На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сможет ли Германия усилить позиции в Узбекистане за счет трудовой миграции? 

В ходе визита канцлера Германии Олафа Шольца в Узбекистан 15 сентября было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере миграции, предусматривающее отправку в ФРГ трудовых мигрантов. Однако Ташкенту рассчитывать на то, что германский рынок труда сможет заменить для Узбекистана российский, пока не стоит.

Сам факт подписания этого соглашения под названием «Межправительственное соглашение о всестороннем партнерстве в сфере миграции и мобильности» для экспертов оказался довольно неожиданным хотя бы потому, что Германия от Узбекистана далеко, миграционных проблем у нее и так хватает, а попытка решить проблему нехватки рабочей силы за счет узбекских мигрантов упирается в необходимость их подготовки. Тем не менее подписание соглашения о миграции состоялось, и, более того, в списке подписанных по итогам визита документов оно фигурирует на первом месте. Причем комментарии Ташкента и Берлина по поводу его подписания свидетельствуют об определенных надеждах, возлагаемых на договор.

Отчасти ответ на вопрос о причинах заключения этого соглашения дает информация немецкого агентства DPA, пояснившего, что Германию интересует в основном въезд квалифицированных рабочих и, прежде всего, в сфере здравоохранения. То есть ФРГ, по сути, заинтересовано в «импорте» низового медицинского персонала – медсестер, сиделок и т. п., которого всегда не хватает по причине того, что популярностью у коренного населения эта работа не пользуется. Между тем старение коренного населения ФРГ ведет к тому, что потребности в таком персонале постоянно растут. В итоге кабинет Шольца решил убить сразу двух зайцев: решить проблемы с дефицитом медперсонала за счет Узбекистана и одновременно использовал этот шаг для повышения своего влияния в регионе.

В коммюнике по итогам переговоров отмечается необходимость разработки профильными ведомствами дорожной карты по подготовке востребованных в Германии узбекских специалистов. Для этого стороны планируют расширить сотрудничество в сфере высшего образования. Более того, в Самарканде летом уже открылась совместная Узбекистанско-германская международная высшая школа международных медицинских наук имени Авиценны и Генриха Шиппергеса, которая и будет готовить востребованных в ФРГ специалистов. Обучение включает двухмесячный курс по немецкому языку и трехлетнее профессиональное обучение медицинским специальностям, что соответствует подготовке среднего медперсонала. С 2026 г. планируется переход на двухуровневую систему – бакалавриат (4 года) и магистратуру (2 года). Выпускники школы получат возможность работать в Германии и странах ЕС.

Проект по диверсификации зарубежных рынков труда и отправке мигрантов в Германию и другие государства ЕС узбекистанские власти прорабатывают уже давно. Делается это для ослабления зависимости от российского рынка, которая в настоящее время считается в Ташкенте слишком значительной. Так, в феврале этого года президент РУз Шавкат Мирзиёев на совещании по вопросам социально-экономического развития Андижанской области поручил подготовить 1 тыс. медсестер для работы в Германии. Помимо этого, для отправки за рубеж, по его словам, необходимо обучить языку и специальности еще 5 тыс. молодых людей, которые востребованы на рынках Германии, Канады, Южной Кореи и Японии. Для этого профильным ведомствам было поручено компенсировать до половины стоимости обучения молодежи, получившей сертификат по иностранному языку и ввести субсидии для частных учебных центров, специализирующихся на немецком и французском языках.

Программа привлечения узбекского медперсонала для работы в Германии была разработана несколько лет тому назад и зафиксирована в соглашении о сотрудничестве между Агентством по внешней трудовой миграции и швейцарской организацией Globogate Recruiting GmbH. При этом к тем, кто отправится работать в Германию, предъявляются жесткие требования: возраст – не старше 39 лет, два года непрерывного стажа в сфере медицины, среднее специальное или высшее медицинское образование, а также умение ухаживать за пациентами. Кроме того, необходимо хорошее знание немецкого языка, для чего требуется посещать 10-месячные курсы в Ташкенте и успешно сдать экзамены в местном Гёте-институте. Очевидно, что таким критериям соответствуют далеко не все выпускники узбекистанских медучилищ и вузов.

