На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Николай Чернышев
    Давить надо гадов. И нечего дикарей пускать в Россию.Звериная ярость: ...
  • Василий
    По Сталинскому варианту нам кое-что и перепало бы, а долбанный Хрущ отдал бесплатно, если ещё и не с доплатой.Как Хрущёв разруш...
  • Валерий
    Правильно и восстановить Прибалтийский военный округ !!!В МИД БЕЛОРУССИИ ...

русско-японская война

Бой в Желтом море 28 июля 1904 г.

Шел пятый час боя. Стоявший на ходовом мостке “Микасы” адмирал Того был мрачен: несмотря на сразу захваченную инициативу, ему так и не удалось нанести противнику серьезного урона. Русские легко нейтрализовали его попытки совершить классический маневр по охвату головы эскадры и продолжали двигаться вперед, по направлению к Владивостоку.

Взирая на свой избитый русскими снарядами корабль, он уже был готов прекратить преследование. Но, как это нередко бывает, все решил случай...

В начале шестого часе японский 305-мм снаряд попал в фок-мачту флагманского русского броненосца “Цесаревич” и вывел из строя весь находившийся на верхнем мостике штаб контр-адмирала В. К. Витгефта — командующего прорывавшейся из Порт-Артура эскадрой. Адмирал погиб, но командир корабля капитан 1-го ранга Иванов 2-й не стал передавать командование младшему флагману и самостоятельно повел эскадру дальше. Увы, злой рок продолжал преследовать “Цесаревича”. В 17.45 в непомерно широкие смотровые щели боевой рубки влетели осколки еще одного 305-мм снаряда, ранив или убив всех находившихся там матросов и офицеров. Корабль выбился из строя и начал описывать циркуляцию. Порядок эскадры нарушился, чем не преминул воспользоваться адмирал Того. В итоге прорыв во Владивосток не состоялся: младший флагман контр-адмирал князь Ухтомский приказал повернуть назад в Порт-Артур. Часть кораблей, в том числе и “Цесаревич”, разбрелась по нейтральным портам, где и была интернирована до конца войны. Так неудачно для русских закончилось сражение в Желтом море 28 июля 1904 года, ставшее прологом к гибели сначала Первой, а затем и Второй Тихоокеанской эскадр.

 

Гибель броненосца “Наварин”.

Броненосцу “Наварин” вести бой с японцами было труднее, чем его товарищам по оружию. Сильно изношенный непрерывными плаваниями корабль, накануне войны отправленный на Балтику для ремонта, но так и не отремонтированный, имевший лишь восемь исправных паровых котлов из двенадцати, с 305-мм пушками старого образца в неуравновешенных башнях, от поворота которых на борт возникал изрядный крен, он никак не мог тягаться с современными броненосцами адмирала Того. Тем не менее его экипаж под командованием капитана 1-го ранга барона Б. А. Фитингофа действовал умело и хладнокровно: старые пушки “Наварина” нанесли повреждения вражескому крейсеру, при этом сам корабль в дневном бою в Цусимском проливе почти не пострадал. Толстая броня оказалась непробиваемой для японских снарядов, а дополнительная защита из пробковых матрацев, устроенная по инициативе старшего офицера В. Н. Дуркина, хорошо прикрывала от осколков. В итоге за день жаркого боя был убит только один матрос и еще один ранен. И лишь в шестом часу вечера экипаж понес более крупные потери: от неприятельского снаряда, попавшего в боевой марс, рухнули вниз тяжелые ящики с 37-мм снарядами. Они пробили жилую палубу, убили кочегара и ранили более 20 человек. От этого же взрыва тяжело пострадал и командир броненосца, вынужденный передать командование старшему офицеру.

Ночью на уцелевшие русские корабли набросились японские миноносцы. На “Наварине” к тому времени были перебиты все прожекторы, и отражать атаки неприятеля ему помогал шедший впереди крейсер “Адмирал Нахимов”. Но вскоре на броненосце лопнула паровая магистраль, и еще три котла вышли из строя. Корабль отстал, продолжая в одиночку яростно отбиваться из всех орудий. Но все же торпеда попала в правый борт; затопило погреб 6-дюймовых снарядов. Экипаж самоотверженно боролся за живучесть броненосца, под пробоину удалось завести пластырь. Увы, это досталось дорогой ценой: волнами с кормы “Наварина” смыло около 40 человек. Корабль скрылся в темноте.

Но в 2 часа ночи японцы вновь настигли раненый броненосец. По воспоминаниям одного из оставшихся в живых моряков, вражеские миноносцы “кишели, как черви”. Вскоре почти одновременно прогрохотали два мощных взрыва — один с правого борта, у миделя, другой — с левого, в носу. Корабль стремительно завалился на правый борт и исчез в пучине. Из 619 человек его команды спаслись только трое. Так погиб “Наварин”, родоначальник целого поколения русских броненосцев, большинству из которых выпала незавидная доля стать участниками самой несчастливой для Российского флота войны...

Картина дня

наверх