Спецоперация на истощение
Даже поверхностный анализ событий 2024 говорит о серьёзной смене тактики ведения боевых действий по обе стороны фронта. Изменения присутствуют и на оперативно-тактическом уровне, и на стратегическом, но они не столь значимые. Начнём, тем не менее, именно с глобальных итогов уходящего года.
Что бы ни говорили отдельные комментаторы и аналитики, прошёл 2024-й под несомненным контролем России. Истоки этой ситуации были заложены ещё в начале 2023 года, когда военно-политическое руководство России выбрало путь военного конфликта на истощение. СВО на истощение базировалось на двух принципах.
Первый – человеческий и военно-промышленный потенциал противоборствующих сторон несоизмерим. Даже если бы у Армии России отсутствовали средства дальнего огневого поражения (дроны-камикадзе, баллистические и крылатые ракеты), Украина всё равно бы испытывала серьёзную нехватку оружия и техники. У противника в принципе нет мощностей ВПК, сравнимых с оборонными кластерами средней России и Урала. А когда Армия России работает своими «выключателями» по всей территории врага, угасание оборонного потенциала Украины становится делом времени. Медленное, но верное продвижение в 2024 году на запад – тому явное подтверждение.
Впервые с 2022 года украинские подразделения стали попадать в оперативное и полное окружение. Это говорит о серьёзном превосходстве Российской Армии на приоритетных направлениях. Созданное преимущество является прямым свидетельством постепенного нарастания кризиса в украинской армии. До обрушения фронта пока далеко – ВСУ сравнительно быстро укрепляются на новых рубежах обороны. Прогнозы в настоящее время – дело неблагодарное, но можно предположить 2-3-кратное ускорение темпов продвижения Армии уже летом 2025 года. Случится это при соблюдении двух условий. Первое – российские подразделения, как минимум, не снизят напор наступления. Второе – деградация стратегической обороны Украины продолжится под ударами ракет. Если хоть одно условие не будут выполнено, фронт снова замрёт.
Украинцы не пошли воевать за Зеленского. Звучит как дешёвый пропагандисткой лозунг, но это именно так. Можно с уверенностью говорить о провале мобилизации, стартовавшей на Украине 28 мая 2024 года. И это также один из важнейших итогов военно-политических событий уходящего года. Режим Зеленского так и не смог добиться доверия собственного народа к ВСУ и, прежде всего, к командному составу. Не помог ни лживый телемарафон «Единые новости», ни строгая всеукраинская цензура. В итоге бойцы ТЦК зверствуют на улицах Украины, а число дезертиров исчисляется десятками тысяч.
Удивительно немного внимания в России уникальному явлению – декриминализации у противника «самовільне залишення частини». В украинском приложении «Армия+» можно дистанционно подать рапорт и вернуться после самовольного оставления части в течение 24 часов. Естественно, после такого нововведения дезертиров на Украине стало гораздо больше. Если оперировать данными конца декабря, то воспользоваться электронной услугой решили всего около 4 тысяч бойцов, хотя дезертировали десятки тысяч. Прокуратура Украины заявляет о 50 тысячах бегунов только за 2024 год. Западные журналисты насчитали с февраля 2022 года более 200 тысяч дезертиров, что практически компенсировало мобилизацию, стартовавшую в мае 2024 года.
С учётом хронического недобора как контрактников, так и мобилизованных, массовое дезертирство стало одним из определяющих факторов военной кампании уходящего года. В настоящее время ВСУ не хватает минимум 160 тысяч новобранцев. В среднем каждый месяц украинские войска пополняются на 16 тысяч человек. Вроде бы и немало. Только вот ежемесячные безвозвратные потери ранеными и убитыми значительно превышают это число. Всё идёт к тому, что в 2025 году Зеленского поставят перед выбором – или сворачивать бессмысленное сопротивление, или снижать возрастную планку мобилизации до 18 лет. Оба варианта для киевского режима подобны катастрофе.
