Обзор: последние новости Украины и Юго-Восточной Украины сегодня 27 сентября 2019.
«Посредник между Западом и Россией»: почему Лукашенко вновь заговорил о вводе белорусских миротворцев в Донбасс
Белоруссия готова направить миротворцев в Донбасс, если на это согласятся стороны конфликта. Об этом заявил президент страны Александр Лукашенко. В ДНР уже отклонили его предложение, поблагодарив при этом Минск за вклад в урегулирование кризиса. Помимо этого, белорусский лидер отметил, что Крым никогда не вернётся в состав Украины. По его мнению, этот «вопрос закрыт раз и навсегда». Эксперты указали на смену риторики Лукашенко: раньше он предпочитал избегать чёткого ответа на вопрос о принадлежности полуострова. Аналитики также считают, что заявление Минска о миротворцах свидетельствует о желании Белоруссии усилить свою посредническую роль в достижении мира в Донбассе и помочь России.
Белоруссия готова ввести миротворцев в Донбасс и взять под контроль границу между Россией и Украиной. Об этом заявил белорусский президент Александр Лукашенко на встрече с представителями украинских СМИ.
«Если вы хотите, чтобы мы закрыли границу 400 километров между Украиной и Россией, которая сейчас не контролируется властями Украины, мы закроем эту границу. Хоть для меня это большая проблема — ввязываться в этот конфликт, но мы готовы ввести туда миротворцев, пограничников, войска — как хотите. Но мы готовы закрыть этот участок границы, если будет согласие двух сторон», — цитирует слова Лукашенко РИА Новости.
Комментируя заявление белорусского лидера, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков напомнил, что в минских договорённостях не содержится положений о появлении в регионе миротворцев. Он также указал на то, что решать этот вопрос должны участники конфликта: Киев, Донецк и Луганск.
«Это новое предложение. Безусловно, в первую очередь, нужно понимать отношение участников конфликта к такому предложению. А участниками конфликта в данном случае являются с одной стороны Киев, а с другой стороны — самопровозглашённые республики Донбасса», — пояснил Песков.
В ДНР уже отвергли эту идею, отметив при этом вклад белорусской стороны в урегулирование ситуации в Донбассе.
«С этими задачами самостоятельно и вполне эффективно справляются собственные правоохранительные органы республики», — цитирует Донецкое агентство новостей главу ДНР Дениса Пушилина.
- Президент Белоруссии Александр Лукашенко
- Reuters
- © Vasily Fedosenko
Лукашенко также призвал украинские власти «пойти на всё» для достижения единства в стране.
«Я бы пошёл на всё. На проведение выборов? Я бы пошёл на проведение выборов, — цитирует главу государства БЕЛТА. — Да, там надо дать гарантии людям, которые, как они говорят, воюют за свой кусок земли, свою семью. Хотя я считаю, это тоже не вопрос».
При этом белорусский лидер подчеркнул, что простого желания разрешить конфликт на Украине недостаточно: нужно предпринять конкретные действия.
«Людям нужны действия, которые принесут желаемый мир и результаты. Вот что сегодня там ждут люди, — сказал он. — Надо делать любые шаги, надо отбросить все амбиции, всем внутри страны надо объединиться, чтобы в головах созрело: надо сохранить единство на Украине».
Услуги посредника
Эксперты отмечают, что руководство Белоруссии с самого начала конфликта в Донбассе пытается исполнять роль посредника.
Ввести в Донбасс белорусских миротворцев Александр Лукашенко предлагал неоднократно. Впервые с такой инициативой он выступил ещё в 2014 году и время от времени возвращается к этой идее. Например, в феврале 2018 года он заявил, что использование белорусских военных было бы предпочтительней появления там европейских миротворцев, поскольку страны ЕС имеют в этом конфликте свой интерес. Впрочем, украинская сторона не поддержала тогда предложения Минска, назвав главным препятствием членство Белоруссии в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
В апреле текущего года в интервью агентству Anadolu Лукашенко заявил о готовности Минска усилить свою роль в разрешении конфликта, если Москва и Киев договорятся об этом на высшем уровне. При этом он подчеркнул, что не намерен навязывать свои посреднические услуги.
Позднее белорусский лидер также активно поддержал идею своего украинского коллеги Владимира Зеленского расширить нормандский формат и провести в Минске международную встречу с участием глав России, Франции, Германии, Великобритании и США.
Кроме того, руководство Белоруссии нередко поднимает тему конфликта на востоке Украины во время встреч на международном уровне. Так, на переговорах с главой представительства ЕС в Минске Андреа Викторин Лукашенко назвал Украину «общей проблемой».
Затрагивал эту тему он и в августе в беседе с тогдашним советником президента США по национальной безопасности Джоном Болтоном. Как отметил глава МИД Белоруссии Владимир Макей, в Минске считают, что Вашингтон может присоединиться к переговорам по урегулированию ситуации в Донбассе, если это поможет разрешить конфликт.
- Экс-советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон
- Reuters
- © Yuri Gripas
По мнению эксперта Центра политического анализа и информационной безопасности Дмитрия Болкунца, Лукашенко стремится стать ключевым посредником между Востоком и Западом.
«Он хотел бы ввести в переговорный формат США, потому что это показало бы высокую значимость миротворческих усилий белорусского лидера. Нынешнее заявление Лукашенко — это часть его предвыборной политической кампании и стремление выступить посредником между Западом и Россией», — пояснил эксперт в беседе с RT.
В свою очередь, заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин полагает, что, помимо всего прочего, предлагая свои варианты решения конфликта на Украине, Лукашенко хочет помочь России.
«По большому счёту, в Минске считают, что могут таким образом помочь России. Лукашенко предлагает свои варианты решения проблемы по мере своих сил и понимания ситуации», — сказал он в интервью RT.
Жарихин также предположил, что Лукашенко вернулся к теме ввода белорусских миротворцев в Донбасс в расчёте на то, что новое руководство Украины воспримет эту идею с большим энтузиазмом, чем администрация Петра Порошенко.
«Это территория России»
На встрече с украинскими СМИ Лукашенко также предложил помощь в восстановлении инфраструктуры Донбасса. По мнению экспертов, этим заявлением руководство Белоруссии преследует прагматичные цели.
«ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПОЛАГАЕТ ИНВЕСТИЦИИ, А У БЕЛОРУССИИ СЕЙЧАС НЕТ ВОЗМОЖНОСТИ ВКЛАДЫВАТЬ СРЕДСТВА В ЭКОНОМИКУ ДОНБАССА. ДУМАЮ, БЕЛОРУССКИЙ ЛИДЕР ПРЕСЛЕДУЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ: ОН ОЖИДАЕТ, ЧТО НА ТЕРРИТОРИЮ ДНР БУДУТ ДОСТАВЛЯТЬСЯ БЕЛОРУССКИЕ КОМБАЙНЫ, ДРУГАЯ ТЕХНИКА И ТОВАРЫ», — СЧИТАЕТ БОЛКУНЕЦ.
Похожую активность ранее Минск развернул в Сирии, наладив в страну поставки сельскохозяйственной продукции. Кроме этого, в 2017 году Минский автомобильный завод заключил договор на поставку в САР партии грузовиков.
Общаясь с украинскими журналистами, Лукашенко затронул также тему принадлежности Крыма. По его словам, полуостров никогда не вернётся в состав Украины и вопрос этот «закрыт раз и навсегда».
«Мне кажется, нет. Я верю, что, как говорит президент (России. — RT), этот вопрос закрыт сегодня и навсегда. Это говорит и аккуратный, спокойный Лавров, и всё руководство. Консенсус в российском обществе: нет такого вопроса, где бы россияне так поддерживали власть, как по Крыму, — приводит его слова БЕЛТА. — Нет такой силы, которая против желания России может это сделать. Это территория уже России, как они считают или думают о ней».
Эксперты полагают, что это заявление стало новым поворотом в риторике белорусского лидера: ранее Лукашенко избегал отвечать на вопросы журналистов о том, к чьей юрисдикции он относит Крым.
По словам Жарихина, Лукашенко пошёл на изменение позиции в этом вопросе, потому что продолжать прежний уклончивый курс было уже невозможно.
«Белоруссия является ближайшим союзником России, членом Союзного государства, но при этом долгое время не признавала территориальную целостность своего главного партнёра. И хотя признание Крыма российским может вызвать определённые санкции со стороны Запада и негативно повлиять на торговлю с Украиной, Лукашенко понимает, что союзнические отношения с Москвой важней», — пояснил эксперт.
Давление на СМИ: как лишили лицензии телеканал «112 Украина»
Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания не продлил лицензию на вещание телеканалу «112 Украина». Представители регулятора заявили, что теперь канал сможет продолжать работу только в кабельных сетях, интернете и пакетах спутникового ТВ. Руководство телеканала назвало решение незаконным и охарактеризовало его как грубейшую атаку на свободу слова. «112 Украина» — не первая телекомпания, которая подвергается преследованию после прихода к власти Владимира Зеленского. Эксперты считают, что новый президент продолжит политику Петра Порошенко по зачистке медийного поля и даже может его превзойти.
Национальный совет по телевидению и радиовещанию Украины 26 сентября лишил пять компаний холдинга «112 Украина» лицензий на вещание, фактически запретив работу одноимённого телеканала.
Как пишет портал «Громадське», зачитывая проект решения, член Нацсовета Сергей Костинский заявил, что «112 Украина» систематически нарушал условия лицензии и получил несколько предупреждений. В продлении лицензии Нацсовет отказал в связи с тем, что телеканал не устранил нарушения с 2014 года.
В решении регулятора указывается, что лицензии на региональное цифровое вещание в стандарте DVB-Т2 не были продлены телекомпаниям «Лидер ТВ», «Партнёр ТВ», «Ариадна ТВ» и «Новый формат ТВ». В 2011 году эти компании получили лицензии на вещание почти на всей территории Украины за исключением Одесской области, а в 2013 году вошли в холдинг «112 Украина».
Нацсовет, мотивируя своё решение, заявил, что эти компании должны были работать как региональные СМИ, а не осуществлять ретрансляцию канала «112 Украина», который уже имеет лицензию на общенациональное спутниковое вещание. При этом член Нацсовета Олег Черных добавил, что после принятого решения телеканал сможет продолжать вещание только в кабельных сетях, интернете и пакетах спутникового ТВ.
Телеканал «112 Украина» назвал решение Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания о лишении его лицензии незаконным и заявил, что такие действия являются грубейшей атакой на свободу слова. Кроме того, в заявлении телеканала указано, что сам Нацсовет не является легитимным органом.
«Действия Нацсовета являются незаконными. У ряда членов Нацсовета с июля 2019 года закончились полномочия, что де-факто признала Верховная рада, и принятием любых решений они превышают свои полномочия, а сам Нацсовет не является правомочным. Мы воспринимаем решение Нацсовета как незаконное решение нелегитимного органа власти», — говорится в сообщении канала, размещённом на его сайте.
Генеральный продюсер «112 Украина» Артём Марчевский, комментируя решение регулятора, заявил, что канал намерен оспаривать решение регулятора в суде и обратиться за поддержкой в «международные структуры».
По мнению члена Совета по межнациональным отношениям при президенте России Богдана Безпалько, свободы слова на территории Украины нет уже давно.
«ПРОДОЛЖАЕТСЯ ЗАЧИСТКА МЕДИЙНОГО ПОЛЯ. ТЕЛЕКАНАЛ «112 УКРАИНА» ПОСТРАДАЛ, ПОТОМУ ЧТО ОН ДОПУСКАЛ ОПРЕДЕЛЕННУЮ СТЕПЕНЬ КРИТИКИ В АДРЕС ВЛАСТИ, КОТОРАЯ СТРЕМИТСЯ СДЕЛАТЬ ПОЛНОСТЬЮ ПОДКОНТРОЛЬНОЕ МЕДИЙНОЕ ПРОСТРАНСТВО», — ПОЯСНИЛ ПОЛИТОЛОГ В РАЗГОВОРЕ С RT.
В офисе президента Украины Владимира Зеленского отреагировали на решение Нацсовета и заявили, что свобода слова является «неотъемлемой частью демократического государства», поэтому они следят за развитием ситуации вокруг телеканала.
«В то же время все вещатели должны придерживаться законодательства и условий лицензии», — говорится в сообщении офиса президента в Telegram-канале. При этом в офисе Зеленского сообщили, что вскоре состав Нацсовета по телерадиовещанию будет обновлён.
По мнению собеседника RT, депутата Верховной рады из партии «Батькивщина», Зеленский идёт по стопам Порошенко.
«Зеленский уже понял, насколько опасными могут быть независимые СМИ. С каждым днём у журналистов всё больше неудобных вопросов к новому президенту страны, поэтому информационное поле, очевидно, будут зачищать. Через пару лет команда Порошенко может оказаться более либеральной, чем окружение Зеленского. Учитывая, что среди украинских СМИ нет взаимопомощи, то расправиться с оппозиционерами будет не так и сложно», — отметил депутат.
Источник RT в партии «Голос» считает, что команда Зеленского, позволяя Нацсовету выносить подобные решения, «тестирует» реакцию общества и западных партнёров.
«Западным партнёрам всегда можно сказать, что это пророссийская агитация, а не независимые телеканалы, сайты или журналы. Видимо, они решили перенять у предыдущей команды «успешный опыт» и рассчитывают, что это сработает», — говорит депутат.
По мнению эксперта Российского института стратегических исследований Олега Неменского, политика администрации Зеленского в отношении оппозиционной прессы оказалась жёстче, чем политика предыдущей власти.
«Новая власть продолжает почти во всем политику Порошенко, поскольку чувствует себя значительно сильнее за счёт того, что сконцентрировала в своих руках основные властные институты и пока что имеет достаточно высокий рейтинг — соответственно, она может позволить себе гораздо больше, в том числе и нападение на СМИ», — сказал эксперт в беседе с RT.
Системное преследование
Телеканал «112 Украина» не в первый раз подвергается давлению как со стороны властей, так и радикальных элементов внутри страны. Так, ночью 13 июля в здание телеканала, расположенное на Дегтярёвской улице в Шевченковском районе Киева, неизвестные выстрелили из гранатомёта.
- Здание телеканала «112 Украина» после обстрела из гранатомета 13 июля 2019 года
- Reuters
- © Gleb Garanich
В результате инцидента никто не пострадал, полиция возбудила уголовное дело по статье «Террористический акт», но никто из злоумышленников задержан не был.
Обстрел здания телеканала из гранатомёта произошёл после того, как «112 Украина» анонсировал показ фильма «Нерассказанная история Украины». Тогда же занимавший пост генерального прокурора Украины Юрий Луценко «пригрозил телеканалу ответственностью» за показ ленты, а Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания заявил о начале проверки телеканала.
В фильме, продюсером которого стал известный американский кинематографист Оливер Стоун, в качестве спикеров выступали президент России Владимир Путин и глава политсовета украинской партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» Виктор Медведчук. Они комментировали инцидент в Керченском проливе, когда три украинских военных корабля незаконно вошли в территориальные воды России и были задержаны.
Нападение на телеканал осудили в ОБСЕ и посольстве США, назвав ситуацию недопустимой и призвав расследовать инцидент.
Несмотря на то что расследование дела взяла на себя СБУ, за несколько месяцев, прошедших с нападения, какого-либо прогресса достигнуто не было. В начале сентября глава европейской дипломатии Федерика Могерини напомнила властям Украины, что Евросоюз ожидает от них расследования случившегося.
Старая «свобода» при новой власти
«112 Украина» — не единственный телеканал, преследуемый властями страны. В июле этого года генпрокурор Юрий Луценко сообщил, что против телеканала NEWSONE возбуждено уголовное дело по статье о финансировании терроризма.
По его словам, Служба безопасности и Генеральная прокуратура Украины получили данные, свидетельствующие о том, что «должностные лица кипрских офшорных компаний NEWSONE и одного из российских банков, который обслуживает гособоронзаказ», являются одними и теми же лицами. Это стало поводом для возбуждения дела против бенефициарных владельцев телеканала.
- Сотрудники правоохранительных органов во время акции протеста у офиса телеканала NEWSONE против телемоста между российским каналом «Россия 1» и украинским каналом NEWSONE, 8 июля 2019 года
- РИА Новости
5 сентября Национальный совет по телерадиовещанию Украины принял решение обратиться в суд, чтобы лишить телеканал NEWSONE лицензии и закрыть его. Тогда регулятор мотивировал своё решение тем, что в эфире телеканала якобы происходило «разжигание национальной, расовой или религиозной вражды или ненависти».
В ответ на действия совета телеканал обратился в суд с заявлением о незаконности выносимых решений из-за окончания полномочий некоторых членов Нацсовета. 26 сентября на сайте NEWSONE появилась информация о том, что Национальная полиция Украины возбудила по этому заявлению уголовное дело.
Стоит отметить, что после решения Нацсовета закрыть NEWSONE через суд Владимир Зеленский пообещал поддерживать свободу слова на Украине и «не закрывать телеканалы».
Однако источник RT в Нацсовете пояснил, что шансы NEWSONE потерять лицензию всё-таки весьма высоки.
«Официально Владимир Зеленский не имеет своих представителей в Национальном совете по вопросам телевидения и радиовещания. Однако его мнение сотрудники Нацсовета всё равно учитывают, как, кстати, и судьи. Но шансы, что лицензию потеряет и NEWSONE, довольно высоки — оппозиционное мнение на Украине не приветствуется», — рассказал собеседник канала.
Неменский считает, что список неугодных власти телеканалов не изменился со времени руководства страной Петром Порошенко: «112 Украина», NEWSONE, телеканалы «НАШ» и ZIK находятся в достаточно опасном положении.
В свою очередь, Богдан Безпалько продолжил список потенциальных целей, добавив в него телеканал «Громадське» и ряд интернет-изданий, например «Страна.ua» и «Вести», которые уже подвергались преследованию во время правления Петра Порошенко.
«Убеждён, что праворадикалы подскажут украинской власти, кто представляет «угрозу» для Украины и кого нужно преследовать. Думаю, Зеленский не собирается поддерживать свободу слова, а продолжит проводить политику Порошенко. Возможно, он даже превзойдёт предыдущего президента в области экономики, приватизации или передачи активов, а может быть, и в области борьбы со свободой слова», — заключил эксперт.
«Когда-нибудь»: На встрече со Столтенбергом Зеленский получил ответ о сроках вступления Украины в НАТО
На встрече с генеральным секретарем Североатлантического альянса, которая состоялась в Нью-Йорке, украинский президент попытался узнать о сроках включения Украины в состав НАТО. Ответ на этот вопрос остался неизменным: «Когда-нибудь, а пока сосредоточьтесь на реформах»,
Об этом в ходе дискуссии в Колумбийском университете сообщил Йенс Столтенберг, отвечая на соответствующий вопрос одного из участников мероприятия.
Однако и в этом случае генсек НАТО не смог назвать каких-либо конкретных сроков. «Когда, это не мне говорить», — сказал он, отметив при этом, что «двери Альянса остаются открытыми».
Столтенберг в выступлении в очередной раз отметил, что и для самой Украины, а также и для НАТО в настоящее время важно «сосредоточиться на реформах», то есть на модернизации и укреплении институтов безопасности и обороны Незалежной. Кроме того, Киев должен более упорно бороться с коррупцией и «усиливать верховенство закона»
Тем не менее, продолжил Столтенберг, НАТО и дальше будет помогать Украине «двигаться в сторону членства» в Альянсе.
Без денег МВФ. Что ждет Украину
Украина так и не договорилась с МВФ о новой программе кредитования. Миссия Международного валютного фонда (МВФ) после двухнедельной работы покинет Киев без оснований рекомендовать совету директоров МВФ заключить с Украиной новую программу
Об этом агентству «Украинские новости» сообщили несколько источников, знакомых с предварительными результатами работы миссии.
Причин несколько: ситуация с «ПриватБанком», госбюджет и возможная смена руководства НБУ.
Переговоры миссии МВФ в Киеве, которые проходили с 12 сентября, осложнил премьер-министр Алексей Гончарук, поделившийся с изданием FT откровением по поводу «ПриватБанка» и его бывших владельцев. В МВФ оно вызвало тревогу, говорят источники агентства.
Эксперты МВФ прибыли на Украину 11 сентября, и в этот же день премьер заявил, что целью переговоров является получение staff agreement (рекомендации совету директоров) для открытия новой программы сотрудничества. Это означает, что к концу работы миссии 24 сентября должен был быть подготовлен проект меморандума о сотрудничестве, который, по ожиданию украинской стороны, предполагал бы заключение 3-годичной программы EFF по выделению до $6 млрд. Параллельно Киев планировал договориться о кредитовании приблизительно на такую же сумму с Всемирным банком. Кредит ВБ не должен был быть напрямую привязан к EFF, однако без финансирования МВФ средства бы не выделялись.
По информации агентства, миссия МВФ продлила работу в Киеве на два дня и была намерена завершить ее в четверг, 26 сентября. Однако в итоге не будет не то что согласованного меморандума о сотрудничестве, не будет даже проекта этого документа.
«Приват» преткновения
Основной причиной отсутствия договоренности с МВФ стала информация о возможности мирового соглашения между государством и прежними собственниками «ПриватБанка». Это сообщили агентству источники, знакомые с процессом переговоров.
Буквально на следующий день после начала работы миссии МВФ, 13 сентября, бывший совладелец банка Игорь Коломойский заявил, что готов на мировое соглашение и на обмен $2 млрд, которые у него были в «ПриватБанке», на акции банка. «Я признаю, что была проведена эмиссия государством на 155 или 160 миллиардов. Отдайте мне акции на мои 60 из 200 миллиардов, и будем вместе сосуществовать», — цитирует Коломойского FinСlub.
Через несколько дней, 17 сентября, Financial Times опубликовала материал, в котором говорится, что премьер-министр Украины Алексей Гончарук заявил о желании Киева достичь компромисса с бывшими владельцами банка.
Заявления Гончарука миссией МВФ были восприняты «с большой тревогой», отметил агентству собеседник. Вопрос о ситуации с «ПриватБанком» поднимался и на встрече экспертов МВФ с Владимиром Зеленским — это подтвердила пресс-служба главы государства.
В МВФ считают невозможным отмену национализации банка или возврат части акций прежним владельцам. На сегодняшний день в МВФ решают вопрос, как не допустить изменение позиции государства в «Привате».
Первый вариант — получить от Украины гарантии в устной, а возможно, и в письменной форме. Второй — по информации агентства, наиболее вероятный — прописать в меморандуме условие, которое бы заблокировало какие-либо действия по возврату банка прежним владельцам.
Еще один вопрос, из-за которого программа не может быть предоставлена, — неясность с окончательной версией госбюджета 2020 года. Пока правительство подало в Раду, можно сказать, предварительный проект бюджета. Уже в октябре Кабмин утвердит новые макропоказатели, и документ будет изменен и проанализирован МВФ. «Пока у фонда есть вопросы и к макропоказателям, и к дефициту бюджета», — отметил собеседник агентства.
Третий вопрос — сохранение независимости Нацбанка. В МВФ опасаются, что если руководство НБУ будет сменено, а такую вероятность подтверждают источники агентства, это может отразиться на независимости регулятора.
«Колокольчик прокаженного»
Представители всех ветвей власти Украины заявляют, что сотрудничество с МВФ увеличивает доверие инвесторов. Однако с другой стороны, необходимость поддержки МВФ подтверждает, что в стране существуют финансовые проблемы или угроза их возникновения.
«Сейчас у нас в стране ведется специфический дискурс. С одной стороны, есть хейтеры МВФ, которые постоянно пишут о том, что нужно спрыгивать с иглы Фонда. А с другой стороны, есть апологеты политики МВФ, которые связаны особенно с западными группами влияния, — так называемое «лобби инвестиционных банкиров». Они готовы оправдывать любое предложение МВФ. Условно говоря, даже если завтра Фонд потребует ввести норму о добровольной эвтаназии, они будут доказывать, что это нужно для страны», — сказал в эксклюзивном комментарии Украина.ру экономист Алексей Кущ.
По его мнению, программа сотрудничества с МВФ эффективна только на очень короткий промежуток времени, когда страна находится в острой фазе кризиса. И ни в коем случае не нужно было растягивать эту программу на годы и тем более на десятилетия.
«Несмотря на заявления многих специалистов, что сотрудничество с МВФ — это маркер для инвесторов, и инвесторы приходят в страну, с которой сотрудничает МВФ, на самом деле, я считаю, что фактор сотрудничества с МВФ — это «колокольчик прокаженного». Это знак того, что к этой стране нельзя приближаться. Это все равно, что звонить из реанимационной палаты и пытаться устроиться на работу. Инвесторы понимают, что если МВФ находится в стране, значит, с этой страной всё очень плохо, и лучше эту страну обходить десятой дорогой», — пояснил Алексей Кущ.
Зонтик от дефолта
Тем не менее, экономист считает, что отсутствие денег от МВФ на данный момент достаточно критично для Украины.
«Без сотрудничества с МВФ в ближайшие полгода-год Украине будет достаточно сложно. Несмотря на то что было уже потрачено столько денег, которые мы привлекали от Фонда, структурные реформы экономики так и не начались. Украина так и не создала новый формат экономики, который способен генерировать тот финансовый поток, которого будет достаточно для погашения внешних и внутренних долгов. Поэтому сейчас МВФ — все еще необходимый зонтик для того, чтобы избежать дефолта. Поэтому я думаю, что, если новость подтвердится, проблемы с Фондом очень негативно отразятся на Украине», — прогнозирует Кущ.
Он напомнил, что 2019 год Министерство финансов прошло без поддержки Фонда, справившись с пиковыми выплатами по внешним долгам в мае и сентябре, при этом курс гривны даже укрепился.
«Но какой ценой! За счет создания колоссальной пирамиды внутреннего государственного долга и выплаты огромных процентов, которые выплачиваются нерезидентам за то, что они покупают облигации государства, — от 18 до 20 процентов годовых. Это просто астрономическая сумма, которую нужно выплачивать только за обслуживание долга, не говоря уже о погашении тела задолженности.
Отсутствие кредитов МВФ, априори дешевых и долгосрочных, будет означать, что эту пирамиду придется дальше продолжать наращивать. Вложения нерезидентов в ОВГЗ уже превысили 1000 млрд гривен, а еще в январе они были на уровне 6 млрд гривен. Почти 4 млрд долларов в эквиваленте было влито спекулятивного финансового капитала, так называемые горячие спекулятивные инвестиции. И если эта пирамида будет наращиваться, это будет означать, что мы будем платить за обслуживание долга еще больше, чем платим сейчас. Соответственно риск неплатежеспособности будет повышаться. Плюс — мы будем продолжать выпускать короткие бумаги, а это значит, что платежный график будет оставаться очень напряженным. Фактически мы будем погашать текущие долги за счет привлечения новых, и в самом уровне задолженности ничего не поменяется», — подчеркивает Алексей Кущ. По его мнению, обрушение этой пирамиды ОВГЗ станет чрезвычайно болезненным для Украины.
«Одно дело — возвращать через 4-5 лет кредиты МВФ. И совсем другое дело, если все эти нерезиденты под воздействием какого-то фактора, например, мирового финансового кризиса, начнут массово сбрасывать портфели облигаций, выходить с нашего рынка и выводить эти 4 миллиарда долларов. Это приведет к колоссальному структурному обрушению гривны, а значит, к экономическому кризису, инфляции и так далее», — сказал Кущ.
Или деньги, или «ПриватБанк»
Как предположил эксперт, одним из ключевых факторов, из-за которого МВФ может уйти из Украины, стал вопрос «ПриватБанка».
«Я еще весной говорил, что новая власть попытается поставить фактор «ПриватБанка» выше интересов страны. И, к сожалению, эти опасения, судя по различным фактам, сейчас подтверждаются. Можно пообещать МВФ открыть рынок земли, принять максимально дискриминационный для работников Трудовой Кодекс, согласиться с повышением тарифов для населения, то есть согласиться со всем пакетом требований МВФ. Но ахиллесова пята нынешней власти — фактор «ПриватБанка» — разрушает всю эту поляну, которую накрывают перед МВФ. Если ситуация с «ПриватБанком» будет развернута на 180 градусов и будет применена так называемая «модель компромисса» (взаимозачет между бывшими собственниками и прекращение взыскания просроченных проблемных кредитов), то Украина станет нерукопожатной для мировых финансовых партнеров. Прежде всего для МВФ, для которого это будет просто личным оскорблением», — пояснил экономист.
Алексей Кущ считает, что Украине придется или согласиться с позицией МВФ по «Привату», или забыть про деньги.
«Но мой прогноз (и я очень хочу, чтобы он не сбылся), что фактор «Привата» перевесит. Уже было несколько маркерных случаев. Например, когда у нового президента на одной чаше весов был выход на новый уровень отношений с администрацией Белого дома и конвертация этих отношений в дополнительные экономические, финансовые и политические преференции, а на другой — одно или два кадровых назначения. И, как оказалось, возможность выйти на новый уровень отношений с американской администрацией была принесена в жертву нескольким одиозным кадровым назначениям. Поэтому я думаю, что как раз один из основных драйверов политической программы новой власти — это фактор «Привата», именно он двигал и президентские, и парламентские выборы. Поэтому я думаю, что фактор «Привата» будет превалировать над сотрудничеством с МВФ, и тогда сбудутся мои самые негативные прогнозы», — заключил Алексей Кущ.
Свежие комментарии