Тендер на создание современного танка для вооруженных сил Турции был объявлен в феврале 2000 г. Он был воспринят как один из самых привлекательных в области вооружений и приковал к себе внимание всех танкопроизводящих держав мира. «Проект века» был оценен в $4–7 млрд и первоначально предполагал, что страна-победитель поставит Анкаре 250 основных боевых танков и получит заказ на организацию их дальнейшего производства в Турции, доведя общее число до 1000 единиц техники. Этот амбициозный проект был включен в 30-летнюю программу модернизации вооруженных сил, на которую в Турции планируют ассигновать $150 млрд. Для участия в тендере были приглашены ведущие фирмы в области танкостроения. В результате отбора в финал вышли Германия, США, Украина и Франция. За бортом остались такие корифеи в деле производства танков, как Англия, Италия, Россия.
Германия представила Анкаре проект завода по сборке ограниченного парка машин «Леопард» 2А6. Франция также разработала план «лимитированного» завода существующих танков «Лекперк». США на тех же условиях предложили собирать машины М1А2 «Абрамс». Украина пошла дальше своих конкурентов, разработав специально для Турции проект завода по сборке неограниченного парка «чисто турецкой» модели танка Т-84, вооружённого 120-мм орудием. Поскольку Турция — член НАТО, то одним из непременных условий конкурса являлось соответствие основного вооружения танка стандартам этого военного блока. Такое требование исключило из участников конкурса, например, Россию.
Страны-участницы представили на конкурс свои новейшие машины: Германия — Leopard-2А6, США — M1A2 Abrams, Украина — Т-84–120 («Ятаган»), Франция — Leclerk. Турки скрупулезно испытывали их около двух лет. Причем испытания проходили как на полигонах Турции, так и на территориях стран-конкурентов. По оценкам специалистов, со стороны технических характеристик шансы всех четырех машин были приблизительно равными. По неофициальным результатам комплексных испытаний на первое и второе места вышли Leopard и Т-84. Турки работали с каждым участником тендера конфиденциально, поэтому информация не разглашалась.
Украинская машина, заводской индекс «объект 478Н», получившая позднее название «Ятаган» (в различных изданиях — КЕРН 2-120, Т-84-120, Т-84У; однако в ХКБМ эти названия не использовались), была разработана в конце 1999 г. Она полностью собиралась из комплектующих украинского производства, хотя предусматривалась, по желанию заказчика, установка систем и агрегатов зарубежных производителей.
При разработке танка «Ятаган» применялись технические решения, проверенные при модернизации танка Т-72-120, который впервые демонстрировался на международной выставке вооружений IDEX-99.
Ходовая часть танка заимствована у основного боевого танка Т-84У «Оплот» и состоит с подрессорной части и гусеничного движителя. Подвеска танка торсионная, гусеничный движитель состоит из 6 опорных двухдисковых обрезиненных катков диаметром 670 мм из алюминиевого сплава, поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колес по каждому борту. На первых, вторых и шестых узлах подвески имеются телескопические гидравлические амортизаторы двухстороннего действия. Направляющие колеса имеют механизмы натяжения гусениц. Конструкция танка позволяет преодолевать водные преграды глубиной до 1,8 м без подготовки.
Компоновка основного боевого танка Т-84-120 «Ятаган» сделана по классическому типу – в передней части корпуса находится отделение управления с местом механика-водителя, за ним – боевое отделение, а в корме танка - моторно-трансмиссионное отделение (МТО). Корпус имеет многослойное бронирование, состоящее из листов брони и керамических материалов. Также существует возможность навешивания блоков динамической защиты.
В МТО установлен многотопливный дизельный двигатель, способный работать в различных климатических условиях при температурах окружающей среды от -40° до +55°, а также в высокогорной местности на высоте до 3000 метров. Система вентиляции подающего в двигатель воздуха обеспечивает надежную работу двигателя при естественной запыленности. МТО имеет систему максимальной скрытости по тепловым факторам обнаружения.
Основным вооружением танка Т-84-120 Ятаган является 120-мм стабилизированная в двух плоскостях гладкоствольная пушка КБМ2, украинского производства, конструкция которой отвечает требованиям стандартов НАТО. Учитывая жёсткие сроки подготовки к тендеру, осенью 1999 г. ХКБМ заключило через корпорацию «Укрспецэкспорт» контракт со швейцарской фирмой Swiss Ordnace Enterprice Corp. на изготовление 120-мм стволов для пушки КБМ2.
Поскольку 120-мм пушка (в отличие от российской 125-мм) использует унитарные боеприпасы, то был разработан совершенно новый автомат заряжания заманного типа, который разместили в задней части башни в навесной кормовой нише.
Заряжание пушки танка «Ятаган» производится с помощью автомата заряжания. Боекомплект составляет сорок выстрелов — 22 выстрела размещены в конвейере автомата заряжания в специальном отсеке в задней части башни,отделенном от боевого отделения бронированной перегородкой, в крыше отсека имеются вышибные панели, чем обеспечивается безопасность экипажа в случае подрыва боекомплекта, 16 выстрелов размещены во вспомогательной механизированной боеукладке, размещенной в корпусе, а еще 2 выстрела разместили в боевом отделении.
Скорострельность 8 — 10 выстр./мин, причём предусматривались также режимы полуавтоматического и ручного заряжания.
Могли применяться боеприпасы всех типов, разработанные в соответствии со стандартами НАТО (STANAG 4385 и STANAG 4110), APFSDS-T, НЕАТ-МР-Т и другие, а также управляемые по лазерному лучу ракеты производства Украины, адаптированные к калибру 120 мм.
Дополнительным вооружением служил 7,62-мм пулемет, спаренный с пушкой и 12,7 зенитный пулемет дистанционного управления, установленный на люке командира танка и стабилизированный в вертикальной плоскости.
Прицельное ведение огня обеспечивается комплексом управления огнём (КУО) от танка Т-84У «Оплот», но адаптированным к новому типу вооружения. КУО состоит из тепловизора, дневного прицела наводчика, прицельно-наблюдательного комплекса командира, зенитного прицела, системы управления зенитной установкой, баллистического вычислителя с датчиками входной информации и стабилизатора вооружения.
По оценкам специалистов, технические характеристики четырёх машин, участвовавших во втором этапе конкурса, были приблизительно равными. Но по неофициальным результатам комплексных испытаний, проходивших как на полигонах Турции, так и на территории стран-конкурентов, на первое и второе места вышли «Леопард» и «Ятаган».
К преимуществам украинского танка можно было отнести то, что он примерно на 10 т легче своего конкурента, корпус его ниже, то есть танк менее уязвим, без подготовки преодолевает водные преграды глубиной до 1,8 м. К тому же, уникальный харьковский двигатель удалось приспособить к работе в условиях жаркого климата, благодаря чему он не терял мощности при температуре воздуха до +55°С.
Однако в современном военном бизнесе победителей зачастую определяют не имеющие отношения к качеству продукции факторы. Исход дела нередко зависит от политической весовой категории страны-участницы, ее традиционной исторической ориентации и принадлежности к тем или иным военно-политическим блокам, а также от уровня лоббирования и инвестиционных кондиций претендентов. Так, по мнению экспертов, Италия утратила свои шансы на участие в тендере еще до его начала после споров Анкары и Рима вокруг пребывания на Апеннинском полуострове курдского лидера Оджалана. Для Франции большим минусом оказалось принятие ее парламентом законопроекта об осуждении геноцида Турции против армян во времена Османской империи. Да и обсуждение в конгрессе США подобного законопроекта значительно снижало шансы традиционно сильных на рынке вооружений американцев. Оказался уязвимым и Берлин, указывающий на нарушения прав человека в Турции. К тому же, имея на вооружении много немецкой техники, Анкара склонна осторожно относиться к новым крупным закупкам оружия из Германии, дабы его присутствие не стало критическим в смысле зависимости от Берлина.
Несколько позже существенные коррективы в тендерный расклад стала вносить и война в Ираке. В результате оказалось, что политически незаметная Украина имеет свои преимущества — только к Киеву Анкара не могла предъявить претензий политического характера. Обнаружился фактор, который мог бы сыграть роль в определении страны-победителя, что вселяло надежду на успех в тендере.
Украина смогла выложить еще несколько козырей, проявив некоторую гибкость и изобретательность в погоне за контрактом. Украинским танкостроителям удалось продемонстрировать ряд преимуществ Т-84 перед конкурентами: наша машина примерно на 10 т легче, имеет большую маневренность и высокую боевую мощь. Она ниже, то есть менее уязвима, и, в отличие от конкурентов, без подготовки преодолевает водные преграды глубиной 1,8 м. Уникальный харьковский двигатель, как никакой другой, оптимально приспособлен к работе в условиях жаркого климата — он не теряет мощности при температуре воздуха плюс 55 градусов. При этом Украина выставила за Т-84 самую низкую цену и, что очень важно, оказалась также единственной страной, готовой передать Анкаре 100% танковых технологий. Кроме того, харьковское КБ им. Морозова, разработчик Т-84, реализовав несколько технических и конструкторских новинок, на финальной стадии тендера сделало достаточно удачный ход, предложив туркам дать танку красивое имя — «Ятаган».
Но из-за финансовых проблем, вызванных, в частности, разрушительным землетрясением, Турция умерила свои военные аппетиты. В перечень сокращенных программ якобы попал и танковый тендер. Предпочтение отдали модернизации 170 устаревших танков М60. Контракт на 668 млн. долларов получила израильская компания Israel Military Industries. Заключили турки также контракт на поставку в страну 298 бывших на вооружении армии ФРГ танков «Леопард» 2А4, которые предварительно должны были пройти капитальный ремонт на заводах фирм Krauss-Maffei Wegmann и Rheinmetall Landsysteme.
В силу ряда обстоятельств именно на него Киев возлагал большие надежды. После выполнения пакистанского контракта на поставку Исламабаду 320 Т-80-УД ($650 млн) основной производитель танков в нашей стране — харьковский завод им. Малышева — переживал резкий спад. Выигрыш тендера мог стать своего рода спасательным кругом для всей бронетанковой отрасли. Кстати, именно бронетанковая тематика вывела и стабильно удерживает Украину в десятке крупнейших мировых производителей военной техники и вооружений. Ситуацию ухудшило то, что параллельные конкурсы на поставки танков в Грецию и Малайзию, в которых участвовала Украина, оказались для нас безрезультатными. Под давлением политических обстоятельств Малайзия отдала предпочтение Польше (РТ-91), а Греция решила закупить немецкие Leopard. Горечь потерь Киева на этих тендерах несколько смягчил прорыв в пакистанском направлении. Летом 2002 г. завод им. Малышева, выиграв в жесткой конкуренции с европейскими производителями, подписал контракт на $100 млн на поставку Исламабаду 285 двигателей к новому танку Al Khalid, который был разработан в рамках международного проекта при участии Китая, Пакистана и Украины.
Тактико-технические характеристики основного боевого танка Т-84-120 "Ятаган"
Длина с пушкой вперед 9,664 м, длина корпуса 7,075 м, ширина по гусеницам 3,595 м, ширина по бортовым экранам 3,775, высота по крышу башни 2,215 м
Масса 48 т
Экипаж 3 чел
Клиренс (дорожный просвет) 515 мм
Ширина колеи 2,8 м
Силовая установка: 6-цилиндровый горизонтальный многотопливный двухтактный дизельный двигатель с прямоточной продувкой 6ТД-2, мощностью 1200 л.с. (883 кВт) при 2600 об/мин
Удельная мощность двигателя 25 л.с./т
Максимальная скорость по шоссе 65 км/час, по пересеченной местности 45-50 км/час
Запас хода по шоссе 450 км на основных топливных баках, 540 км с дополнительными бочками
Запас хода по пересеченной местности 350 км на основных топливных баках, 450 км с дополнительными бочками
Емкость топливных баков 1300 л
Вооружение: 120-мм гладкоствольная пушка КБМ2, 7,62-мм пулемет, 12,7-мм зенитный пулемет
Боекомплект: 40 выстрелов 120-мм, 4000 патронов 7,62-мм, 450 патронов 12,7-мм
Удельное давление на грунт 0,93 кгс/см2
Преодолеваемое препятствие: брод глубиной 1,8 м, с ОПВТ (оборудование для подводного вождения танка) – до 5 м, стенка высотой 1 м, ров шириной 2,85 м, угол подъема 32°, крен 25°
Автор Александр Иванов
Свежие комментарии