На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 379 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Бунцов
    А гражданам России атомэнергосбыт присылает в сельской местности даже счёт в 12 копеек по счётчикам с датчиком тока н...1 : 0 в пользу Аб...
  • Евгений Алексеенко
    Прогнило уже давно,надо вводить ротацию кадров,как это было при Сталине и ограничить срок пребывания у власти иначе п..."ДЛЯ ЧЕГО Я БЫЛ О...
  • Sergey Ivanov
    А вот это вы зря! Сколько уже говорено по телеку, что ОН у нас ОДИН! Не будет ЕГО- погибнет матушка- Русь! Так что в ...1 : 0 в пользу Аб...

Тайны «Лейтенанта Зацаренного»



На дне Черного моря недалеко от острова Змеиный подводными археологами был обнаружен корабль. Это был «Лейтенант Зацаренный». Судно затонуло 30 июня 1917 года, подорвавшись на немецкой мине. Чем же примечателен это корабль?

Строительство эсминца «Лейтенант Зацаренный» было начато в 1906 году в Николаеве на заводе «Наваль» и осуществлялось в рамках судостроительной программы 1903-1923 годов. Эта программа предполагала создание четырех 350-тонных кораблей с целью доведения численности эсминцев императорского флота до 20 судов.

Но Русско-японская война продемонстрировала значительное количество недостатков эсминцев подобного типа, поэтому возникла необходимость во внесении немедленных корректировок в сам проект. Так, в ноябре 1904 года было принято решение об увеличении водоизмещения кораблей до 570 тонн, таким образом, переводя их в класс минных крейсеров.

За основу нового судна был взят минный крейсер «Всадник». По его типу были разработаны чертежи, в которых предусматривалось увеличение размеров, большие объемы топлива и, соответственно, большая дальность плавания. До октября 1907 года «Лейтенант Зацаренный» относился к минным крейсерам, но ко времени спуска на воду он был переквалифицирован как эскадренный миноносец.

Свое название корабль получил от имени одного из героев русско-турецкой войны, Зацаренного Измаила Максимовича – российского морского офицера, капитана второго ранга. Он окончил Морское училище и в 1870 году отправился к устью Амура, где проходил службу на судах «Абрек», «Богатырь» и «Витязь». В 1872 году был возведен в чин мичмана. Спустя два года снова вернулся на Балтийское море. По окончании в 1877 году Минного класса добровольно направился на Черное море, где в самом разгаре была русско-турецкая война. Его заслуги в эти годы неоценимы – именно благодаря ему применение минного оружия русскими войсками было успешным. Офицер занимал многие должности, в частности, начальника рейдовой минной партии, старшего офицера «Дмитрия Донского», командира монитора «Броненосец». Измаил Зацаренный был награжден орденом Святого Георгия четвертой степени, а также получил Золотое оружие «За храбрость».

Миноносец «Лейтенант Зацаренный» был принят в строй согласно указу И.Г.Васильева (капитана первого ранга, начальника дивизиона эскадренных миноносцев) 3 октября 1909 года. Кроме него в дивизион также вошли «Капитан Сакен», «Лейтенант Шестаков» и «Капитан-лейтенант Баранов».
Когда началась Первая мировая война, эсминец был отправлен на капитальный ремонт механизмов и корпуса. Кроме уже имеющихся двух 120-миллиметровых орудий были установлены также две 47-миллиметровых пушки. Было увеличено и количество мин заграждения (их стало 50), а также была увеличена мощность радиостанции в два раза.

За годы войны эсминец принимал участие в операциях на Анатолийских коммуникациях турок, находился на блокадной службе возле Зонгулдака, участвовал в обстрелах укреплений и портовых сооружений, осуществлял прикрытие действий других сил флота, проводил высадки диверсионных групп и принимал участие в конвоировании транспорта с войсками Кавказского фронта.

В 1916 году принимал участие в Трапезундской наступательной операции. В 1917 году судно стало кораблем-флагманом князя Н.С.Путятина.

23 июня 1917 года в устье Дуная было выставлено 70 мин германо-турецким крейсером «Бреслау». После этого был обстрелян маяк и радиостанция острова Федониси. Более того, на острове высадился десант, и 11 человек из островного гарнизона попали в плен. По возвращении назад «Бреслау» поставил еще 10 мин недалеко от острова, которые в итоге не были обнаружены.

Экипажу «Лейтенанта Зацаренного», который находился в то время в Одессе, был отдан приказ транспортировать на остров необходимое оборудование для восстановления и команду. 30 июня корабль находился недалеко от Федониси, где и подорвался на мине.

В результате нос корабля вместе с первой трубой и носовой кочегаркой пошли ко дну, а корма еще некоторое время находилась на плаву. Тральщики, которые находились недалеко от места происшествия, подошли к эсминцу и попытались отбуксировать корму. Но эта попытка не увенчалась успехом, корабль затонул. Взрыв унес жизни трех офицеров и 34 человек личного состава команды корабля.

Долгое время было неизвестно, где именно затонул «Лейтенант Зацаренный». О самой гибели эсминца неоднократно упоминалось не только в специализированной военной, но и в кораблестроительной литературе. И даже несмотря на то что свидетели указали достаточно точные координаты места, где пошла на дно кормовая часть судна, его поиски продолжались на протяжении многих лет. В итоге корабль был обнаружен только в 2008 году участниками клуба «Посейдон». Он лежит на глубине 40 метров недалеко от острова Змеиный. С этого момента начались всевозможные исследования «Лейтенанта Зацаренного».

Тайны «Лейтенанта Зацаренного»


Несмотря на то что корабль весь укрыт водорослями, на судне сохранилось достаточно много всего: и двухметровые торпеды, и артиллерийские пушки. Исследователей очень удивил тот факт, что им удалось обнаружить в полной целости газеты и пластинки.

Неудивительно, что исследователи испытывают большое чувство гордости по поводу своей находки, поскольку из 4 кораблей, которые были построены, удалось обнаружить только этот.

Но наиболее ценной находкой историки считают исторические документы, которые удалось обнаружить на корабле, и изучение которых может в корне изменить представление о ходе событий тех времен.

Несмотря на то что книги и документы были обнаружены почти 4 года назад, возможность прочесть их появилась только сейчас, поскольку все это время велись работы по поднятию их с затонувшего корабля.

Как отмечает историк Игорь Алексеев, на «Лейтенанте Зацаренном» были обнаружены книги, которым уже более 90 лет, а также ценные исторические материалы – рукописный свод приказов по Черноморскому Флоту за 1916-1917 годы. По его словам, этот документ поистине уникален, поскольку на нем нет отпечатка цензуры последующих лет. Алексеев также отметил, что украинские ученые планируют в скором времени восстановить, а затем и прочесть все материалы, которые удалось обнаружить.

В настоящее время в Одессе происходит кампания, нацеленная на открытие мемориального памятника, посвященного «Лейтенанту Зацаренному». Ранее его планировалось разместить на территории Одесского морского торгового порта, однако руководство отказало в поддержке данной инициативы. Вместо этого представители руководства порта внесли предложение разместить табличку с названием корабля и обломки корабля где-нибудь в другом месте. Причины такого своего поступка они объяснили просто: в порту и так много мемориальных досок, поэтому еще для одной места нет…

Как говорится, без комментариев…
Автор:
Валерий Бовал
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх