Рассказ однокурсника в моём изложении, поведу его от первого лица. А курсивом будут мои дополнения.
...В 1976 году я был назначен командиром БЧ-5 (стармехом по-граждански) на подводную лодку 641 проекта. Офицерский коллектив был отличный, двое сослуживцев позднее стали командирами подводных лодок, один из них - знаменитой "Хиросимы". (Я посмотрел историю этой печально известной лодки - за 10 лет его командования никаких громких происшествий не было. Фамилии я не называю умышленно, хотя и знаю. Может, этим людям не понравится фигурировать в таких обстоятельствах).
...Но лодка была сильно изношена и требовала серьёзного ремонта. Однако, как это всегда бывает перед фатальными случаями - вот сейчас надо решить совершенно неотложные задачи, а уж потом ремонт, обязательно.
Мы были назначены обеспечивать учения Аварийно-спасательной службы флота. Цель учений - отработать штатные (предусмотренные конструкцией) мероприятия по выходу из затонувшей лодки. Мы легли на грунт на глубине 130 метров. Старшим на борту был контр-адмирал, командир бригады.
Над лодкой встал спасатель "Алтай". Вот он:
Сверху на корпус спустились водолазы-глубоководники. Они должны были принять спасательный колокол и состыковать его с комингс- площадкой. Грохот их металлических подошв разносился по всем отсекам. У них долго что-то не получалось (ах, знакомая до боли ситуация).
А у нас были свои проблемы. Травил нуждавшийся в ремонте тройной клапан воздуха высокого давления, отсеки постоянно надувало избыточным давлением. Приходилось запускать электрокомпрессор, чтобы просочившийся воздух опять запихать в баллоны. Дышавшие на ладан батареи отчаянно газовали.
Прошло двое суток. Водолазы работали с большими перерывами, на такой глубине после 20 минут работы они должны были проходить декомпрессию в течение 14 часов. Наконец, на третьи сутки (!) колокол пристыковали. Стали осушать, но безуспешно. Всё море помпа перекачать была не в состоянии.
Доложили наверх, получили команду - после звукового сигнала, взрыва двух гранат, всплывать. Вот грохнули две гранаты. Продули корму и нос, лодка должна была пойти наверх, но не двинулась с места. Штурман докладывает: грунт скалистый с илом, возможно, нас сильно присосало.
Командир спросил добро у адмирала продуть и среднюю группу. Её я продувал лично. Стрелка манометра упала до 40 килограммов, а лодка - ни с места. Лицо адмирала не то что побелело, а позеленело, он всё понял сразу, а до меня весь ужас нашего положения дошёл чуть позже.
Продувать уже нечего, в балластных цистернах воздух выдавил всю воду, но грунт держит намертво. Дать ход мы не можем, батареи за три дня разрядились почти полностью. В колокол не перейти, раскачать лодку нечем. Я смотрел, как на глазах обмерзают колонки ВВД из-за дросселирования воздуха. Время, казалось, остановилось.
Но кто-то из близких видимо, крепко молился за нас. Неожиданно лодка дрогнула и оторвавшись от дна, стремительно понеслась наверх. Потом спасатели рассказывали, что на поверхность вырвался огромный пузырь воздуха, а следом выскочила из воды до киля туша лодки с креном под 40 градусов и дифферентом на корму. (На верхнем снимке как раз момент всплытия лодки этого проекта, но не столь драматического, конечно).
Во время разбора происшествия на меня крепко наехали, обвинив в ненадлежащем состоянии комингс-площадки. (Комингс-площадка, это отшлифованное металлическое кольцо на корпусе, внутри которого находится аварийный люк. Колокол плотно садится на него таким же кольцом в нижней своей части)
Но я был уверен в своей площадке. На последнем доковании её отшлифовали по план-шайбе. Более тщательное расследование показало, что в трубопроводе осушения комингс-площадки в междубортовом пространстве образовался свищ. Как всегда, такие вещи случаются в самые критические моменты. И страшно подумать, какой ценой может придётся расплачиваться за всего лишь отодвинутые сроки ремонта....
Свежие комментарии