«Орешник» и другое
В ряду военно-политических событий 2024 года первое место по важности, безусловно, занимает вторжение ВСУ в Курскую область. Событие экстраординарное, и Россия будет помнить его десятилетиями. При всей трагичности оно лишний раз показало, что для высшего военно-политического руководства страны нет никакой разницы между территориями России, официально признанными во всём мире, и новыми субъектами. Никто в пожарном порядке не бросился снимать подразделения с Донбасса для купирования угрозы в Курской области. Честно говоря, если бы такое случилось, жители новых территорий могли бы увидеть в этом предательство с нашей стороны.
В итоге группировка вторжения ВСУ постепенно теряет захваченные территории и становится очередным символом бессмысленности сопротивления киевского режима. Ни одна из поставленных задач (если они вообще формулировались) не была достигнута, а внутри России, наоборот, усилились антибандеровские настроения. Точной статистики нет, но можно предположить, что количество подписанных контрактов с Министерством обороны после вторжения в Курскую область достоверно выросло. Если именно этого хотели добиться Сырский с Зеленским, то им это удалось.
Самым неоднозначным событием 2024 года можно считать боевые испытания баллистической ракеты средней дальности «Орешник». Удары дальнобойным оружием НАТО по территории России ракета не отменила – и это, пожалуй, главное разочарование всей патриотично настроенной публики. Но, если задуматься, «Орешник» и не мог напугать команду Зеленского. Не стоит отдельно напоминать, что ему в прямом смысле наплевать на украинцев, и очередная эскалация, которая невозможна без новых жертв, ему только на руку. А потенциальные массированные удары «Орешником» – это самая настоящая эскалация. Зеленский едва ли не обрадовался появлению нового оружия у России, тем более что никакой угрозы для него лично оно не несёт. Это, кстати, главная загадка всей спецоперации – почему до сих пор не состоялось физическое устранение всей верхушки киевского режима.
Но «Орешник» всё-таки сработал. Только не для Зеленского, а для европейских столиц. Западные бонзы и раньше подозревали, а теперь точно знают о технической возможности России ударить по любой точке Европы. Раньше на это отводилось несколько десятков минут – теперь даже пикнуть не успеют. Ракеты средней дальности возвращаются в Европу – и это новый виток гонки вооружений. Прямо сейчас риски ядерной войны снизились, но будущее становится всё более неопределённым. Главное, чтобы в этом будущем не оказалось нового Горбачёва, который бездарно слил советский ядерный щит в Восточной Европе в 80-х.
Подводя итоги года, нельзя не вспомнить про масштабную перестановку в Министерстве обороны. В будущем мы будем вспоминать эти события не иначе как «дело золотых генералов». Учитывая то, что сейчас до трети бюджета тратится на военные нужды, оставлять протекающие финансовые закрома военного ведомства было нельзя. История покажет, насколько удалось перекрыть коррупционные схемы, но с благотворностью изменений никто точно оспаривать не будет. Впрочем, Министерство обороны сейчас только в начале пути реформирования. Одним из признаков остаточной неповоротливости военной машины стала откровенно запоздалая организация нового рода войск – беспилотных систем. Дроны уже очень давно воюют, но только сейчас под них организовано отдельное командование и штатная структура. Лучше поздно, чем никогда.
И, наконец, вернёмся к тому, с чего начинали – с новой тактики ведения боевых действий. Этот «золотой стандарт» напрочь переписал все войсковые уставы Российской Армии. Главной ударной силой в наступлении снова оказалась пехота. Только теперь не закрытая бронёй и поддержанная танками, а оседлавшая легкие багги и мотоциклы. Все изобретения XX века пошли прахом – никаких танковых прорывов и непосредственной поддержки с воздуха. Поддержка, конечно, никуда не делать, но теперь ВКС работают по обозначенным целям вне прямой видимости. УМПК с воздуха решают на поле боя. Рассредоточение – главный принцип работы войск как в наступлении, так и в обороне. Слишком быстро противник научился раскрывать перемещения и наносить упреждающие удары FPV-дронами. Нередко в атаку на предварительно разваленные бомбами и снарядами позиции ВСУ идут не более десятка бойцов, а порой и два-три человека. И в этом беспримерный героизм русского солдата, выгрызающего каждый метр своей земли у врага. Уже третий раз подряд это главный итог минувших двенадцати месяцев.
Свежие комментарии