Окажется ли китайский автопром столь же любим россиянами, что и корейский?
«Вследствие событий на Украине на российском рынке в следующем году может возрасти волатильность, рынок может временно закрыться. Есть вероятность, что мы перейдем только к послепродажному обслуживанию из-за того, что в принципе не можем поставлять туда автомобили», — заявил вице-президент Kia Motors компании Чу У Чжон.
Kia Motors входит в состав Hyundai Motor Group., налицо так называемый альянс Hyundai-Kia с единым модельным рядом и унифицированными автокомпонентами. Российский рынок для концерна не является ключевым. Так, по итогам 2021 года в целом по миру было выпущено 3,4 млн. авто марки Hyundai и 2,6 млн. под брендом Kia, суммарно 6 млн. единиц. Из них около 370 тысяч — 6,2% - реализовали в РФ, это 206 тысяч Kia и 167 тысяч Hyundai. В общем-то, немного.
Огромная популярность Kia в нашей стране связана прежде всего с дешевизной. Аналогичные модели Hyundai почему-то позиционируются уже как авто более высокого класса, наверное, отчасти это так и есть. Но именно что отчасти. Речь идёт исключительно о легковушках и кроссоверах среднего класса и ниже, топовые Kia К900 и Hyundai Genesis (нынче просто Genesis — ещё пять лет назад был создан этот суббренд) по понятным причинам остаются за кадром.
Заявление об уходе с российского рынка последовало в процессе оглашения итогов работы компании за третий квартал 2022 года, по сравнению с аналогичным периодом 2021-го, конечно, всё не очень весело. Чистая прибыль упала на 59,6%, хотя все остальные показатели на высоте. Растут продажи в целом на всех рынках, как внутри страны, так и за рубежом. С выручкой тоже хорошо, а вот заработали, да, мало.
«Снижение в основном связано с одноразовыми гарантийными обязательствами, связанными с качеством, поскольку компания по-прежнему уделяет первостепенное внимание защите безопасности клиентов и обеспечению качества автомобилей. В результате в третьем квартале была зафиксирована рентабельность по операционной прибыли в размере 3,3%» — говорится в официальном отчёте компании.
То есть их прилично так «нагнули» за брак, это в мировом автопроме периодически случается. Ничего страшного. Глобальные продажи растут, значит, ещё заработают.
Российские продажи Kia упали аж на 64%, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, реализовано всего 56,8 тысячи авто. Что, в общем-то, несерьёзно. В сентябре — и вовсе минус 81%, реализовано 3300 машин. Однако данное падение связано не только с ростом цен и уменьшением спроса, хотя эти факторы, конечно, тоже имеют место. На первом месте проблемы с поставками в Россию, точнее, с их оплатой.
А если ещё точнее, с американскими военными базами на территории Южной Кореи. Корейцы, быть может, и хотели бы торговать с Россией, но кто же им разрешит-то… Именно по этой причине из РФ ушёл Samsung, уходит и LG. Ведь ежели продолжить поставки и начать «фуксом» принимать платежи, то янкесы могут усмотреть «нарушение демократии» в Стране Утренней Свежести и начать её там усиленно насаждать. Они умеют, и корейцы это хорошо помнят.
Что же касается Hyundai-Kia, то могут сделать ещё проще. По итогам 2021 года продажи Hyundai в США выросли на 19% до 738 тысяч авто, продажи Kia подскочили аж на 20% до 701 тысячи единиц. Суммарно реализовано 1,44 млн машин, то есть 24% произведённого. Америка — ключевой рынок для данного производителя, и, если его закроют, концерн может и разориться. В любом случае при таком раскладе ему придётся туго.
Таким образом в обозримой перспективе ожидать возвращения авто под марками Kia и Hyundai не стоит. Будут ли «оригинальные» запчасти и расходники — тоже не факт. Ведь их официальные поставки тоже могут не пропустить. Штатники, не наши. Да и наши тоже, ведь продажные российские чиновники по большей части управляются из «вашингтонского обкома».
