Часть четвёртая, заключительная.
Первая часть здесь
Вторая часть здесь
Третья часть здесь
Эпизод 16. «Пешком по танковому»
Занятия по тактике. Ведёт полковник Иванов (так и велел записать в тетради по тактике: Фамилия преподавателя – полковник Иванов).
Повторюсь: мой отец – военный лётчик. Неоднократно видел, как батя учил других летунов (и его, я думаю, так учили) – «пешком по лётному». Это либо руками показывать эволюции самолётов,
либо с самолётиками в руках (отец на фото слева), либо группа товарищей бегает друг за другом, перестраиваясь так, как потом будут перестраиваться в воздухе.
Оказывается, так же учили танкистов. «Пешком по танковому». Лично мне пришлось пережить два урока полковника Иванова (ну как он говорил - фамилия такая).
Урок первый – конец февраля. Снега в Тверской губернии – выше крыши. Звучит команда: «Экипаж, к машине!» Выпрыгиваем из грузовика, мама дорогая – снегу немерянно! Полковник Иванов командует: «Разобраться по экипажам!» Ну то есть по четверо: командир, наводчик, мехвод и заряжающий. Ладно, разобрались. Полковник командует: «Первая машина – вперёд!» Вперёд – это значит в сугроб по уши! Ну куда денешься – тактические учения! И полез первый экипаж в этот сугроб, но тут же звучит команда: «На исходную!»
Полковник Иванов, обращаясь к первому экипажу: «Почему я не слышу звука мотора? Кто мехвод? Ты? Вот ты и должен рычать, как танковый мотор! Понял? –поехали ! На исходную! Кто наводчик? Ты? – почему пушка не стреляет?» В общем, через пару минут все «четыре танка» ползли по уши в снегу с бодрыми «рырыры», «бах-бах», «тра-та-та» и тому подобное.
Но окончание было не совсем похожее на начало.
Перед самым окончанием сборов именно с полковником Ивановым наш взвод выехал на очередные учения по тактике. Команда : «Экипаж, к машине!» Апрель, снега нет – уже легче. А товарищ полковник постелил себе плащ-накидку и так дружественно: «Что стоите - располагайтесь!» Ну мне как всегда больше всех надо:
(Рис. 15)
–Товарищ полковник, а два месяца назад вы нас в сугроб по это самое гоняли…
– Два месяца назад вы были сопливые с прозеленью курсанты. А теперь вы без пяти минут лейтенанты. Понял разницу? Ну иди, отдыхай…
Эпизод 17. «Масло МТ-16п»
Преподаватель военной кафедры МИСиС майор П. (фамилию из-за дальнейших событий не озвучиваю) подружился с прапорщиком Недорезанюком. И вот сидим мы на занятии по матчасти танка, в нужное время бодрым шагом входит майор П. Дежурный рапортует о готовности, майор командует сесть и переходит к лекции:
– Тема сегодняшнего занятия – танковые масла. Основное танковое масло – марки МТ-16П, применяется в следующих системах
В это время приоткрывается дверь вспомогательного помещения (где хранят всякие показательные предметы), из-за двери высовывается голова прапорщика Недорезанюка:
– Товарищ майор, вас к телефону…
– Извините, товарищи курсанты, - и майор скрывается в подсобке.
Я в непонятках: откуда в подсобке телефон? Единственный городской стоит в приёмной командира полка. Но в это время товарищ май ор выходит из подсобки и, слегка откашливаясь:
– На чём я остановился? Масло МТ-16П применяется в системе смазки двигателя, в системе
Но тут снова приоткрывается дверь подсобки:
– Товарищ майор, вас к телефону!
– Извините, товарищи студенты…
На этот раз его не было уже минут пять, и вышел он, слегка покачиваясь:
– На чём я остановился? Дежурный!
– Танковое ма’сло МТ-16П, системы применения…
– Ах да, танковое масло’ МТ–16! Применяется в системах
Снова голова Недорезанюка в дверях:
– Товарищ майор, вас к телефону…
Не говоря ни слова, майор скрывается в подсобке.
Появляется минут через 10. Держась за стенку, произносит:
– Массло’ М… М-т там… А ну вас нахрен – меня к телефону!
И скрывается в подсобке.
Появляется почти трезвый Недорезанюк и командует:
– Всем в казарму! Товарищ майор устал и немного отдохнёт…
Эпизод 18. Лёня Б. – матчасть
Закончились занятия по всем видам военной подготовки – наступила пора выпускных экзаменов.
Первый экзамен – матчасть. На подготовке к экзамену начальник технического цикла п-п-к Щенников заявил:
– Оценка будет складываться из трёх элементов: подход к начальнику, ответ на билет, отход от начальника. Например, подход и внешний вид курсанта «отлично», ответ на билет – «неуд», отход от начальника – «отлично». Итого 12 баллов, делим на три элемента – получаем общую оценку «хорошо»
Вот такая непритязательная солдатская «шутка юмора для смеха». Но кое-кто принял её всерьёз…
Подходили мы к столу строевым шагом, ударяя сапогами в пол изо всех сил. Так что бедный Щенников на третьем или четвёртом курсанте поморщился: «Вы что – сваи забиваете?». Далее курсант заявлял, что он прибыл на экзамен и просил разрешения взять билет. Всё это, натурально, громким командным голосом.
