Революция 1917 года и последующая Гражданская война стали катастрофой глобального значения, был разрушен многовековой уклад жизни, сотни тысяч людей были вынуждены бежать из России. Пересекали границу с Китаем, уезжали из Владивостока, пересекали новые границы с Финляндией, Эстонией, Польшей, уплывали из северных, балтийских, черноморских, каспийских портов. Всего из страны уехало примерно 2 миллиона человек. Многочисленные русские колонии возникли в Германии, Польше, Чехословакии, в балканских странах, в странах Латинской Америки, в США, Персии, Китае. Много русских осело во Франции и Бельгии, там шло восстановление страны после опустошительной Первой мировой войны, необходимы были рабочие руки.
Причём не надо думать, что все из них стали страдальцами и в изгнании обвиняли власть большевиков: часть из них сбежала ещё до ужасов Гражданской войны, увезя немалые капиталы в драгметаллах, драгоценностях, деньгах (капиталисты); нет никакого сострадания к представителям «царствующего дома» - все эти «великие» князья также не бедствовали, никто из них не принял участие в войне с красными, не проливал кровь, не голодал. А заграницей устраивали разборки на тему: «кто больше прав имеет на виртуальный престол России». Прекрасно устроились на Западе и «политэмигранты» - националисты, бундовцы, эсеры, меньшевики, кадеты и другие представители разномастных «отрядов разрушения».
Интеллигенция. Разве не большая часть интеллигенции (правомонархистов среди них было ничтожное количество) расшатывали устои Российской империи, ведя самую настоящую информационную войну против неё – внедряя идеи атеизма, нигилизма, анархизма, «прогресса»?! Не интеллигенция восхищалась акциями террора, «подвигами» революционеров, клеймила позором «черносотенцев», «тюрьму народов»? Именно интеллигенция радостно приветствовала Февральскую революцию, крушение монархии, аресты офицеров, чиновников, полицейских. Выходит, что всё правильно, тот, кто приветствовал разрушение и приближал своими действиями революционный хаос, потом ответил своей шкурой и судьбами своих близких за свои же ошибки. Часть интеллигенции бежала и страдала за пределами России, другие хлебнули революционного террора в самой России. Причём многие не поумнели и перед лицом гибели, в подвалах ЧК, перед гибелью, многие студентики и гимназисты кричали: «Да здравствует революция!», они до конца считали себя настоящими сынами революции.
В эту категорию (интеллигенции) можно занести и большую часть дворянства – разве не их представители выступали за «равенство, свободу и братство», поддерживали либеральные партии, многие из дворян стали революционерами. В Белом движении почти все воевали за эти «демократические ценности», монархистов там было крайне мало, очень незначительный процент. Большевистская пропаганда врала, говоря о том, что народу «готовят трон». Они также ответили за свои революционные устремления, хотели революцию - получили её, сломали старый порядок вещей, а новый вышел совершенно другим. Не таким, о каком мечтали, «милой Франции или Голландии» из России не получилось. Утвердился новый глобальный проект – Красный.
Многие сбежавшие из России действительно бедствовали – люди с высшим образованием, порой знавшие по несколько языков, некоторые знатного происхождения или имевшие военные заслуги становились чернорабочими, таксистами, посудомойками, аристократки продавали свое тело. Но многие из них могли бы найти новую жизнь в Советской России: красные с удовольствием принимали военспецов, нужны были ученые, преподаватели, в эпоху ликвидации безграмотности многие из эмигрантов могли стать учителями, честным трудом зарабатывать свой хлеб. Кроме того, воевали с большевиками немногие, в лучшем случае один из двадцати, большинство не сделало ничего, чтобы помочь Белому движению, со стороны наблюдая за войной. Да ещё и критикуя белых за «диктатуру», притеснение «свобод», неправильные действия.
Почти все из них были заражены западничеством, преклонялись перед ним, мечтали о «прогрессе». Вот и хлебнули полной мерой «прогресса» и западных «свобод». Ини мечтали жить, как на Западе, и получили желаемое.Только на Западе были свои аристократы, свои буржуи, свои офицеры, новые были не к месту, поэтому и оказались на дне общества.
Особенностью «белоэмиграции» стала крайняя политизированность бежавших, они сразу разбились на группировки, от монархических (тоже без единства- выступали за разных «князей») до анархистов и троцкистов, единого антибольшевистского фронта не было. Только во Франции было более 300 организаций русских мигрантов. Кроме того, русские не создали «диаспор»-общин, они быстро ассимилировались, уже во втором-третьем поколении забыв русский язык, русскую культуру, став американцами, австралийцами, французами и так далее.
Так, монархисты создали Высший Монархический Совет, он тут же распался на сторонников Франции и Германии, на сторонников «великих» князей – Кирилла Владимировича и Николая Николаевича. Социалисты-революционеры (эсеры) разделились на 7 группировок. Даже митрополитов было два – церковь не смогла сохранить единство: Евлогия утвердил патриарх Тихон из России. В 1922 году в Сербии Собор зарубежных архиереев, не признавших Московский патриархат, избрал митрополитом Антония, так была создана так называемая Русская православная церковь за границей.
Из неплохо устроившихся можно отметить российских промышленников, купцов и банкиров, они создали свою организацию – Торгпром (Терещенко, Нобель, Рябушинский и другие), они начали вкладывать капиталы в западный бизнес. Дипломаты, имевшие в своем распоряжении немалые суммы, создали Совет послов. Либералы создали даже новые русские масонские ложи: «Северное сияние», «Северное братство», «Северная звезда». Были созданы и военные организации: Русская армия Врангеля (она эвакуировалась из Крыма в Турцию, потом на Эгейские острова, позже устроилась в Сербии и Болгарии); «Братство русской правды» П.Краснова, С.Палеолога, А.Ливена – они ориентировались на Германию; в Северном Китае было две группировки – одна ориентировала на Японию (атаман Семенов), другая - на местного китайского правителя Чжан Цзолиня (генералы Хорват и Дитерихс); еще один цент возник в Польше – Савинков и генерал Перемыкин. Кроме того, были ещё казачьи, украинские, северокавказские, армянские, азербайджанские, среднеазиатские группы, группировки.
Единства не было, все постоянно соперничали с друг другом, «воевали», интриговали, ссорились, делились, создавали временные союзы. Так, у украинских националистов разные группировки ориентировались на разные западные державы. Правда, поначалу почти все верили, что власть большевиков ненадолго, одни считали, что Россия повторит судьбу революционной Франции, другие верили в восстание народа, которое свергнет большевизм, третьи уповали на войну с какой-нибудь западной державой.
Первоначально часть миграции старалась сберечь свой потенциал, они считали себя «элитой», носителями духовных, культурных, государственных традиций России, чтобы, если уж Советская Россия сейчас не думает умирать, позже всё же донести «прежнюю Россию» новой России. Был создан Русский Общевоинский Союз для сохранения воинских традиций русской армии, открыты в Париже Высшие военно-научные курсы, создавались гимназии, кадетские корпуса, научные общества. Появились новые философские теории – «евразийцев», «сменовеховцев» и другие. Организации литераторов, юристов, журналистов, художников, историков и мн. другие.
Жаль, что эти люди не поднимали вопроса – а нужна ли «прежняя Россия», России будущего?! С её глубинными ошибками, которые и привели к краху Российскую империю… И нынешние политики, философы, писатели, церковники и прочие деятели, которые пытаются внедрить в современную Россию идеализированные представления о Российской империи, о Белом движении, белоэмиграции, закладывают под Россию новую «мину», которая опять приведёт к хаосу и сотням тысяч жертв, сломанных судеб.
Карикатура на белое офицерство 1921 года.
- Автор:
- Самсонов Александр
Свежие комментарии