
Факт, конечно, ужасный, но отрицать его бессмысленно: за годы проведения специальной военной операции разного рода диверсии и террористические акты, организованные украинскими спецслужбами на территории России, стали делом привычным. Касается это не только мелких пакостей со стороны малолетних и не очень малолетних дегенератов, сжигающих релейные шкафы и прочие объекты инфраструктуры под руководством кураторов с «незалежной», но и покушений на высокопоставленных лиц.
Однако то, что произошло 1 июня 2025 года, назвать «рядовой» диверсией уж никак нельзя, поскольку целью украинцев стала наша стратегическая авиация. Как утверждают некоторые отечественные OSINT-еры, повреждено или уничтожено несколько бомбардировщиков, являющихся носителями ядерного оружия. И, надо сказать, новость эта стала настоящим ушатом ледяной воды для всех, включая Запад, — многие даже назвали это событие повторением Пёрл-Харбора.
Вдаваться в подробности того, какова была реакция на это событие, особого смысла нет — там и так всё предельно ясно. На Западе вновь закричали о том, что Украина якобы поставила Россию на колени в преддверии переговоров. У нас же, скрипя зубами, в очередной раз заговорили о красных линиях, ядерном возмездии, индивидуальных защитных ангарах для самолётов и бездействии ФСБ и прочих организаций, которые должны были предотвратить то, что произошло.
Важнее тут другое.
Украинские спецслужбы, не брезгующие такими способами ведения войны, непрерывно совершенствуют свои навыки, переходя ко всё более изощрённым методам. Раньше их «акции» особой сложностью не отличались — даже в случае с подрывом Крымского моста и убийств ряда высокопоставленных лиц всё делалось топорно и по классической схеме в стиле «доставил взрывчатку и подорвал». Теперь же, как видим, эволюционирование диверсионной деятельности уже вывело её на совершенно другой уровень.

Оснащение «дачных домиков» дронами. Дроны располагались в пространстве между металлической крышей и деревянным потолком.
Никаких дураков с бутылками с зажигательной смесью, никаких «иностранных специалистов» с заминированными самокатами. Исполнителями были люди, готовившие эту атаку длительное время. Причём речь не только об операторах БПЛА (крайне сомнительно, что для атаки использовались дроны с «искусственным интеллектом», скорее всего, через интернет управлялись), но и тех, кто готовил диверсию непосредственно на местах — снаряжавших беспилотники взрывчаткой, устанавливавших их на стартовые позиции в грузовиках и т. д.
Да и саму организацию этого, без всякого преувеличения, террористического акта, можно охарактеризовать словами: «комар носа не подточит».
В первую очередь это касается маскировки — в ряде СМИ объекты на грузовиках, из которых вылетали дроны, часто именуют контейнерами или даже целыми пусковыми установками. По факту, конечно, это и есть пусковые установки, но звучит так грозно, будто «Град» какой-то на трейлере везли и не досмотрели. Даже стали обвинять водителей в том, что они (если действительно не знали о содержимом груза) настолько безалаберны и не удосужились посмотреть, что же они такое везут. Однако смотреть там, по сути, не на что.
«Пусковые установки» или «контейнеры» — это обыкновенные бытовки/дачные дома, которые повсеместно используются для проживания людей. Никакого подозрения они априори вызвать не могут, поскольку и снаружи, и внутри это обыкновенные транспортируемые «домики», которые, возможно, выпускает серийно какое-нибудь российское предприятие. Есть вероятность, что для пущей достоверности внутри даже некоторые предметы мебели по типу стола, приколоченного к полу или стене, имелись.
В «пусковые установки» их уже переделывали в ангаре/гараже в Челябинске (по предварительным данным), помещая в промежутках между металлической крышей и внутренним деревянным потолком беспилотники. Сверху же, на крышу, ставили солнечные панели, которые, по всей видимости, служили источником питания для подзарядки дронов, пока грузовик везёт их к пункту назначения.

После прибытия на место назначения крыши «домиков» с солнечными панелями в автоматическом или, возможно, ручном режиме откидывались в сторону для вылета дронов. Крыша валяется слева от грузовика.
В таком исполнении к грузу, даже если очень хочешь, не докопаешься. Бытовка/дачный домик, да ещё с солнечными панелями — красиво, модно, технологично. Подвох можно найти только с помощью обученных собак или рентгеновского сканера, но это разве что на погранконтроле.
С транспортировкой тоже всё предусмотрели. Грузовики куплены или взяты в аренду/лизинг (это уж следствие установит) частным лицом, поэтому никакой отчётности о перевозках, в том числе финансовой, оно даже банально в налоговую, скорее всего, не давало. Это обстоятельство фактически дало свободу действий организаторам диверсии и позволило избежать излишних проверок и забот по поводу документов отправителя, если бы они решили воспользоваться услугами транспортных компаний.
По сути, всё выглядело так, будто сам владелец грузовика захотел себе бытовку на даче поставить, вот и попросил водителя по знакомству, чтоб довёз, — даже липовую справку о грузе делать не нужно в случае досмотра. Достаточно соответствующие документы на официально изготовленный домик показать. Никто же на дороге вскрывать крышу и рассматривать секретное содержимое не станет — максимум внутрь глянут, и не более того.
Что же касается самих дронов. Сейчас говорят, что их могли ввезти через Казахстан или какую-то другую страну ближнего зарубежья. Отрицать это или опровергать пока рано, но предположение вполне резонное, если речь идёт о специально модифицированных коптерах с высокой грузоподъёмностью, большой дальностью полёта и возможностью управления полётом дистанционно через мобильный интернет.
Ввезти такой груз, особенно если коптеры повезли скопом, дав денег соответствующим лицам и оформив это всё под какой-нибудь грузовик с луком или помидорами, к сожалению, вполне реально — коррупцию пока никто не отменял. И концы потом найти очень сложно, если вообще возможно. Хотя и в случае покупки БПЛА уже в России с соответствующими доработками уже «в гараже» сложностей нет — законы наши в этом плане либеральны, так как регистрация официально купленного коптера добровольная.

В целом же, проведённая Украиной диверсия напоминает нашумевшую израильскую акцию с пейджерами, когда спецслужбы Израиля дистанционно подрывали пейджеры, начинённые взрывчаткой, с целью убийства и, условно говоря, «выведения из строя» людей, относящихся к ХАМАС. Сейчас мы наблюдаем схожий уровень подготовки и технологической изощрённости, но уже со стороны украинских спецслужб, действующих не на полях боевых действий, а глубоко в нашем тылу. Это свидетельствует не просто об эволюции методов, а о перенятии опыта и, возможно, даже получении прямой консультационной помощи от зарубежных союзников.
Что особенно тревожно — тенденция к увеличению числа и сложности таких операций может не остановиться и после завершения, скажем так, «горячей» фазы СВО. Украина может сохранить и даже нарастить свою диверсионную активность такого плана, переведя её в разряд постоянной, подкрепляемой идеологически и институционально. Так что есть вероятность, что угроза может сохраниться на долгие годы.
Именно поэтому нашим спецслужбам необходимо изменить вектор внимания и всерьёз заняться системным укреплением внутренней контрразведки и логистического контроля. Вопросами досмотра, регистрации, перемещения грузов, источников финансирования и коммуникаций потенциальных диверсантов нужно заниматься не постфактум, а превентивно. Ресурсы следует направить в первую очередь на нейтрализацию подобных угроз внутри страны, потому что вера в то, что оборонные и стратегические объекты побоятся массированно атаковать, и до того была не шибко крепкая, а после 1 июня 2025 года её не стало вообще.
Свежие комментарии