На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 420 подписчиков

Свежие комментарии

  • Михаил Васильев
    Неужели люди не поняли, что от него проку никогда не будет!Преемник № 1 не с...
  • Россиянин
    Надо снижать цены на ВАЗы. Тогда будут покупать.«Профсоюз олигарх...
  • Игорь Сипкин
    почему не заводятся уголовные дела на бездействие силовиков? ведь все преступления мигрантов в стране происходят или ...Мигранты издевали...

Битва за Кабул. Задача – обезглавить армию

Битва за Кабул. Задача – обезглавить армию
1980 год. Плац 350-го гвардейского парашютно-десантного полка в Кабуле. Маршал Советского Союза С. Л. Соколов производит награждение 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии орденом Ленина.


27.12.1979. События в Кабуле развиваются стремительно, бои идут по всему городу — во дворце Тадж-Бек, Генеральном штабе, Центральном армейском корпусе во дворце Арк, Министерстве внутренних дел (Царандой), службе разведки и контрразведки, штабе ВВС, тюрьме для политзаключённых Пули-Чархи, телецентре. Подразделениями десантников заблокированы части Кабульского гарнизона. Самоходчики 103-й дивизии ВДВ, вступив в бой с афганской танковой бригадой, остановили её, не допустив подхода танков на помощь своим подразделениям, с которыми ведут бой десантники, группы КГБ и ГРУ.

Третий батальон 350-го гвардейского парашютно-десантного полка продолжает «работу» по Генеральному штабу Афганистана.

Поскольку бойцы группы «Зенит» не смогли уничтожить узел связи на первом этаже Генерального штаба, делать это пришлось уже нашим ребятам. Задачу выполнили три человека: замполит батальона Олег Эдуардович Бастанов, пулемётчик моего отделения Виктор Ридель, которого мы оставили на первом этаже в помощь бойцам группы «Зенит», и пулемётчик Левченко из второго взвода. Вот эта тройка и довела до конца незавершённую задачу чекистов.

По этому поводу есть воспоминания самих сотрудников группы «Зенит», но они рассказывают об этом с ёрничеством, потому что не совсем правильно получилось — их задачу выполнили другие. Свою недоработку они пытаются перевести в шутку и рассказывают с некоторой издёвкой, с насмешкой над десантниками. Из интервью газете «Московский комсомолец» от 12.02.2014 одного из сотрудников группы «Зенит» Владимира Стремилова:

«Мы загнали афганцев в кабинеты, всё простреливалось, фактически подавили всякое сопротивление. Остальную работу сделали вэдэвэшники. Помню, забегают двое бритоголовых бойцов в тельняшках, видимо, новобранцы, только закончившие учебку. А тут мы их встречаем отборным русским матом. Те, естественно, опешили, следом забегает ротный командир, здоровый капитан, с пулеметом через плечо. Он сразу всё понял, запросил указания. Мы приказали им «выкуривать» афганцев. Тот без лишних слов подходит к ближайшей двери и дает по ней длинную очередь из пулемета, дверь вываливается, он кидает туда гранату и кричит: «Выходи, жизнь гарантирую!»

Ротным он называет старшего лейтенанта Бастанова, замполита батальона. Никаких приказов они нам, конечно, не отдавали, да и не могли этого делать — у нас своё командование. Бойцы в тельняшках зимой — это тоже перебор. На нас были прыжковые комбинезоны без знаков различия. Приказ был срезать абсолютно всё: погоны, петлицы, нашивки, чтобы были чистые комбинезоны и невозможно было опознать, кто мы и откуда. «Десантуру» — зимние куртки с меховым воротником — мы сняли, чтобы было легче действовать, а поверх комбинезонов надели плавжилеты, поскольку было уже холодно, конец декабря.

Кстати, позже, когда уже всё закончилось, взводный мне говорил со смехом: «Слушай, на меня тут комитетчик посмотрел и говорит: «Ух ты! Бронежилет! Подари!» Я не понял, спрашиваю, какой бронежилет? Оказывается, чекист принял за него простёганный плавжилет». Действительно, похож немного, тем более если человек его никогда не видел... Взводный объяснил чекисту, что в этом «бронежилете» плавать можно. У сотрудников группы «Зенит» не было броников, как и у нас. На нас вообще не было никакой защиты.

