Россия и США вновь разворачивают производство стратегических ракетоносцев – самолетов, способных доставить через океан ядерное оружие и обрушить его на голову вероятного противника. Правда, на этот раз обе страны в разработке нового оружия руководствуются, прежде всего, экономическими соображениями.
Время, когда на гонку вооружений денег не считали, уже прошло.
Одним из главных приоритетов российских Вооруженных Сил в 2015 году должно стать перевооружение Военно-воздушных сил (ВВС). Об этом глава Министерства обороны Сергей Шойгу заявил на прошедшем в Москве селекторном совещании. При этом оснащенность современным вооружением российских ВВС в этом году должно быть доведено до 33%, а доля исправной техники – до 67%. Исправность самолетного парка дальней авиации должна составить еще выше – 80% стратегических ракетоносцев Ту-95МС, Ту-160 и Ту-22М в 2015 году должны иметь возможность подниматься в воздух и выполнять боевые задачи.
Подобное внимание к стратегической авиации, которая является составной частью «ядерной триады» (помимо воздушных ракетоносцев, в нее входят межконтинентальные баллистические ракеты, базирующиеся на суше, и средства морского базирования), вполне понятно. На сегодняшний день лишь три страны в мире – Россия, США и Китай имеют самолеты, способные доставить ядерную бомбу или обычный заряд на другой конец планеты (хотя в отношении Китая пока еще есть существенные оговорки). Конечно, развитие систем противовоздушной обороны и совершенствование атомных подводных лодок с ядерным оружием на борту заметно ограничило эффективное применение для этих целей стратегической авиации. Однако, стратегические ракетоносцы по-прежнему могут вполне успешно действовать на морских и океанских акваториях, где насыщенность средствами ПВО не так велика, и, кроме того, способны эффективно «добить» противника даже в условиях полного выхода из строя всех спутниковых навигационных систем на нашей планете. Плюс применение этого вида авиации в неядерных конфликтах, что не так давно демонстрировали американские стратегические бомбардировщики в Ираке и Ливии.
Проблема в одном. На протяжении последних 20 лет у России не было сил и средств, чтобы не только развивать, но и поддерживать свою стратегическую авиацию. Наиболее характерна с этой точки зрения ситуация с самолетом Ту-160, который был создан в КБ Туполева на рубеже 70-80- х годов прошлого века, принят на вооружение в 1987 году и серийно производился в Казани КАПО им. Горбунова (сейчас – филиал «Туполева»). Этот дальний сверхзвуковой бомбардировщик появился на вооружении нашей страны почти в тоже время, что у США – бомбардировщик В-1. Отличительная черта обоих самолетов – крыло изменяемой стреловидности. При практически равной максимальной скорости – более 2 тыс км\час, наш самолет летал без дозаправки на треть дальше (12 300 км против 9 800 км), выше (21 000 метров против 19 000 метров), и нес больше боевой нагрузки (40 тонн против 34 тонн). Кроме того, наш самолет был просто красивее американского, за что и заслужил уважительное прозвище «Белый лебедь» (правда, НАТО классифицировало его как Blackjack – «Черный Джек»). Плюс 44 мировых рекорда по дальности, высоте, скорости, размерам, грузоподъемности и т.д.
Однако, в США до начала 90-х годов прошлого века было выпущено более 100 бомбардировщиков В-1 различных модификаций, в СССР (в серийном производстве) – менее тридцати Ту-160. Но и те постигла незавидная судьба. Более двух третей из них базировались на Украине – в Прилуках. Большую часть этих машин украинская сторона на деньги США порезала на металлолом, но около восьми машин на рубеже веков России удалось выкупить у Украины в обмен на поставляемый в эту страну газ. К этому времени производство «Белых лебедей» в нашей стране тоже уже было прекращено, хотя КАПО им Горбунова в 2008 году все же удалось из «старого задела» построить для российских военных еще один Ту-160.
В итоге, по данным из открытых источников, наша страна сейчас обладает 16-ю стратегическими бомбардировщиками Ту-160, бОльшая часть из которых уже выработала свой моторесурс. Поэтому, когда несколько лет назад правительством нашей страны принималась государственная программа вооружений до 2020 года, в среде военных и специалистов от авиации разгорелись дебаты о том, что нужно восстанавливать серийное производство «Белых лебедей» в нашей стране. «Туполевцы» и авиастроители были только «за». Однако, российский генералитет принял другое решение – модернизировать существующий парк Ту-160 и начинать работу над новым перспективным комплексом дальней авиации (ПАК ДА).
