могли тогда предвидеть, что квадрокоптеры по цене от 5 тысяч рублей и до 150 тысяч, а то и более, можно будет запросто купить в магазине. Вот так пошёл и… купил, а потом запускай его в своё удовольствие. Ну и о том, каков будет их внешний вид, мы тоже могли в то время только лишь догадываться.
Интересно, что в этой же самой книге «Танки уникальные и парадоксальные» была практически полностью приведена статья генерал-полковника С. А. Маева – начальника Главного автобронетанкового управления Министерства обороны РФ. Статья называлась «Состояние и перспективы развития зарубежного и отечественного бронетанкового вооружения и техники в первой четверти ХХI века»//«Вооружение, политика, конверсия. № 3, 2001. С. 3-13. Много он там всего написал вплоть до 2025 года, но… не было в его «предвидениях» ни слова про всё возрастающую роль БПЛА, а уж о том, каким серьёзным они окажутся оружием против танков, он – главный танкист страны, даже и помыслить не мог. Хотя писал о прогнозах. То есть, очень мягко говоря, «прогнозер» из него получился «не очень».
Так что далеко не всегда «записные специалисты» способны предвидеть то, что вполне может быть, а уж делать на основе этих предвидений нужные выводы – тем более.
Но вот открываем очередной номер журнала «Моделист-конструктор» (№ 7 за 2017 год), который как выходил в СССР, так точно так же выходит и сегодня, и читаем в нём в материале «Бронеколлекции»: «Суперсовременная машина для сетецентрической войны» буквально следующее:
«Для этих же целей танк способен использовать и такое чудо техники, как БПЛА «Птеродактиль». Разработан он кафедрой «Авиационные робототехнические системы» Московского авиационного института. Беспилотник создан по схеме конвертоплана и оснащен поворотными винтомоторными группами, благодаря чему получил уникальные возможности: он способен зависать на месте или совершать маневры, свойственные вертолетам. Кроме того, обеспечен горизонтальный полет. В зависимости от поставленных задач и особенностей сложившейся обстановки, оператор дрона может выбирать наиболее подходящий режим его работы. БПЛА соединяется с «Арматой» кабелем, по которому получает электропитание и передает данные с инфракрасного прибора наведения и корректировки, а также встроенной РЛС воздушной разведки. Наличие кабеля, соединяющего «Птеродактиль» с машиной, ограничивает высоту и радиус его полета 50-100 метрами, но позволяет ему беспредельно долго находиться в воздухе, перемещаясь за танком с его скоростью и быть более защищенным от средств радиоэлектронной борьбы. БПЛА расширяет видение горизонта экипажем «Арматы» до 26-37 км и помогает своими приборами отследить цели на дальности до десяти километров. Танк же при этом может находиться за укрытием и оставаться вне зоны поражения от прямого огня противника.»
Правда, пока ещё «Армата» в бой не вступила и, возможно, что и не вступит. Но вот производство привязных БПЛА у нас уже началось, о чём совсем недавно ВО рассказывало. Сообщалось, что принято решение о производстве 50 таких БПЛА для последующего их использования в зоне спецоперации.
В материале на ВО отмечалось, что привязные дроны идут на смену беспилотным летательным аппаратам старого типа, которым требуется топливо либо батареи питания. Новые БПЛА подключают к электростанции на земле с помощью кабеля, по которому они и питание с земли получают, и обеспечивается их связь с командным пунктом.
То есть в данном случае именно моё предвидение оправдалось на… все 100 %! Приятно, что говорить.
Вот она, это машина с кабельным беспилотником на крыше боевого отделения. Иллюстрация А. Шепса из книги «Танки уникальные и парадоксальные», М., АСТ, 2007 г.
Но время на месте не стоит. Наш предыдущий проект устарел, и мы подумали и предлагаем новый. Поскольку современные БМП практически перестали использоваться для перевозки десанта, а применяются главным образом в качестве ударного средства, то… нечего людей в эту «железную коробку» и пихать! Пусть это будет именно «боевая машина пехоты», вот только сражаться с противником она должна будет при помощи дронов. На значительном расстоянии. А вблизи – пусть на ней стоит всё та же 30-мм пушка и пусковая установка для ПТУРС «Фагот».
Первый вариант имел семикатковое шасси и боевое отделение позади башни, рассчитанное на четыре БПЛА – два привязных и два «свободного полета». Привязные – разведывательно-боевого предназначения. Это глаза и уши нашего БМП. Как и «Птеродактиль», они могут передвигаться вслед за своей машиной, получая питание по кабелю. Понятно, что в этом случае им гарантируется абсолютная помехоустойчивость, а уж находиться в небе они смогут столько, сколько потребуется. При посадке кабель сматывается на катушку, и дрон «приземляется» непосредственно внутрь боевого отделения
БПЛА свободного полета летают свободно. При этом и «привязные», и «свободные» имеют на вооружении по две пусковые трубы для запуска реактивных управляемых снарядов. Причём управляться они могут даже… по проводам, то есть обладать абсолютной помехоустойчивостью. Также они могут вооружаться и кинетическими (пока ещё не применяющимися) снарядами с высокой скоростью полета, выстреливающимися из безоткатного ствола, что для дрона-квадрокоптера очень и очень важно. Но тут свою роль будет играть вес такого ствола. Всё-таки пусковой контейнер из пластика значительно легче!
Второй вариант короче на один каток, а всё потому, что в воспоминаниях А. А. Благонравова, одного из создателей БМП-2, я нашёл упоминание о том, что «военные семикаткового шасси на БМП не любят». И что если эта «нелюбовь» сохранилась вплоть до настоящего времени?
Поэтому длина ходовой части была немного убавлена, а количество дронов, находящихся в боевом отделении, сокращено до трех. Один привязной и два свободного полета. Вооружение то же самое. Экипаж машины четыре человека: водитель, командир, оператор башни и оператор дронов и… всё! Насколько в будущем всё будет так, сказать, конечно, трудно. Но то, что ту же «Армату» оснастили (по крайней мере, так говорят!) привязным БПЛА «Птеродактиль» и начинают выпуск привязных дронов, о чём тот же Маев даже и подумать 20 лет назад не мог, говорит о том, что в будущем возможно всё!
P.S. Все рисунки художника А. Шепса.
Продолжение следует…
- Автор:
- Вячеслав Шпаковский
Свежие комментарии