Рассчитывать на большие объемы трудовой эмиграции при столь жестких требованиях не стоит, что отчасти подтверждают и сами узбекистанские власти. 17 сентября министр занятости и сокращения бедности РУз Бехзод Мусаев, комментируя в интервью телеканалу «Узбекистан 24» соглашение о трудовой миграции, сообщил, что в этом году в ФРГ отправятся 800 узбекистанских медсестёр, которые будут получать зарплату не менее 2200 евро. Причем 400 из них уже прибыли в Германию, а остальные сдают экзамены. Помимо медперсонала, Узбекистан, по его словам, договорился с германской железнодорожной компанией Deutsche Bahn о подготовке водителей автобусов и железных дорог. О численных параметрах этих договоренностей не сообщается. Но, учитывая жесткие требования к уровню подготовки и знанию немецкого языка, значительными они будут вряд ли.

При этом доступ на германский рынок труда Узбекистану открыли не просто так. В обмен он должен оказать содействие Берлину в репатриации на родину афганских беженцев, ситуация с которыми внутри Германии становится все более напряженной. По информации агентство DPA, соглашение предусматривает репатриацию на родину узбеков, которые не имеют права оставаться в ФРГ, а также содействие в отправке домой афганцев. В Германии сегодня проживают 13,7 тыс. узбеков, у части которых срок легального пребывания в стране уже истек.

Кроме того, накануне визита О. Шолца журнал Der Spiegel сообщал, что немецкие власти посредством миграционного соглашения с Узбекистаном планируют депортировать в Афганистан преступников, не вступая при этом в прямые контакты с «Талибаном». Переговоры об этом начались в конце мая, и узбекская сторона была к этому принципиально готова, рассчитывая в обмен на договоренности с талибами подписать миграционное соглашение.

Главный интерес Берлина в миграционном соглашении с Узбекистаном, по всей видимости, состоит вовсе не в импорте местной рабочей силы, которого в больших объемах и не планируется, а как раз в использовании его территории для репатриации ближневосточных мигрантов на родину. «Самый главный пакет – это, конечно же, беженцы Сирии и Афганистана, которые сейчас через Узбекистан будут прилетать чартерными рейсами, – подчеркнул в связи с этим главный редактор журнала «Берлинский телеграф» Александр Бойко в интервью информресурсу BFM.ru. – И второе: временные лагеря, по слухам, от 30 до 100 койко-мест будут готовы для того, чтобы их содержать в Узбекистане».

То есть Узбекистан возьмет на себя роль перевалочной базы, с помощью которой Германия планирует хотя бы отчасти ослабить внутри страны остроту миграционного вопроса, репатриируя беженцев на родину.

О том, что в массовом привлечении мигрантов Берлин вовсе не заинтересован, говорит ужесточение им миграционной политики, которое произошло одновременно с визитом Шольца в Центральную Азию. 16 сентября Германия ввела пограничный контроль и приступила к выборочным проверкам на пунктах пропуска, расположенных на границах с Францией, Люксембургом, Нидерландами, Бельгией и Данией (на границах в Польшей, Чехией, Австрией и Швейцарией такие проверки проводились и ранее). Решение об ужесточении пограничного режима было принято после нападения сирийца с ножом на участников городского фестиваля в западногерманском городе Золингене, в ходе которого было убито три человека и несколько ранено. Растущее общественное недовольство и поражение правящих партий на выборах в Восточной Германии и вынудило власти пойти на ужесточение миграционного режима.

В свете этих обстоятельств усилить свое влияние в Центральной Азии за счет организации трудовой иммиграции у Берлина получится вряд ли, и аналогом российского рынка труда Германия для Узбекистана не станет. В текущей ситуации она, скорее всего, сможет взять на себя роль европейской Южной Кореи, куда в первом полугодии этого года прибыли 5 тыс. узбекистанских трудовых мигрантов.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх