Паровой автопоезд для перевозки британских солдат по Африке во время Англо-бурской войны
День-ночь-день-ночь – мы идем по Африке,
День-ночь-день-ночь – все по той же Африке.
(Пыль-пыль-пыль-пыль – от шагающих сапог!)
Отпуска нет на войне!
Редьярд Киплинг «Пыль». Перевод А. Оношкович-Яцына
День-ночь-день-ночь – все по той же Африке.
(Пыль-пыль-пыль-пыль – от шагающих сапог!)
Отпуска нет на войне!
Редьярд Киплинг «Пыль». Перевод А. Оношкович-Яцына
Необычная бронетехника. А было так, что голландский физик Денни Папеном в XVII веке изобрел первую в мире паровую машину. Это был цилиндр с поршнем, который действием пара поднимался, а под давлением атмосферы опускался. Затем в 1705 году появились вакуумные паровые машины англичан Томаса Ньюкмена и Тома Сивери. Первые машины использовались для откачивания воды из угольных шахт и были выгодны, поскольку работали на угле и не зависели от наличия реки.
Ну, а затем паровые машины начали ставить на корабли, был придуман паровоз, и даже появились паровые омнибусы и трактора. Паровые тракторы Бойделя англичане использовали под Севастополем в годы Крымской войны. Причем колеса этого трактора были необычными: снабжались специальными широкими плитами, снижавшими давление их на грунт. Отмечалось, что трактор может двигаться со скоростью 4 мили в час по проселку и буксировать груз в 60 до 70 тонн.
Паровой трактор «Фаулер» В5, обшитый броней
Позднее опыт применения таких тракторов англичане использовали в ходе Англо-бурской войны 1898–1902 годов.
В Африке им пришлось столкнуться с серьезной проблемой: требовалось доставлять своих солдат вглубь страны. Но сделать это пешим порядком, как об этом написал Р. Киплинг, было очень долго и хлопотно. Гужевым транспортом, то есть на волах и в повозках? Тоже не выход, потому что такие транспорты были уязвимы от огня бурских стрелков.
Вот они и решили создать паровые поезда, в которых паровой трактор на высоких колесах, имевших рельефные грунтозацепы, буксировал бы четырехколесные вагоны с солдатами, причем в последнем можно было бы везти 127-мм полевую пушку.
И трактор-паровоз, и вагоны покрывались броней. Броня, толщиной 7,94 мм, стояла на вертикальных поверхностях, а 6,35 мм – на горизонтальных. И, как выяснилось, этого оказалось вполне достаточно, чтобы пули британских винтовок «Ли-Метфорд» и германской винтовки «Маузер» не пробивали ее с расстояния 18 м.
Но на такое расстояние к вагонам подойти было нечего и думать, так как в их стенках были устроены амбразуры для стрельбы. Как только буры пытались атаковать такие поезда, они останавливались, а стрелки из вагонов стреляли по ним из винтовок, да еще и артиллеристы палили по нападавшим из пушки. Тут даже и сам капитан-сорвиголова не нашелся бы, что против них предпринять.
Конечно, можно было бы выкопать поперек пути такого поезда ров и замаскировать его. Однако конные буры с собой лопат не возили. Таким образом, и потери в живой силе снижались во много раз, да и скорость доставки солдат тоже многократно увеличивалась. Хотя сама по себе скорость этого «бронепоезда» была невелика и составляла от 3 до 10 км/ч. Кондиционера в вагонах, естественно, не было, но крыша и торцевые стенки могли открываться…
Внешний вид вагона-транспортера с амбразурами для стрельбы. Как видите, броневые листы на нем уже тогда установлены под рациональными углами наклона, так что ничего революционного в том, чтобы ставить их именно так, конструкторы последующих лет не придумали!
Сегодня военные все чаще и чаще говорят о необходимости создания специальных машин для ведения боевых действий в северной тундре и в жарких пустынях, и джунглях, где обычным танкам и бронетранспортерам просто нечего делать. И такие специальные машины сегодня уже появились.