Согласно этой программе, в ноябре прошлого года КАПО им.Горбунова уже предъявил военным первый Ту-160, на котором, как гласит пресс-релиз предприятия, был проведен «капитальный ремонт с модернизацией». При таком типе модернизации, в частности, было заменено практически все бортовое радиолокационное и навигационное оборудование самолета. В этом году казанские авиастроители, видимо, передадут российским военным как минимум еще два таким образом модернизированных Ту-160. Но полномасштабная модернизация российских «Белых лебедей», очевидно, начнется с 2016 года, когда будет решена главная проблема этих стратегических ракетоносцев – двигатели.
Дело в том, что на каждом таком самолете стоят по четыре двухконтурных турбореактивных трехвальных двигателя НК-32, разработанных в Куйбышеве (ныне- Самара) двигателестроительными предприятиями под руководством знаменитого конструктора Николая Дмитриевича Кузнецова. Их капитальный ремонт не может длиться бесконечно – двигатели, в конечном счете, надо менять. Но серийное производство двигателей НК-32 к «Белым лебедям» было прекращено еще в 1993 году – сразу после распада СССР. И многие детали к ним, которые выпускались на более чем сотне предприятий, разбросанным по всему бывшему Советскому Союзу, уже давно не выпускаются. Да и самих-то предприятий уже зачастую нет. Поэтому последние несколько лет «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК), и сам завод – изготовитель (объединение «Кузнецов» ) пытаются на новом уровне восстановить кооперацию по изготовлению этого двигателя.
Первые плоды этих усилий должны быть предъявлены российским военным в виде модернизированного двигателя НК-32, выпущенного на новом производственном оборудовании с использованием новых технологий, в этом году. Деньги на это есть. По федеральной целевой программе развития оборонно-промышленного комплекса, до 2020 года на техническое перевооружение этого моторостроительного предприятия планируется выделить 8 млрд рублей. Примерно такую же сумму намерена вложить в развитие производства и ОДК. И если результаты испытаний 2015 года подтвердят надежность новых двигателей к ракетоносцам, то в следующем году, очевидно, в Самаре будет запущено их мелкосерийное производство для полноценной модернизации парка Ту-160. По крайней мере, к 2020 году, как гласит соответствующая госпрограмма вооружений, таким образом должно быть модернизировано 10 «Белый лебедей». При этом, очевидно, Ту-160М получат и новые крылатые ракеты бОльшей дальности, что, по мнению военных , позволит почти вдвое увеличить боевую эффективность этих машин. По мнению Strategy Page, модернизированные самолеты будут иметь и некоторые стелс-возможности за счет применения в них радиопоглощающих материалов.
При этом в конце прошлого года «Кузнецов» заявил о том, что провел успешные стендовые испытания прототипа двигателя и для ПАК ДА. «Первый успешный запуск экспериментального изделия для коллектива предприятия является знаковым моментом, потому что происходит успешное внедрение достижений НИОКР в реальном производстве» – отметил тогда исполнительный директор «Кузнецова» Николай Якушин.
Первый полет перспективного авиационного комплекса Дальней авиации, для которого «кузнецовцы» сейчас разрабатывают двигатель, должен состояться в 2019 году. КБ Туполева, которое его разрабатывает, подчеркивает, что ПАК ДА будет представлять из себя принципиально новый летательный аппарат. Достоверно о нем известно только три вещи. Первое – аппарат будет выполнен по схеме «летающее крыло», второе, в отличие от Ту-160, он будет дозвуковым, третье – будет обладать малой заметностью. И это лишний раз подтверждает, что и американская, и советско-российская военные авиастроительные школы, как и случае с самолетами В-1\Ту-160, движутся в одно направлении (хоть и с разной скоростью).
Американцы еще в начале 90-х годов прошлого века начали производство дозвукового стратегического стелс-бомбардировщика B-2 Spirit, выполненного по схеме «летающее крыло» и который, по идее, должен был быть следующим шагом в развитии стратегической авиации США после сверхзвукового бомбардировщика B-1. Однако, этот самолет стал самым дорогим в истории мировой авиации – общая закупочная стоимость этого самолета вместе со всем оборудованием превысила 2 млрд долларов за штуку. Поэтому в 2012 году ВВС США объявили о тендере на новый стратегический бомбардировщик, который по своим характеристикам должен был напоминать В-2В (дозвуковой, стелс, дальность 9-10 тыс км с возможность дозаправки, возможность беспилотного варианта, боевая нагрузка 13 тонн и т.д.), но по цене не более 550 млн долларов за штуку. По такой цене Пентагон готов закупить от 80 до 100 таких машин. Очевидно, и российским конструкторам при работе над ПАК ДА придется думать не только о том, насколько этот самолет сможет эффективно выполнять свои боевые задачи, но и о том, сколько он будет стоить. Время нынче такое – деньги считать…
Одним из главных приоритетов российских Вооруженных Сил в 2015 году должно стать перевооружение Военно-воздушных сил (ВВС). Об этом глава Министерства обороны Сергей Шойгу заявил на прошедшем в Москве селекторном совещании. При этом оснащенность современным вооружением российских ВВС в этом году должно быть доведено до 33%, а доля исправной техники – до 67%. Исправность самолетного парка дальней авиации должна составить еще выше – 80% стратегических ракетоносцев Ту-95МС, Ту-160 и Ту-22М в 2015 году должны иметь возможность подниматься в воздух и выполнять боевые задачи.
Подобное внимание к стратегической авиации, которая является составной частью «ядерной триады» (помимо воздушных ракетоносцев, в нее входят межконтинентальные баллистические ракеты, базирующиеся на суше, и средства морского базирования), вполне понятно. На сегодняшний день лишь три страны в мире – Россия, США и Китай имеют самолеты, способные доставить ядерную бомбу или обычный заряд на другой конец планеты (хотя в отношении Китая пока еще есть существенные оговорки). Конечно, развитие систем противовоздушной обороны и совершенствование атомных подводных лодок с ядерным оружием на борту заметно ограничило эффективное применение для этих целей стратегической авиации. Однако, стратегические ракетоносцы по-прежнему могут вполне успешно действовать на морских и океанских акваториях, где насыщенность средствами ПВО не так велика, и, кроме того, способны эффективно «добить» противника даже в условиях полного выхода из строя всех спутниковых навигационных систем на нашей планете. Плюс применение этого вида авиации в неядерных конфликтах, что не так давно демонстрировали американские стратегические бомбардировщики в Ираке и Ливии.
Проблема в одном. На протяжении последних 20 лет у России не было сил и средств, чтобы не только развивать, но и поддерживать свою стратегическую авиацию. Наиболее характерна с этой точки зрения ситуация с самолетом Ту-160, который был создан в КБ Туполева на рубеже 70-80- х годов прошлого века, принят на вооружение в 1987 году и серийно производился в Казани КАПО им. Горбунова (сейчас – филиал «Туполева»). Этот дальний сверхзвуковой бомбардировщик появился на вооружении нашей страны почти в тоже время, что у США – бомбардировщик В-1. Отличительная черта обоих самолетов – крыло изменяемой стреловидности. При практически равной максимальной скорости – более 2 тыс км\час, наш самолет летал без дозаправки на треть дальше (12 300 км против 9 800 км), выше (21 000 метров против 19 000 метров), и нес больше боевой нагрузки (40 тонн против 34 тонн). Кроме того, наш самолет был просто красивее американского, за что и заслужил уважительное прозвище «Белый лебедь» (правда, НАТО классифицировало его как Blackjack – «Черный Джек»). Плюс 44 мировых рекорда по дальности, высоте, скорости, размерам, грузоподъемности и т.д.
Однако, в США до начала 90-х годов прошлого века было выпущено более 100 бомбардировщиков В-1 различных модификаций, в СССР (в серийном производстве) – менее тридцати Ту-160. Но и те постигла незавидная судьба. Более двух третей из них базировались на Украине – в Прилуках. Большую часть этих машин украинская сторона на деньги США порезала на металлолом, но около восьми машин на рубеже веков России удалось выкупить у Украины в обмен на поставляемый в эту страну газ. К этому времени производство «Белых лебедей» в нашей стране тоже уже было прекращено, хотя КАПО им Горбунова в 2008 году все же удалось из «старого задела» построить для российских военных еще один Ту-160.
В итоге, по данным из открытых источников, наша страна сейчас обладает 16-ю стратегическими бомбардировщиками Ту-160, бОльшая часть из которых уже выработала свой моторесурс. Поэтому, когда несколько лет назад правительством нашей страны принималась государственная программа вооружений до 2020 года, в среде военных и специалистов от авиации разгорелись дебаты о том, что нужно восстанавливать серийное производство «Белых лебедей» в нашей стране. «Туполевцы» и авиастроители были только «за». Однако, российский генералитет принял другое решение – модернизировать существующий парк Ту-160 и начинать работу над новым перспективным комплексом дальней авиации (ПАК ДА).
Согласно этой программе, в ноябре прошлого года КАПО им.Горбунова уже предъявил военным первый Ту-160, на котором, как гласит пресс-релиз предприятия, был проведен «капитальный ремонт с модернизацией». При таком типе модернизации, в частности, было заменено практически все бортовое радиолокационное и навигационное оборудование самолета. В этом году казанские авиастроители, видимо, передадут российским военным как минимум еще два таким образом модернизированных Ту-160. Но полномасштабная модернизация российских «Белых лебедей», очевидно, начнется с 2016 года, когда будет решена главная проблема этих стратегических ракетоносцев – двигатели.
Дело в том, что на каждом таком самолете стоят по четыре двухконтурных турбореактивных трехвальных двигателя НК-32, разработанных в Куйбышеве (ныне- Самара) двигателестроительными предприятиями под руководством знаменитого конструктора Николая Дмитриевича Кузнецова. Их капитальный ремонт не может длиться бесконечно – двигатели, в конечном счете, надо менять. Но серийное производство двигателей НК-32 к «Белым лебедям» было прекращено еще в 1993 году – сразу после распада СССР. И многие детали к ним, которые выпускались на более чем сотне предприятий, разбросанным по всему бывшему Советскому Союзу, уже давно не выпускаются. Да и самих-то предприятий уже зачастую нет. Поэтому последние несколько лет «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК), и сам завод – изготовитель (объединение «Кузнецов» ) пытаются на новом уровне восстановить кооперацию по изготовлению этого двигателя.
Первые плоды этих усилий должны быть предъявлены российским военным в виде модернизированного двигателя НК-32, выпущенного на новом производственном оборудовании с использованием новых технологий, в этом году. Деньги на это есть. По федеральной целевой программе развития оборонно-промышленного комплекса, до 2020 года на техническое перевооружение этого моторостроительного предприятия планируется выделить 8 млрд рублей. Примерно такую же сумму намерена вложить в развитие производства и ОДК. И если результаты испытаний 2015 года подтвердят надежность новых двигателей к ракетоносцам, то в следующем году, очевидно, в Самаре будет запущено их мелкосерийное производство для полноценной модернизации парка Ту-160. По крайней мере, к 2020 году, как гласит соответствующая госпрограмма вооружений, таким образом должно быть модернизировано 10 «Белый лебедей». При этом, очевидно, Ту-160М получат и новые крылатые ракеты бОльшей дальности, что, по мнению военных , позволит почти вдвое увеличить боевую эффективность этих машин. По мнению Strategy Page, модернизированные самолеты будут иметь и некоторые стелс-возможности за счет применения в них радиопоглощающих материалов.
При этом в конце прошлого года «Кузнецов» заявил о том, что провел успешные стендовые испытания прототипа двигателя и для ПАК ДА. «Первый успешный запуск экспериментального изделия для коллектива предприятия является знаковым моментом, потому что происходит успешное внедрение достижений НИОКР в реальном производстве» – отметил тогда исполнительный директор «Кузнецова» Николай Якушин.
Первый полет перспективного авиационного комплекса Дальней авиации, для которого «кузнецовцы» сейчас разрабатывают двигатель, должен состояться в 2019 году. КБ Туполева, которое его разрабатывает, подчеркивает, что ПАК ДА будет представлять из себя принципиально новый летательный аппарат. Достоверно о нем известно только три вещи. Первое – аппарат будет выполнен по схеме «летающее крыло», второе, в отличие от Ту-160, он будет дозвуковым, третье – будет обладать малой заметностью. И это лишний раз подтверждает, что и американская, и советско-российская военные авиастроительные школы, как и случае с самолетами В-1\Ту-160, движутся в одно направлении (хоть и с разной скоростью).
Американцы еще в начале 90-х годов прошлого века начали производство дозвукового стратегического стелс-бомбардировщика B-2 Spirit, выполненного по схеме «летающее крыло» и который, по идее, должен был быть следующим шагом в развитии стратегической авиации США после сверхзвукового бомбардировщика B-1. Однако, этот самолет стал самым дорогим в истории мировой авиации – общая закупочная стоимость этого самолета вместе со всем оборудованием превысила 2 млрд долларов за штуку. Поэтому в 2012 году ВВС США объявили о тендере на новый стратегический бомбардировщик, который по своим характеристикам должен был напоминать В-2В (дозвуковой, стелс, дальность 9-10 тыс км с возможность дозаправки, возможность беспилотного варианта, боевая нагрузка 13 тонн и т.д.), но по цене не более 550 млн долларов за штуку. По такой цене Пентагон готов закупить от 80 до 100 таких машин. Очевидно, и российским конструкторам при работе над ПАК ДА придется думать не только о том, насколько этот самолет сможет эффективно выполнять свои боевые задачи, но и о том, сколько он будет стоить. Время нынче такое – деньги считать…
Свежие комментарии