На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Влад Владимиров
    После присоединения к России нашего русского города Одессы данный вопрос там уже, блин, сам собой, я думаю, решиться....Газ по «венгерско...
  • Eduard
    Поймите,Брюссель заставляет европейцев лежать под Америкой,передавать свои деньги Украине,а потом Армении,Молдавии? К...Отмена Брюсселя
  • Eduard
    Давно эту мафию разогнать пора.Демократия перешла в ранг"Мафии",где единство как в мафии!.Отмена Брюсселя

Там, где выносят приговор глобализму

Там, где выносят приговор глобализму

Впереди – глобальная фрагментация


Американский институт предпринимательства АИП — не самый востребованный прессой источник информации о долгосрочных перспективах экономики. Как мировой, так и национальной. Слишком уж всё у них заумно, хотя по части сезонных прогнозов и конкретных рекомендаций там полный порядок.

Не сказать чтобы очередное, точнее — внеочередное, выступление одного из экспертов этого учреждения – экономиста, скромного, хотя и старшего научного сотрудника АИП Десмонда Лахмана стало какой-то сенсацией. Неожиданностью можно считать то, как публикация была дружно подхвачена прессой.

Издание The Hill — довольно молодое, меньше тридцати лет на рынке, не самое деловое, хотя и работает в связке с агентством Bloomberg, но скорее политическое. Вообще-то The Hill не конкурент The Forbes или Financial Times, но тема уж очень жареная, и подана на редкость доступно.


Если в Китае или в России выступления против глобализации и мировой гегемонии отдельно избранной страны — это давно норма, то в Штатах подобное позволяли и позволяют себе совсем немногие. Десмонд Лахман едва ли не впервые выступил так ёмко и так широко, да ещё и так критически в отношении своей родины.

И если бы против Байдена и демократов, это бы приняли как данность, хотя The Hill придерживается центристских позиций и в особых симпатиях к республиканцам не замечено. Лахман, пожалуй, первым применил по отношению к мировой экономике термин затяжное «уныние». Не кризис и не великая депрессия, это уже никого не пугает, а вот так — пессимистично и безнадёжно.

Слишком уж много причин накопилось к тому, по мнению эксперта. О причинах далее, а следствием кризиса, тяжёлого и, скорее всего, очень продолжительного, станет масштабная фрагментация экономики. Приходит время забыть о глобализации и интеграции под чутким руководством развитого Запада, то есть G-7 и конкретно США.

Но США не обособятся


Понятно, что США с их долларом — основа глобальной экономики, и не исключено, что большой бизнес не простил Дональду Трампу как раз курса, который уж очень напоминал старый добрый «изоляционизм». Тот факт, что в последнее время американская национальная валюта утрачивает свои позиции на мировой арене, сути дела не меняет, и об этом в The Hill тоже написано.

Однако с санкциями у Белого дома получилось как-то не очень, что и косвенно и прямо признаётся в статье Лахмана. Давление на геополитических оппонентов — игра затягивающая, но побеждать в ней хотя бы локально получается всё реже. Эффективность такого метода реакции на события за пределами страны, автор The Hill считает сомнительной.

По мнению обозревателя, экономические санкции Вашингтона в отношении мировых компаний или стран всё больше напоминают бумеранг. И дают обратную реакцию, что именно в долгосрочной перспективе крайне невыгодно США.

Десмонд Лахман напоминает, что для США санкции уже стали привычной реакцией на действия других стран. Вариант с санкциями поначалу смотрится соблазнительно, «так как чаще всего их легко ввести, и они не наносят сокрушительного удара для бюджета Америки».

Санкции ещё и удобны, так как не создают риска для жизни и здоровья американских военных. Но история уже не раз показывала, что нужного эффекта они обычно не дают, если только поначалу, а накопленный эффект почти всегда негативный, так как Вашингтон снимает санкции крайне редко и неохотно.

Санкции, по оценке автора, мешают федеральным властям страны финансировать постоянно растущий долг США. При этом они не сразу, но бьют и по доллару, причём удар по курсу не так страшен, как по его репутации. Незыблемый статус доллара как мировой резервной валюты просто требует от США оставаться в лагере глобалистов, причём в роли бесспорного лидера.

Первым уйдёт Китай


В отличие от многих других исследователей, Д. Лахман отнюдь не переоценивает жёсткую привязку китайской экономики к ёмкому американскому рынку. Скорее, он не переоценивает и сам этот рынок, а Китай, по его мнению, уже подготовил почву для расставания с ним.

Разумеется, далеко не полного, но вполне достаточного для того, чтобы справиться с проблемами, которые могут возникнуть из-за его схлопывания. Китайская экономика занимает пока второе по величине место в мировом масштабе. Но это пока, к тому же в китайском ВВП, в отличие от американского, заметно ниже доля услуг.

Особенно это важно в отношении услуг финансовых, тем более на фоне того, как стремительно сейчас теряет позиции доллар. Народный Банк Китая едва ли не активнее всех других избавляется от долларовых активов, и переводит на юани и иные валюты расчёты с контрагентами, вне зависимости от их юрисдикции.

Это делается, несмотря на понимание того, что падение курса американской валюты, уже практически неизбежное, приведёт сразу к серии последствий, не всегда негативных для американской экономики. В публикации The Hill выделены всего два из них.

В первую очередь, Лахман ведёт речь об удешевлении американского долга. Причём ещё не совсем ясно, какой долг для ФРС и Минфина важнее снизить — внешний или внутренний. Автор, по всей видимости, склоняется к внутреннему, так как это поддерживает политическую стабильность страны, по многим оценкам, балансирующей на грани гражданской войны.

Во-вторых, в статье The Hill говорится и об усилении конкурентных позиций американских компаний на внешних рынках, ввиду падения доллара и последующего снижения цен на их продукцию.

Десмонд Лахман напоминает, что жёсткие зонтиковидные меры Пекина в период пандемии привели к потере около 350 млн рабочих мест. Все до одного крупные промышленные города были под карантином, из-за чего китайская экономика попросту «забуксовала».


Относительно небольшое отступление по части ВВП и иных показателей не должны никого вводить в заблуждение — падение экономики имело место, и возвращение на допандемийный уровень – это пока ещё дело будущего. Показатели китайской экономики выросли лишь на 0,4 % за второй квартал нынешнего экономического года. Лахман обращает особое внимание на то, что это в разы ниже заданного целевого показателя в 5,5 %.

Наиболее показательными автор считает проблемы в секторе недвижимости КНР. Закредитованность строительных компаний на сегодня так высока, что от банкротства их спасает только беспрецедентные денежные вливания из казны. При этом средства из банков фактически просто растворяются в растущих денежных пузырях.

По сути это американский синдром, который впервые ярко проявил себя во время кризиса 2008 года. И простым отказом от доллара проблему не решить. По мнению Лахмана, на скорое восстановление бурно росшей ещё вчера китайской экономики рассчитывать вообще не стоит.

Россия тоже против доллара


Считается, что на путь дедолларизации Китай встал вслед за Россией, но на самом деле, пусть об этом и не написано в The Hill, манипуляции с курсом юаня начались намного раньше, и по сути были вполне работающим инструментом против доллара.

В то же время отказ от доллара в России носит больше пропагандистский характер, тем более что Москва и её рычаги давления, как напоминает Лахман, слишком тесно связаны с европейским сообществом. Но газовый кризис, на данный момент ещё локально европейский, способен перерасти в глобальную экономическую проблему.

Впрочем, ситуация, по оценке эксперта, сработала и в пользу американского СПГ, с которым на данный момент только одна реальная проблема — его катастрофически мало. Сильнее всего в голубом топливе из России нуждаются Германия и Италия, так как именно они качали оттуда больше всего газа.

По оценке Д. Лахмана, полное прекращение экспорта энергоносителей из России приведёт к падению ВВП Германии на 1,5 % в текущем году и почти на 3 % в 2023-м. Немецкая экономика уже входит в стагнацию и имеет все шансы попасть под серьёзную рецессию.

Десмонд Лахман буквально бьёт тревогу:

«Рецессия в Германии — последнее, что нужно Европе в эпоху, когда возобновившаяся политическая нестабильность в Италии ставит под сомнение способность Рима обслуживать гигантский государственный долг.»

Интересно отметить, что о фрагментации мировой экономики в The Hill выступили почти сразу вслед за российским Центробанком, который ещё 12 августа в своём регулярном докладе допустил сценарий глобального кризиса. Согласно ему, мировая экономика будет фрагментироваться.

Из материалов российского регулятора, на этот раз весьма убедительных, можно понять, что

«страны станут все больше делать упор на увеличение локализации производств. При этом ориентирование на использование сравнительных преимуществ будет постепенно снижаться.»
Автор:
Анатолий Иванов
Использованы фотографии:
cont.ws, cnews.ru
Ссылка на первоисточник
наверх