Аналогов, то есть «неоригинала» на машины Hyundai-Kia хватает, в том числе хорошего качества. И владельцам, судя по всему, стоит переходить именно на них.
«Сейчас и по корейцам пойдёт вал контрафакта, который уже наблюдается по японскому и европейскому „оригиналу“. Поэтому в качестве расходников берите заменители хороших производителей — и всё будет нормально. По запчастям сложней. Но есть Алиэкспресс, там много всяких автотоваров, в том числе нормальных. И есть профильные сайты, форумы, где народ обменивается опытом. Если не лениться, то проблем с ремонтом тоже не будет», — объясняет владелец мультибрендового автосервиса Алексей.
Тормозные диски и колодки, масляные и воздушные фильтры, шаровые опоры, топливные форсунки, ШРУСы, рычаги подвески, сцепление, ступицы и т. п. — со всем этим особых проблем не ожидается. По тормозам есть ремкомплекты, тоже всё чинится. А вот в случае более сложного ремонта проблемы возникнут.
Современные двигатели концерна имеют крайне малый ресурс, тот же мотор Kia Sportage ходит около 100 тысяч км, и ничего с этим не сделать. Ремонтировать его бесполезно, экономическая целесообразность данного действия отсутствует. Увы, «одноразовые» машины из дерьма и веток — это нынче мировой тренд, и корейцы тут ничем не выделяются. А вот техника, которой 10−15 лет, наоборот, более надёжная и ремонтопригодная, да и ресурс там куда солидней.
Как правило, до недавнего времени проблема решалась либо заменой авто на новое, либо установкой ДВС с разбитой машины, которую разобрали на запчасти. Оба варианта теперь «в пролёте» — поставок новых Kia и Hyundai не будет, число битых «свежих» машинок тоже автоматически уменьшится. И что же делать?
«Kia занимает существенную долю российского рынка, и уход этой компании станет большой потерей. Kia все эти годы имела на российском рынке долю больше 10%, достаточно много вкладывалась. Автоконцерн Hyundai-Kia имел сборку на территории РФ, достаточно большие планы по развитию. Российские потребители этот бренд любят, ценят, уважают и подсели на него достаточно мощно. В столице, например, это бренд номер один, машин этой марки продавалось даже больше, чем Lada.
Если санкции сняты не будут, то, я думаю, что из России уйдут практически все автопроизводители: европейские, японские, корейские. Китай — под вопросом", — считает директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.
Да, пока на смену корейским авто приходят китайские. Но что будет завтра, действительно, непонятно. Так называемые «непрямые» санкции Запада продолжают усиливаться, и они, стоит признать, работают. Могут так или иначе дожать и компании из КНР, например, под угрозой ограничения из деятельности в других странах. Уже не все китайские товары поставляются в РФ…
И тогда в плане автомобилей мы, действительно, останемся с голой задницей. «АвтоВАЗ» в полумёртвом состоянии, чиновники превращают его в «попильную» контору, а всё, что этому мешает, тупо уничтожают. Так, на днях кто-то очень целенаправленно разгромил всю коллекцию концепт-каров «АвтоВАЗа», которая стояла много лет и никому не мешала. Жулики на запчасти — не вариант. Все детали там не серийные и на обычные машины просто не встанут. Значит, поступило распоряжение от кого-то.
В краткосрочной перспективе мы как-нибудь выкрутимся. Будем колхозить на Kia моторы от «десятки», выдумывать иные варианты. Народ у нас рукастый и головастый. Но в целом всё грустно, так и до телег дойдём. Нужно возрождать российский автопром, иных вариантов нет. Денег в стране навалом, хватит на десяток автозаводов «под ключ», и на все аналогичные проекты в других отраслях тоже. Только прежде необходимо взять за фаберже тех, кто довёл автопром и всю остальную нашу промышленность до такого плачевного состояния. Иначе вкладываться бесполезно.
Свежие комментарии