В чём боец группы «Зенит» прав: десантники начали работу с применения «ручной артиллерии». Забросав гранатами узел связи, тройка Бастанова ворвалась внутрь помещения. Оставшиеся в живых связисты и охрана Генштаба попытались дать отпор, открывая стрельбу из автоматического оружия. Однако сопротивление было подавлено десантниками огнём из ручных пулемётов. Виктор Ридель после Нового года на аэродроме делился со мной впечатлениями о бое: «Он (офицер узла связи — прим. автора) ударил по нам из автомата и нырнул в соседний кабинет. Мы ему вдогонку открыли огонь из пулемётов. Через секунду дверь под тяжестью тела приоткрылась, и он вывалился оттуда, падая навзничь».

Бойцы «дяди Васи» действовали так, как учил их легендарный командующий Василий Филиппович Маргелов.

Начальника Генерального штаба Якуба взял командир первого взвода 7-й парашютно-десантной роты 350-го полка гвардии старший лейтенант Александр Сергеевич Куиш по приказу комдива 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии Ивана Фёдоровича Рябченко. К моменту нашего прибытия в Генштаб Якуб находился в комнате отдыха рядом со своим кабинетом. Как ему удалось уйти от бойцов группы «Зенит», неизвестно.

В День ВДВ, 2 августа 2015 года, впервые за 35 лет я встретился со своим командиром взвода, приехал к нему в гости в лесной хутор недалеко от Боровухи. Вспоминали декабрьские события 1979-го. Спрашиваю взводного: «Ты не удивился, когда комдива увидел в кабинете у начальника Генштаба?» Саня: «Удивился? Да я попросту ох**л! Перед нами поставлена задача захватить здание, а в самом здании находится командир дивизии. Рябченко забрал у меня рацию, вышел в эфир, отдал какие-то распоряжения. А затем показал на дверь соседней с кабинетом комнаты и сказал: «Там начальник Генерального штаба. Его нужно взять!»

Перед этим генерал Рябченко через переводчика несколько раз предлагал афганцам сложить оружие, гарантируя жизнь.

Пулемётчик Виктор Якушкин: «Куиш мне приказал: выбивай дверь! Я вышиб её с ноги. Взводный швырнул в комнату «лимонку». Дал очередь из автомата. Посветили фонариком — Якуб лежит, хрипит. А застрелил его контрик. Маленький пистолет у него был». (Контриком Виктор называет сотрудника группы «Зенит». От слова «контрразведчик». Прим. автора.)

Александр Куиш: «Я подумал, а вдруг он выбросит гранату назад? Комната все-таки маленькая, а до взрыва около четырёх секунд. Поэтому кольцо выдернул, разжал ладонь, чека улетела, секунду выждал и только после этого бросил. Затем очередь из автомата…»

Приказ комдива выполнен — Якуб взят.

Александр Куиш: «Якуб лежит перед нами на спине, из-за ранения он хрипит. Зашёл комитетчик из группы «Зенит» и из маленького пистолета с двумя вертикальными стволами застрелил начальника Генерального штаба».

Я говорю: «Саня! Во всех книгах и статьях на эту тему пишут, что Якуба убил Абдул Вакиль — будущий министр иностранных дел Афганистана. Его якобы специально привезли для того, чтобы он привёл приговор в исполнение».

Но взводный твёрдо сказал: «Нет, это был не афганец, а комитетчик». Не верить Сане нет причин. Афганцев, новых руководителей государства, привозили на все объекты в Кабуле, которые подлежали захвату. Но вовсе не в качестве палачей, а для опознания трупов, фиксации смерти конкретного человека. К примеру, труп Амина опознавали прибывшие во дворец А. Сарвари — будущий премьер-министр и С. Гулябзой — будущий министр МВД.

Теперь, по прошествии стольких лет, а прошло уже почти полвека, мы не узнаем, кто именно это был.

Взводный продолжает: «Он что-то сказал Якубу на арабском (официальные языки Афганистана — пушту и дари — примечание автора.), достал маленький пистолет, который умещается на ладони, с двумя вертикальными стволами. Зарядил его, вложил патрон, приставил к области сердца, нажал спуск. Тело Якуба поднялось вверх и осело».

Вот так «нейтрализовали» начальника Генерального штаба Афганистана Мухаммада Якуба.

Вспоминает оперативный дежурный на ПУ полковник Е. В. Чернышев: «Через несколько дней рассказывали геологи, что по портативному приемнику слышали диалог: «Береза, я Береза-два, объект № 2 ликвидирован. (Объект № 2 — это начальник Генштаба Афганистана Якуб. Примечание автора.) Здесь в сейфах много денег, что делать? Охранять их или идти дальше? В ответ: «На х** они нужны, выполняйте дальнейшую задачу». Ответ, видимо, давал генерал-лейтенант Гуськов Н. Н. (Гуськов — заместитель командующего ВДВ СССР. Прим. автора)».

По описанию взводного, оружие, из которого застрелили Якуба, — два вертикальных ствола и умещается на ладони — это легендарный пистолет «Дерринджер». Очень старая модель, первый вариант был произведён в 1825 году.

Какими только эпитетами его не награждали! Пистолет последнего шанса, оружие бутлегера и картёжника, верный друг путешественника, маленькая карманная смерть. Президент США Авраам Линкольн в 1865 году был застрелен из капсульного «Дерринджера». Быть может, этот раритет, всплывший в Генштабе, остался ещё со времён британского вторжения в Афганистан? Но это в том случае, если верить, что застрелил Якуба афганец Абдул Вакиль.

Если же это дело рук чекистов, то речь идёт о МСП, малогабаритном специальном пистолете «Гроза». Он был представлен как отечественная разработка 60-х годов прошлого столетия, поступившая в 1972 году на вооружение специальных подразделений КГБ. В действительности не совсем понятно, что именно было разработано? Скорее, скопировано. «Гроза» — это и есть «Дерринджер», но выпущенный в СССР. Кстати, практически во всех источниках говорится о том, что Абдул Вакиль аж пять раз подряд выстрелил в Якуба. Но из этого пистолета невозможно вести такую стрельбу. Его нужно каждый раз перезаряжать, переламывая ствол. Так что эта версия абсолютно точно является вымыслом.

Саня очень сильно переживал из-за того, что Якуба застрелили. «Зачем его убили?» — задавался он вопросом. Я говорю: «Саня, ну как? Была же команда нейтрализовать!» Он говорит: «Ну так нейтрализовали. Приказали взять — взяли. Вот он, перед нами лежит на полу. А убивать зачем? Застрелили как собаку». И я прекрасно понимаю, что за мысли одолевали взводного. Гвардии старший лейтенант ВДВ Александр Куиш был благородным советским офицером, и он совершенно не мог представить, как это — убить пленного, тем более раненого. Это не соответствовало понятиям воинской чести. Победить противника в бою — это одно, а добивать раненого — это абсолютно мерзкое и гнусное. Но что произошло, то произошло.

Гвардии полковник Кукушкин: «Основными очагами боевых действий стали: резиденция (дворец) Амина, комплекс зданий министерства обороны и Генерального штаба, здания радио и телевидения Кабула, в центре города — армейский корпус, тюрьма в Пули-Чархи, а в Баграме — разоружение зенитчиков и авиационного гарнизона».

Кроме того, предстояла сложная задача блокирования афганского десантного полка в центре Кабула в крепости Бала-Хисар и частей двух пехотных дивизий на окраинах Кабула. Разумеется, главными объектами всё же оставались резиденция диктатора и Генеральный штаб». (А. В. Кукушкин. Прыжок десантников в Афганистан.)

Зачистка Генерального штаба продолжается. Мы не подозреваем, что нас вскоре ждёт нападение гвардейцев Амина; их казармы находятся рядом. Верные стражи афганского диктатора попытаются вернуть под свой контроль комплекс зданий, который мы захватили…
Ссылка на первоисточник
наверх