На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 420 подписчиков

Свежие комментарии

  • Chilipeper
    Рыба гниёт с требухи."Когда вы переста...
  • Владимир Безгрешнов
    интересах чьей страны ?Говорят, завоз ми...
  • Сергей
    ПРЕДУПРЕДИТЬ пиндосов  ОФИЦИАЛЬНО, что если ссаноматрасные НЕ УГОМОНЯТ перенюха и пи...братию, то За каждый терракт б...Бандеровцы не жел...

Негативные для России тенденции в Центральной Азии: роль Турции

«Учитывая популярность Турции в Центральной Азии и уже традиционную геополитическую игру Анкары в связке с Лондоном, можно ожидать самых болезненных последствий для российских интересов в регионе». Такой вывод делают эксперты агентства ТАСС по итогам недавнего саммита «Центральная Азия – ЕС».

Он прошел в Узбекистане и ознаменовал ряд тревожных трендов и негативных для России тенденций в регионе.

В их числе выделяют и заявление президента Р. Эрдогана, что сближение Европы с Турцией может укрепить ее отношения со странами Центральной Азии. По словам Эрдогана, «это также предоставляет странам региона прекрасную возможность освободиться от влияния России и Китая».

Делая подобные заявления, турецкий лидер имеет в виду экономическую экспансию ЕС в Центрально-Азиатском регионе в последние годы, направленную на выведение его из сфер влияния РФ и КНР. Действительно, она впечатляет даже сама по себе, без учета «турецкого фактора». Достаточно посмотреть, например, на график экспорта европейских стран в Кыргызстан, демонстрирующий его рост за первые 5 месяцев 2023 года (в сравнении с первыми 5 месяцами «доковидно-докризисного» 2019 года). Экспорт Польши вырос на 1990% (синий график), Германии – на1300% (черный график), Чехии – на 1300% (красный график), Венгрии – на 485% (оранжевый график)!...

В сближении стран Европы с Турцией в деле освоения стран Центральной Азии на основе антрироссийской и антикитайской повесток в настоящее время можно выделить не только экономическую составляющую, курируемую европейцами. Но и военно-политическую, и тесно связанную с ней идеологическо-мировозренческую, отданные на откуп туркам.

В начале апреля глава парламента Турции Нурман Куртулмуш заявил, что появление общего для тюркского мира алфавита (разработка которого идет полным ходом), это «одно из самых важных ожиданий». «Таким образом, мы, 300 миллионов тюрков, станем единым целым, представителями общего наследия», — сообщил Куртулмуш на конференции Молодежного форума исламского сотрудничества в Хиве. Спикер турецкого парламента также отметил, что «Тюркский мир обладает важным потенциалом для создания новой оси мира, в стороне от всех напряженных отношений между Востоком и Западом, Севером и Югом».

В мировосприятии своих граждан Турция уже превратила Центральную Азию в «Туркестан». Минувшей осенью турецкое министерство образования официально заявило, что в новых учебных планах по истории вместо термина «Центральная Азия» будет использоваться понятие «Туркестан». Этот шаг, по словам чиновников, направлен «на воспитание у будущих поколений чувства причастности к Тюркскому миру». По данным TRT Haber, процесс внедрения  программы в дошкольных учреждениях и школах запущен уже в этом, 2024-2025 учебном году.

Министр образования Турции лично отметил, что переход на использование термина «Туркестан» является «исторически обоснованным», поскольку это название якобы впервые встречается в древних текстах, описывающих территории, населенные тюрками. Его тут же поддержал хор говорящих голов ученых турок, заголосивших в медиа о том, насколько это «важный шаг по укреплению национального сознания будущих поколений».

Доцент Рамин Садык заявил, что идет создание общей истории, географии, литературы, карт и алфавита для Тюркского мира, и поэтому внедрение термина «Туркестан» имеет большое значение на этом фоне. А профессор Ахмет Ташагыл сообщил, что термин «Центральная Азия» был принят в XIX веке после «российского вторжения в регион», а до того было принято название «Туркестан».

На фоне подобных заявлений Турция продолжает активную политику по сближению и установлению более прочных связей с государствами Центральной Азии. Британский The Economist отводит одну из ключевых ролей в этом деле Организации тюркских государств (ОТГ), рассматриваемой экспертами Лондона как «противовес России». В трактовке англосаксов Центральная Азия использует Турцию и ОТГ, чтобы «уравновесить» в регионе влияние крупных соседей. В прошлом укрепление тюркской идентичности якобы пугало СССР, теперь – Россию и Китай. Сегодня регион бурно развивает торгово-экономические отношения с Турцией, главным двигателем которых выступает ОТГ, позволяющая создать противовес Москве, т. к., по словам британских специалистов, «все же связи стран региона с Россией остаются довольно прочными, и быстро разорвать их невозможно, например, Казахстан львиную долю своей нефти экспортирует через РФ и из России получает почти весь интернет-траффик».

Тем не менее осенью 2023 года Казахстан одобрил создание Тюркского инвестиционного фонда, утвердив решение, принятое весной того же года на саммите лидеров стран, состоящих в ОТГ. Согласно заявлению депутата Сената Казахстана Ляззат Рысбековой, «целью соглашения является создание Тюркского инвестиционного фонда в форме международной финансовой организации, направленной на содействие экономическому развитию государств-членов ОТГ путем наращивания внутрирегиональной торговли и поддержки экономической деятельности». Штаб-квартира фонда располагается в Стамбуле. Сам фонд, ставший, по сути, первой интеграционной структурой тюркских государств, финансирует проекты, направленные на продвижение ориентированных на Анкару нарративов «Тюркского мира» – от поддержки малого бизнеса до развития инфраструктурных проектов, зеленой энергетики и многого другого.

В мае 2024 года глашатай «Тюркского мира» и спикер турецкого парламента Нуман Куртулмуш посетил Казахстан с целью обсуждения углубления сотрудничества в рамках ОТГ. Его принял лично президент Касым-Жомарт Токаев, отметивший, что двусторонний торговый оборот достиг 8 млрд долларов, «но это далеко не предел». В ответ Н. Куртулмуш согласился, что у отношений остается огромный потенциал, и отметил, что Казахстан – это «земля наших предков»! Синхронно с этим саму Турцию посетила делегация Узбекистана во главе с министром инвестиций, промышленности и торговли Лазизом Кудратовым, прибывшая в Стамбул специально на инаугурационную встречу Тюркского инвестиционного фонда.

Западный рупор холодной, гибридной, информационной и прочих войн против России Jamestown Foundation уже провозгласил, что «Анкара – это новая Москва для Центральной Азии». По словам его специалистов, Турция активно продвигает свое влияние в государствах Центральной Азии, стремясь одновременно «заполнить вакуум, оставленный Россией после переноса фокуса ее внимания в Украину, и остановить экспансию Китая». С этими целями Турция «использует геополитический кризис в Евразии, особенно на постсоветском пространстве». И расширяет в Центральной Азии свое влияние, в том числе культурное и дипломатическое. Министерство по делам религии финансирует строительство мечетей и других религиозных учреждений, создание гуманитарных и социальных организаций, предоставляет стипендии для обучения в турецких исламских институтах и т. д.

И британский The Economist, и американский Jamestown Foundation особо отмечают тот факт, что Турция предлагает Центральной Азии альтернативные поставки оружия вместо российских, благодаря чему Анкара «берет на себя задачу по обеспечению военных нужд стран региона» и стремится играть в регионе ту роль, которая до сих пор принадлежала Москве.

Один из примеров, популяризируемых в англоязычных медиа, в данном контексте – это обращение властей Киргизии к Турции за помощью в сфере ПРО (противоракетной обороны) после того, как Россия якобы «потеряла возможность помогать из-за СВО на Украине».

Другой менее освещаемый, но более характерный пример – военное сотрудничество на 2025 год, которое Казахстан и Турция согласовали в конце января, когда делегация Министерства обороны РК посетила Анкару и провела переговоры с турецкими коллегами. По итогам встречи начальник департамента международного сотрудничества Минобороны РК полковник Олжас Хусаинов, подписавший соответствующий план-документ с турецким коллегой бригадным генералом Чаталом Ердоганом, сообщил, что стороны обсудили «вопросы сотрудничества в сфере военного образования и науки, миротворческой деятельности, боевой и медицинской подготовки». Планом предусмотрен также обмен визитами на самом высоком уровне.

В первой половине апреля Казахстан официально предложил Турции обеспечить ее АЭС и ядерные реакторы ураном и получить соответствующий контракт на добычу урана в республике. Согласно заявлению гендиректора конструкторского бюро химического машиностроения Бауржана Дуйсебаева, его компания уже представила госорганам Турции схему работы ядерного цикла, где 40% стоимости приходится на добычу урана, 10% – на конверсию, 40% – на обогащение и 10% – на фабрикацию.

Также Дуйсебаев сообщил, что предложил турецкой стороне схему ядерного цикла, в рамках которой уран добывается в Казахстане, проходит обогащение в России и поставляется на АЭС в Турцию: «Мы добываем уран вместе с РФ, потом в России он конверсируется, обогащается, делается топливо, строится станция, и Турция получает электричество». Заодно казахский специалист отметил, что «с учетом планов Анкары на атомную энергетику Турции понадобится очень много урана» и «один Узбекистан не сможет покрыть этот спрос».

Следствием всего вышеописанного является то, что возросшая в последние месяцы в регионе Центральной Азии активность Турции все чаще выглядит как неприкрытая экспансия.

____________________________

Рис.: А. Горбаруков

Ссылка на первоисточник
наверх