Но вот входит Лёня Б. Обычной шаркающей походкой приближается к столу и, ни слова не говоря, всматривается в разложенные билеты. Немного оторопев от такого поведения, п-п-к Щенников говорит: «Ну здрасьте, товарищ курсант!» и разводит руками. Лёня поднимает голову от стола, ловит правую руку подполковника и уважительно её пожимает. Потом снова наклоняется к билетам.
Щенников спросил всех, кто пришёл позже Лёни, как бы не видя его поднятой руки. Когда же бедняга остался один неопрошенный, п-п-к велел ему надеть комбинезон и начал гонять его по танку вопросами: «Как заменить масляный фильтр? Какое масло используется в такой-то системе?». Хватило Щенникова минут на сорок – ему же самому приходилось бегать вслед за Лёней, чтобы убедиться в правильности ответа. Но и с Лёньки пот катился градом.
Подполковник скомандовал:
– Взвод, становись! Курсант Б., выйти из строя!
Лёня вышел.
– Вот, товарищи курсанты, обратите внимание: шпак, шпак до мозга костей! Но всё знает. Объявляю курсанту Б. оценку за экзамен – отлично! Остальные узнают свои оценки у командира взвода.
… Кроме Лёниной, пятерка была всего одна.
Эпизод 19. «Приму бой!»
На второй день сдавали тактику. Видимо, товарищи офицеры начало экзаменов как-то отметили, потому что оба «тактика» были явно «с большого бодуна». Но такое состояние было предусмотрено, и в стол положено несколько бутылок пива. П-п-к Смирнов как-то не справился с ящиком стола, и чуть не разбил содержимое. На выручку бросился Борис В. и пиво спас.
Для понимания дальнейшего – маленькая информация. Танковый взвод, кроме наступления и обороны, может применяется ещё в двух тактических схемах головная походная застава (ГПЗ) и боевой разведывательный дозор (БРД).
ГПЗ высылается, как правило, от батальона, и основная задача – не дать напасть противнику неожиданно. То есть взвод в ГПЗ должен двигаться по заранее утверждённой трассе, при встрече с противником – принять первый удар на себя, давая возможность основным силам развернуться.
Задача БРД несколько другая (разведка есть разведка): обнаружить противника на встречном курсе. Решение принимать бой или слинять, командир взвода, назначенного в БРД, принимает самостоятельно. Его главная задача – сообщить об обнаружении противника и его численности.
Так вот у Бориса в билете был вопрос «Действия танкового взвода в БРД». Не знаю, что ему в голову взбрело: на вопрос препода, что он будет делать, наткнувшись на роту танков бундесвера, Боря мужественно ответил:
– Приму бой!
– Подожди, - пытается вывести его на правильный ответ п-п-к Смирнов – у тебя три машины, у них 15! Что будешь делать?
– Приму бой!
– А если танковый батальон? Это же 50 машин! – вмешивается полковник Иванов. Но Бориса «заклинило»:
– Приму бой
Иванов обращается к Смирнову:
– Ставь старослужащему (а Боря действительно поступил в институт после армии) четвёрку, и пусть идет. А то он нам тремя танками весь бундесвер разгонит!
Эпизод 20. Юра З., майор Грачёв и пятёрка по огневой
Зам начальника огневого цикла майор Грачёв был не только большим приколистом. Он имел звание кандидата в мастера спорта по штанге и по внешнему виду вполне этому званию соответствовал: при невысоком росте был, что называется, «поперёк себя шире».
Экзамен по огневой. Мы готовимся, на столе лежат пистолет, автомат, пулемёт – кому что досталось в билете. С краю – клин затвора танковой пушки.
Это такой милый кусочек железа массой в 4 пуда (64 кг). Грачёву скучно. Он с надеждой спрашивает:
– Может, кто хочет без подготовки?
Взвод безмолвствует.
Тогда Грачёв берет клин затвора за специальную ручку и с некоторым усилием приподнимает его над столом (ну штангист же!). Со стуком ставит на место:
– Кто повторит – ставлю пять!
Юра З. поднимает руку:
– Разрешите попробовать, товарищ майор?
На фоне массивного Грачёва внешне Юра явно проигрывает, выглядит почти хиляком. Но я-то не раз видел, как в общаге он поднимал на плечо двухпудовую гирю, с помощью друзей умащивал вторую и выжимал эту конструкцию от плеча правой рукой 10 раз, левой – 8 или 9.
Юра подходит к столу и задумчиво смотрит на клин затвора.
– Ну чего ты? – говорит Грачёв – Вот тебе клин затвора…
– Это клин затвора? – в словах Юры некоторое сомнение. Он берется за ручку, поднимает железяку над столом и, как бы осматривая его со всех сторон, крутит кистью руки…
Майор был в восторге и пятёрку, конечно, поставил
Свежие комментарии