8-го февраля командарм Конной армии Буденный получил от командующего фронтом директиву № 19/оп, в которой Конной армии ставилась задача: форсированным маршем через хут. Сусатский к 14-му февраля сосредоточиться в хут. Шира-Булукский, ст. Платовская — и быть готовой к удару в направлении станции Тихорецкая.
Армия получала возможность широкого и гибкого маневра, действий на наиболее уязвимом для противника направлении — на стыке Донской и Кубанской армий. С выходом на глубокие тылы последних.
Несмотря на большие трудности: морозы, метели, глубокие снега, недостаток крупных населенных пунктов на переходе, перебои с фуражом и недостаток воды, — Конная армия в течение трех суток проделала 140-километровый марш — и к вечеру 14-го февраля вышла в исходное положение в район ст. Платовской.
В ее составе: 4-я, 6-я и 11-я кавалерийские дивизии из трех кавалерийских бригад по 2 кавалерийских полка и конно-артиллерийского дивизиона (12 орудий) в каждой. Полки 4-й и 6-й кавалерийских дивизий имели по пять эскадронов, пулеметные команды 16 — 20 станковых пулеметов и команду разведчиков силой в эскадрон. Менее сильной была 11-я кавалерийская дивизия, имевшая 4-эскадронные полки и пулеметные команды в 10 — 16 пулеметов.
В целом Конная армия имела около 10-ти тыс. сабель, около 300 станковых пулеметов и 36 орудий, из них 12 конно-горных (в 11-й кавалерийской дивизии). Имевшиеся в 4-й и 6-й кавалерийских дивизиях авто-бронеотряды из-за глубоких снегов участия в боях принять не смогли, и были отправлены в тыл. Боевой авиации Конная армия в этот период не имела. Части отличались высокой боеспособностью.
14-го февраля Буденный в ст. Платовской получил директиву комфронта № 42/п. Эта директива ставила Конной армии задачу: энергичным ударом разрезать стык Донской и Кубанской армий и 21-го февраля прорваться в район станции Тихорецкой.
К моменту получения этой директивы, правее, в районе хут. Дальний, Жеребков — находились войска красной 9-й армии, а перед расположением Конной армии и левее действовали части красной 10-й армии в составе 20-й, 50-й и 28-й стрелковых дивизий. Еще левее – 34-я и 32-я стрелковые дивизии красной 11-й армии.
Со стороны белых против 9-й армии действовали 2-й, 3-й и 4-й Донские корпуса Донской армии, а на фронте 10-й армии находились остатки 2-го, 3-го и 5-го Кубанских корпусов Кубанской армии. Более солидную силу представлял собой 1-й Кубанский корпус, прикрывавший Тихорецкое направление — оседлав железную дорогу Великокняжеская — Тихорецкая. По составу и боеспособности он представлял собой значительную боевую силу.
Но силы противника, которые противостояли Конной армии, которой предстояло действовать совместно с частями красной 10-й армии, были невелики, и Буденный рассчитывал на несомненный успех.
14-го февраля был отдан приказ Конной армии № 021, ставивший дивизиям следующие задачи: 4-й – 15-го февраля переправиться по Казенному мосту через р. Маныч и к вечеру достичь Екатериновки, ведя разведку в направлении Ново-Егорлыкская — Сандата; 6-я кавалерийская дивизия, двигаясь за 4-й, должна была ее поддерживать; 11-я кавалерийская дивизия составляла армейский резерв.
С утра 15-го февраля дивизии Конной армии начали наступление. 4-я кавалерийская дивизия вошла в соприкосновение с подразделениями 28-й стрелковой дивизии (начальник которой Азин попал в плен). Учитывая сложную обстановку на передовой, Буденный приказал авангардным частям ускорить марш. К 20-ти часам, после 45-километрового марша по глубокому снегу при сильном морозе, две передовые бригады 4-й и 6-й кавалерийских дивизий подошли к дер. Шаблиевке — где вели наступление части 50-й стрелковой дивизии. Оттянув пехоту из боя, командование Конной армии ввело в бой свои передовые бригады.
После короткого огневого боя, спешенные части конницы перешли в решительное наступление, а из-за их флангов, охватывая Шаблиевку с юга и севера, перешли в атаку конные части.
Наступление увенчалось полным успехом. Находившиеся в Шаблиевке батальоны кубанцев, действовавшие при поддержке двух бронепоездов, спешно отошли на Торговую.
Части Конной армии, вследствие сильного переутомления, заночевали в Шаблиевке вместе с частями 50-й стрелковой дивизии.
Вечером 16-го февраля наступавшие на Торговую части 20-й стрелковой дивизии, встретив сильное сопротивление, залегли в окопах, сделанных из снега. Начдив-20 обратился за поддержкой к Буденному.
Т. к. ночные действия конницы, в условиях глубокого снега и мороза, были сопряжены с большими трудностями, Буденный решил начать наступление на Торговую с утра 17-го февраля. Он приказал начдиву-4 для поддержки 20-й дивизии выделить два самых свежих эскадрона. Эта поддержка была скорее моральной, но имела большое значение. С подходом этих эскадронов части 20-й стрелковой дивизии, полагая, что к ним подходят на поддержку крупные силы конницы, в порыве боевого воодушевления перешли в решительное наступление. Лихим ночным налетом несколько батальонов 20-й дивизии смяли кубанских пластунов и заняли ст. Торговую и прилегавшее к ней огромное село Воронцовское.
Здесь 17-го февраля сосредоточились части 4-й и 6-й кавалерийских дивизий Конной армии и 50-я стрелковая дивизия. Резерв Конной армии — 11 кавалерийская дивизия — сосредоточился в Шаблиевке.
Учитывая сложившуюся обстановку, Буденный подчинил себе в оперативном отношении 20-ю, 50-ю и 34-ю стрелковые дивизии. Получилась мощная оперативная группа — что имело важное тактическое значение.
В это время, в целях маскировки переброски Конной армии, командование фронтом приказало конному корпусу Думенко произвести налет в тыл противнику — в районе хут. Веселый. Но донская конница нанесла Думенко сильный контрудар — и отбросила его на север, в хут. Сусатский.
Деникин к этому времени намечал общее наступление — с главным ударом через ст. Багаевскую, в обход Новочеркасска с востока для занятия последнего и выхода в тыл Ростовской группе красных войск.
Удачная операция против конного корпуса Думенко окрылила донцов, но как гром поразила Деникина — Конной армии не оказалось в прежнем районе, она очутилась в районе Великокняжеской и целилась в самое сердце белого фронта — на Тихорецкую.
Этот демарш Конной армии опрокинул стратегические расчеты Деникина. Наступление на север пришлось отменить. Деникин спешно организует сильную конную группу из 2-го и 4-го Донских корпусов (10 — 12 тысяч сабель) — и под командованием генерала Павлова из района хут. Процыков бросает ее против Буденного.
Задача группы Павлова заключалась в быстром выходе в район станиц Платовской и Великокняжеской для разгрома тылов частей 10-й и 1-й Конной армий и перекрытия их путей отхода. Столкновения 1-й Конной армии с конной группой генерала Павлова были решающими для обеих сторон в данной операции.
Мы подробно писали о действиях группы Павлова и 1-й Конной армии в этих событиях (см. Кавалерийские звёзды ВСЮР. Ч. 2. Конные армии барона Врангеля и генерала Павлова). Н. Е. Какурин и И. И. Вацетис отмечали, что последней отводилась роль «хирургического ножа» — который должен был, сбивая и разрезая фланги Донской и Кавказской (Кубанской) армий, к 21-му февраля прорваться к Тихорецкой.
Столкновение красной и белой конниц определило судьбу кампании. Последняя, обрушившись на конные дивизии Блинова и Гая (10-я армия), опрокинула их. Под удар попали 28-я стрелковая дивизия и 1-я Конная армия – последняя под станицей Шаблиевской.
Но неудачный рейд Павлова, понесшего большие потери замерзшими и обмороженными, поставил крест на смелой операции командования ВСЮР.
Встречное столкновение с конной группой Павлова, 25 февраля 1920 г.
Тем не менее, конная группа Павлова отведена для приведения в порядок – ей еще предстояли активные действия.
А 1-я Конная армия временно приступила к выполнению оборонительных задач.
Продолжение следует...
- Автор:
- Олейников Алексей
Свежие комментарии