Никакие финансовые проблемы и потрясения не должны отражаться на военной отрасли, особенно когда речь идет об оборонном комплексе. В данном случае имеется в виду Белоруссия, где политика заводов военной промышленности определяется государством. Вместе с тем, Белоруссия продолжает активно сотрудничать с Россией, в частности, в плане поставок спецшасси для установки различных видов вооружения. Производством этих шасси занимается Минский завод колесных тягачей.
Начиная с 80-х годов ХХ столетия, традиционной стала установка комплексов противовоздушной обороны на гусеничную основу, хотя в 60-70-х годах в войсках использовались колесные комплексы «Оса» и «Стрела-1». Но необходимо отметить, что несмотря на очевидные преимущества, гусеничные машины имеют ряд недостатков. Так, к примеру, их стоимость гораздо выше колесных, они имеют меньший запас хода и гораздо меньший период эксплуатации. Поэтому приоритет в настоящее время отдается в основном колесным шасси.
Для военных уже стало привычным то обстоятельство, что новые образцы оружия отечественного производства создается длительный период времени. Но если ранее основная причина заключалась в недостатке или отсутствии финансирования, то сейчас – это потеря технологий и конструкторских школ. Белорусы чуть ли не единственные, кому удалось сохранить наработки прошлых лет, поэтому и неудивительно, что Россия закупает минские шасси для установки своих тактических и стратегических ракетных комплексов. Насколько известно, ранее минский завод изготовил три опытных образца-основы для боевых машин по заказу концерна «Алмаз-Антей».
Относительно недавно белорусы порадовали очередной новинкой. Новая машина получила название МЗКТ-6922. Ее удалось создать за довольно небольшой период времени. В 2006 году, весной, состоялась защита технического проекта в Москве, а уже спустя один год, в июне 2007 года, первая машина появилась в России. На ней был установлен ракетно-зенитный комплекс «Тор-М2Э».
Даная разработка была в определенной степени новаторской, поскольку впервые в практике белорусских конструкторов было создано корпусное, а не рамное шасси. Корпус был сделан из стальных листов со встроенными элементами усиления. К слову сказать, модель получилась весьма длинной (около 9,5 метров) и низкой (2,3 метра). Но вместе с тем она была достаточно широкой для того, чтобы свободно разместить в кабине 4 человека (ширина машины составила около 3 метров).
В машине есть независимый отопитель и кондиционер, что дает возможность эксплуатировать шасси в температурном режиме от -40 до +50 градусов. Приборная панель очень напоминает кабину самолета, поскольку на панели размещены компьютерные мониторы информационно-управляющей системы. На них выводится информация по различным системам машины. В случае обнаружения сбоя, система сообщит о неисправности, а также даст рекомендации по ее устранению.
Кроме того, корпус оснащен операторским, аппаратным и моторно-трансмиссийным отсеками. В заднем отсеке размещен силовой агрегат. Кроме того, возможен и вариант с локальным бронированием (если того пожелает заказчик).
Необходимо отметить, что специально для данной машины была разработана гидропневматическая уникальная независимая подвеска. Высокую подвижность машины обеспечивает гидромеханическая трансмиссия ГМП-400, двухскоростная раздаточная коробка, мощный восьмицилиндровый дизель ЯМЗ-7513.10 с турбонаддувом и шины 525/70R21 с улучшенными характеристиками (повышенная проходимость и регулируемое давление воздуха).
МЗКТ-6922 может передвигаться по любым дорогам и по любой местности. Максимальные показатели движения – радиус поворота: 12,5 метров, глубина брода: более 1 метра, грузоподъемность: 12 тонн, максимальная скорость: 85 километров в час, полная масса: 30 тонн. Кроме того, два бака для топлива емкостью 200 и 530 литров вместе с экономичным двигателем обеспечивают запас хода порядка 1 тысячи километров.
Подобные характеристики не могли оставаться никем незамеченными, поэтому и неудивительно, что шасси МЗКТ-6922 было использовано в ходе проведения работ по глубокой модернизации ракетного зенитного комплекса «Оса». Изначально данный комплекс был помещен на плавающее шасси БАЗ производства Брянского автозавода, однако подобные конструкции уже давно сняты с производства. Новая версия ЗРК получила название «Оса-1Т» 9К33-1Т. В свою очередь, модернизированный комплекс стал основой для мобильного автономного ракетно-зенитного комплекса небольшой дальности «Стилет», который также размещался на МЗКТ-6922. Более того, на нем размещается и одна из версий многоцелевого пушечно-ракетного комплекса А3.
И, наконец, данное шасси также используется в качестве основы для новой модификации ракетно-зенитного комплекса «Бук» средней дальности – «Бук М2».
Шасси МЗКТ-6922 успешно прошел все испытания на российских военных полигонах, получив довольно высокие оценки. В то же время, специалисты ЦАМТО сделали прогноз относительно того, каким будет спрос на оружие. Так, по их мнению, объемы рынка до 2013 года возрастут до 23 миллиардов долларов. При этом наибольшим спросом будут пользоваться именно системы небольшой и средней дальности, потому как стоимость их сравнительно невысока.
Таким образом, существует весьма большая вероятность того, что и минские шасси будут иметь большие перспективы. Сейчас же шасси данной модели производятся не только на экспорт, но и поступают на вооружение белорусских вооруженных сил с комплексом «Тор-М2».
Отметим также, что для российской армии минские производители предлагают и еще одну новинку - МЗКТ-79292, но ее характеристики в значительной степени отличаются от вышеназванной модели. Масса новой модели составляет 63 тонны, первые и последние пары колес – управляемые. Радиус разворота составляет 20 метров (длина машины составляет 16 метров). Двигатель – 503 лошадиных силы. Но скорость составляет всего 40 километров в час.
Есть и более скромные виды техники, которые пользуются большим спросом: МЗКТ-74295, МЗКТ-65273. При этом очень важной особенностью всей техники белорусского производства является быстрота развертывания – от 10-15 минут до одного часа (в зависимости от модели машины и ее предназначения).
Таким образом, несмотря на неоднократные заявления представителей российского военного ведомства о том, что они хотят отказаться от белорусских шасси, на практике все происходит совершенно по-другому. И белорусские заводы весьма успешно продолжают создавать для россиян военную технику.
Использованы материалы:
http://www.vestnik-rm.ru/news-4-2886.htm
http://naviny.by/rubrics/economic/2011/09/05/ic_articles_113...
http://www.vpk.gov.by/catalog/mzkt/1060/
Автор Валерий Бовал
Свежие комментарии