Внутренний вид вагона-транспортера с полевым орудием
Как правило, современные боевые тундроходы – это сочлененные машины, состоящие из двух секций. Соединены они подвижно и, благодаря большой длине, имеют очень высокую проходимость. Сегодня каждая такая машина несет на себе лишь какую-то одну систему вооружения.
Но можно ли считать совершенной такую конструкцию и нельзя ли сделать вездеходную боевую машину совершенной еще более?
Известно, что годы Первой мировой войны появился проект сочлененного танкового бронепоезда, который предлагал инженер Буаро. Ну, тот самый, что придумал «ломающуюся» боевую машину, чтобы давить заграждения из колючей проволоки.
Он предложил соединить между собой три танка СА.1 с двумя 75-мм пушками в передней и задней машинах, а посредине этого «поезда» поставить «вагон», где находился бы двигатель и электрогенератор, который вырабатывал бы ток для электромоторов всех трех машин. Проходимость этого «утроенного танка» и его огневая мощь могли бы быть совершенно беспрецедентными, но цена его оказалась слишком уж высока. А так как солдатские жизни в то время были дешевы, совершенствовать дешевые серийные танки военные не захотели.
Внешний вид африканского парового транспортера. Рис. А. Шепса
Лишь в 60-е годы ХХ века американская фирма «Летурно» решила создать свой собственный «снежный поезд» из трех сочлененных машин, грузоподъемностью 45 тонн. Затем ее усилия вылились в 450-тонный автопоезд TC-497 из 12 самоходных платформ на мотор-колесах, с приводом от электрогенераторов, которые в свою очередь крутили сразу четыре газовые турбины мощностью больше 5 000 лошадиных сил. Всего автопоезд передвигался на 56 колесах, причем каждое было высотой с легковой автомобиль. Ну, и проходимость у него при этом была просто потрясающей!
Многоколесный сочлененный транспортер фирмы «Летурно» во время испытаний на пересеченной местности
Расчет строился на том, что после ядерной войны с СССР железнодорожное сообщение на территории США будет полностью парализовано и тогда именно такие вот транспортеры заменят поезда и будут перевозить грузы по разрушенной стране.
Разработчики смогли создать систему управления такой длинной машиной, применив электронную систему, способную все колеса отдельных ее модулей поворачивать на строго рассчитанные углы. Это позволяло такому автопоезду не только обходить препятствия, извиваясь «змейкой», но и двигаться по кругу, хотя он был почти 200 метров длиной.
Ни песок, ни глубокий снег для TC-497 препятствием не являлись. И там, и там он мог передвигаться с равным успехом. К услугам экипажа всего лишь из шести человек были и камбуз, и туалет, и душевая с прачечной, и даже отдельная комната для отдыха. Но самое главное – конструкция автопоезда состояла из модулей, то есть по мере необходимости к нему можно было добавлять новые секции.
Испытания в пустыне Аризона в 1962 году эта машина выдержала успешно, но оказалась слишком уж дорогой и революционной. Американским военным показалось, что тяжелые грузовые вертолеты будут удобнее. Тем более что вопрос о противостоянии в Африке столь остро тогда не стоял. И сегодняшними темпами изучение Антарктиды тоже не шло, да и в Арктике также было, в общем-то, все «тихо».
Словом – всякому времени требуются свои собственные песни и… именно свои боевые машины. И то, что было дорого и нерентабельно в то время, сегодня выглядит очень даже привлекательно!
Кстати, двухсекционные машины повышенной проходимости строили в Швеции. А у нас в стране начиная с 60-х годов работы над ними не прекращались, и целый ряд таких машин использовался в народном хозяйстве. Но только лишь двухсекционных, не более!
А теперь давайте представим себе гипотетическую боевую машину-гусеницу на мощных мотор-колесах, которая была бы способна заменить целое подразделение обычных гусеничных машин. Попробуем себе представить, как бы она могла выглядеть?
Сочлененный зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-СА» в арктическом исполнении на Красной площади
Вот первый и последний ее модули – это посты управления, дублирующие друг друга, так что у нас получился самый что ни на есть настоящий Тянитолкай. На каждой такой шестиколесной машине вполне возможна установка двух турбогенераторов, питающих электричеством все остальные секции. На крыше – радары ПВО и… установки с шестиствольными скорострельными пушками: ведь должны же они как-то защищать сами себя от крылатых ракет БПЛА противника?!
Тор-М2ДТ – сочлененная установка также в арктическом исполнении во время парада на Красной площади
Следующие две секции – жилые, в них размещается обслуживающий персонал «змеи». За ними следуют два модуля с башенными орудиями калибра 152-мм и возможностью ведения огня реактивными снарядами до 70 км. Рядом с ними две секции с запасом боеприпасов.
Еще две очень важные секции – это склады с запасом дронов различного предназначения, чтобы они могли вести круговую разведку по всему маршруту движения нашего автопоезда, а также при необходимости сумели бы выполнять и функции камикадзе, и атаковать неприятеля. Два модуля отведены под помещения для бойцов «десанта на мотор-колесах», а рядом с ними – столовые с кухней и холодильниками для запаса продуктов, а еще с парой опреснительных установок, чтобы обеспечивать автопоезд пресной водой.
Кроме обычной артиллерии, на двух платформах размещаются ракетные комплексы ПВО и ударные ракетные системы типа «Смерч». А еще один командный пункт и ангар для аппаратов на воздушной подушке, чтобы вести разведку в условиях, когда БПЛА применять окажется невозможно по причине неблагоприятных метеоусловий.
Всего же у нас оказалось 24 секции, из которых 22 – парных. Причем наш супервездеходный транспортер будет вооружен более чем солидно:
– двумя ударными ракетными комплексами большой дальности,
– двумя ракетными комплексами ПВО,
– двумя артиллерийскими орудиями,
– двумя скорострельными артустановками ближнего действия,
– и еще на нем будут две платформы с разведывательными и боевыми дронами.
И это все, не считая легкого личного оружия экипажа «автопоезда». На случай разных неприятностей он также имеет бронирование и системы КАЗ, отвечающие за уничтожение подлетающих боеприпасов противника. Кстати, можно на него добавить и 25-ю платформу, прямо посредине – с запасом мотор-колес, опять-таки, на всякий случай. Машина-то ведь боевая.
В целом это мощь достаточно большого боевого корабля, вот только перенесенного сушу!
Конечно, все платформы держат между собой надежную связь, а персонал имеет возможность, несмотря на погоду, без проблем переходить из одной секции в другую. Необходимо предусмотреть и место для лазарета, и укомплектовать экипаж квалифицированным медперсоналом.
Легко и просто увеличить и его огневую мощь. Например, поставить еще четыре установки ПВО или, скажем, четыре контейнерные пусковые установки для оперативно-тактических ракет. Даже 3D-печатный станок, чтобы прямо на борту автопоезда печатать дроны по необходимости, вполне можно будет на нем разместить!
А теперь давайте немного пофантазируем и представим, как два таких вот автопоезда в полярной и песчаной раскраске, да еще и с вращающимися антеннами радаров, выезжают на Красную площадь на одном из будущих военных парадов. И оба они все тянутся, тянутся и тянутся…
Можно вообразить, какое это впечатление произведет и на собравшихся на трибунах гостей, и на журналистов, и... на военных атташе разных стран. Да еще голос диктора, сообщающий о том, что этим машинам нипочем любое бездорожье и что воевать и доминировать над противником они могут и в тундре, и среди песчаных барханов в самой жаркой пустыне…
И ведь что, между прочим, в этом проекте является на сегодня самым главным?
Да то, что все кирпичики, из которых можно собрать этот сверхдлинный и сверхвооруженный танк, уже есть в наличии. Осталось всего лишь соединить их все воедино.
- Автор:
- Вячеслав Шпаковский
Свежие комментарии